В Крыму обсудили возможность развития коневодства и конного спорта

«Сейчас коневодство и конный спорт существуют в Крыму благодаря энтузиастам»

О коневодстве, конном спорте, мустангах, чистокровных «англичанках» и не только беседуем с заведующей лабораторией коневодства Агротехнологической академии КФУ имени В.И. Вернадского, кандидатом в мастера по конному спорту Юлией Старостиной.

«Сейчас коневодство и конный спорт существуют в Крыму благодаря энтузиастам»

- Сегодня о необходимости развития в Крыму коневодства, и, конного спорта, в частности, говорится немало.  По-вашему, это реально осуществить?

- Если очень захотеть, то да, - говорит собеседница.  – Пока же, коневодство и конный спорт существуют в Крыму благодаря энтузиастам. Хотя, например, при СССР  в более чем трех десятках крымских здравниц лечили кумысом, который производили из кобыльего молока. Насколько мне известно, сегодня этот полезный для здоровья напиток производят только  в поселке Зеленогорье, опять же, благодаря, энтузиазму  работников местной конефермы. Им удалось сохранить ее даже в «лихие 90-е». К слову, в СМИ сообщалось, что после вхождения Крыма в Россию шефы из Башкирии, подарили этой ферме племенных жеребцов  башкирской породы для улучшения местной. И это радует. По сути, о вековой истории конного спорта в Крыму, тоже можно многое рассказать, немало информации почерпнуть в интернете. В дореволюционной России, например, скачки, были одним из любимейших развлечений. Причем проводились  они как среди военных и элиты, так и среди простого народа.

- Конный спорт тогда называли спортом аристократов.

- Что не совсем верно. Достаточно вспомнить  почётный эскорт из крымско-татарской конницы, который сопровождал Екатерину Великую до Бахчисарая, охранял и однажды даже спас ей жизнь. Из воспоминаний  участников этого  путешествия императрицы в Крым можно узнать о том, что татарские конники всех приводили в восторг своей джигитовкой. Кстати, еще в начале 20-го века конными соревнованиями славился и Симферополь, и местные конезаводчики. Очень любил лошадей, разводил их, к примеру, сын классика  русской литературы Федора Достоевского, живший в Симферополе до революции. Он не только  серьезно увлекался скачками, был казначеем Императорского Московского скакового общества, но и крупнейшим специалистом в России по коневодству. У него были конюшни в Петербурге, Москве и в Симферополе. В столице Крыма также была великолепная конюшня Государственного конного завода и прекрасный для того времени ипподром. Самыми престижными скачками были губернские, их посещал, например, генерал-губернатор М.С. Воронцов. А когда в 1837 году на них побывали члены императорской семьи, то скачки стали называться «царскими».

- Эта конюшня сохранились?

- По мере того, как город разрастался, ипподром был разрушен. Конюшня, она располагалась в районе нынешней улицы Севастопольской, еще несколько лет назад существовала, там проходили  соревнования, стояли кони. Но, потом они съехали в Мазанку. Хочется, чтобы  хоть  историческое здание конюшни сохранилось. Сегодня коневодство и конный спорт в Крыму тоже развиваются, но, на частной основе. Конюшня КФУ им. В.И. Вернадского - единственная государственная  на полуострове. Создана она была в конце 80-х при Симферопольском сельскохозяйственном институте. И тогда же мы начали заниматься английской чистокровной породой лошадей. Потому что, руководитель вуза Михаил Михайлович Мельников очень любил лошадей и эту породу особенно. Более того, он считал, что иметь такое подразделение в институте такого профиля престижно. Племенных лошадей для конюшни тогда закупали на Александрийском  конном заводе ( Украина) и на других, и разводили их тоже. На наших лошадках мы очень активно и успешно участвовали в различных общеукраинских и крымских соревнованиях. Но, потом,  наступили, как говорят, трудные времена. К сожалению, мои прекрасные тренеры и спортсмены Тимур Эдемович Муратов уехал в Данию, а Ирина Владимировна Попова –в Голландию. И конюшня начала… «чахнуть». О нас не то, что забыли, просто стало очень тяжело с кормами для лошадей, мы не могли скрещивать животных друг с другом, а новых «кровей» не было. При Михаиле Михайловиче Мельникове мы наших лошадок возили к жеребцам в другие конюшни на собственном коневозе. Сегодня этот автомобиль, практически, развалился. Все со временем ломается. Да, сегодня для оплодотворения лошади можно использовать спермодозу, которую привозят в специальной емкости. Но, кроме того, что не каждый ветврач сможет эту процедуру провести, сама доза стоит от 25 тысяч рублей, а от чистокровного жеребца может доходить до 60-ти. В зависимости от того, какие у него крови, в каких соревнованиях, скачках он участвовал.

- Выходит одно с другим связано? Участие лошади  в соревнованиях  - это не только престиж, но и деньги?  В других регионах России спортивное коневодство развито?

-  При правильном подходе, это – хороший бизнес. В Краснодаре, Ростове-на Дону и в других субъектах есть прекрасные ипподромы, конюшни. Вопреки всем трудностям лошади нашей конюшни  участвовали и участвуют, в основном, в конкуре. Это вид конного спорта, к слову, олимпийский, заключающийся в преодолении препятствий в определенном порядке, разной высоты и сложности. И от того, какой маршрут может чисто пройти лошадь, зависит ее цена, которая измеряется миллионами. Если прыгает  маршруты полтора метра и выше, а в Крыму есть такие, она будет стоить очень дорого.

- Сегодня для восстановления  былой славы и развития  государственной университетской конюшни явно не помешали бы инвестиции - спонсорские или грантовые. Ведь очевидно, что конюшня это алмаз, требующий соответствующей огранки.

- Любая помощь  дала бы дополнительные толчок к развитию  конюшни.  У нас большая, более 20 гектаров, территория, что очень хорошо для размножения лошадей и развития молодняка. Эти животные не должны стоять в денниках или гулять в маленьких левадках. Им необходимо быть в постоянном движении. Да, в Крыму есть другие конюшни, где очень хорошо в финансовом и материально-техническом плане – у них имеются  крытые манежи, соответствующая инфраструктура, европоле и т.д. . Но, в то же время – маленькие левадки, где лошади не могут разогнаться. Находясь в них либо в деннике, животное  живет, извините, как в тюрьме. А у нас левадки большие и наши лошадки ежедневно  сначала гуляют в них, свободно пасутся, потом обедают,  затем мы их работаем , после чего они снова гуляют.

- Поэтому они такие космически красивые? 

- В нашей лаборатории коневодства содержится поголовье прекрасных спортивных лошадей чистокровной верховой породы. А еще они у нас такие потому, что мы их очень любим! За каждым нашим сотрудником закреплены по две, три лошади, они за ними ежедневно следят и работают их. Мои лошади – Благовест и Кафедра, которую я взяла работать, когда ей было всего два года. Я ее сама заездила, как говорится, она «сделана» мною. Мы с ней участвовали в соревнованиях по конкуру, занимали первые места, и в пробегах тоже. И, хотя это было новое для нас направление,  моя любимая Кафедра  заняла первое место на дистанции 40 километров, стала чемпионкой, я была верхом. Ни она, ни я никогда в подобных соревнованиях не участвовали. Готовились мы к этому мероприятию очень основательно. Пройти такую дистанцию непросто. Наездник должен досконально знать свою лошадь: сколько она может пройти рысью, где должна идти галопом, где ей нужно отдохнуть, когда ей надо дать воды, а, возможно, животное даже следует помыть. Хорошо, что там было озеро, где можно было искупать Кафедру. Участвуя в пробеге, мы обе получили определенный опыт. Но, я поняла, что это – не мое, хотя и получила первый разряд именно по дистанционным конным пробегам, - смеется. 

-Среди студентов КФУ есть те, кто любит лошадей, занимаются конным спортом, им это интересно? 

- Ребята к нам приходят ежегодно, в основном это – студенты ветеринарного факультета. Есть и волонтеры. Но, немногие не выдерживают нагрузки, потому что, работа с лошадьми, конный спорт это не просто пришел, покатался и все. Необходимо помогать ухаживать за животным, убрать что-то, подмести и т.д..  Бывает, что ребята приходят на конюшню лишь  в хорошую погоду, а в плохую, у них находятся  «веские» причины, чтобы у нас не появляться. А летом, как правило, одна отговорка- я на море. Но, наша лаборатория создавалась для ветеринарного факультета и основная задача конюшни – быть базой для практик и научных исследований студентов ветеринарного факультета. Они  у нас проходят такие дисциплины, как «Терапия», «Хирургия», «Акушерство», «Зоогигиена». В этом году Федерация конного спорта Крыма проводила соревнования и лошади конюшни Агротехнологической академии КФУ  впервые после многолетнего перерыва участвовали в состязаниях. Они  проходили в Бахчисарайском районе на базе конно-спортивного клуба «Куликово». Спортсмены нашей лаборатории коневодства выступали в соревнованиях по конкуру. Состязались 30 участников со всего Крыма, и наша Александра Хеннинг на лошади по кличке Афина породы «чистокровная английская верховая»  заняла 3 место в общекомандном зачете. Когда лаборатория стала подразделением Учебно-научно-технологического комплекса (УНТК), у нас, в принципе, появилось больше возможностей. Мы, например, можем предоставлять такие услуги, как постой лошадей, тем самым приносить пользу КФУ.

- И много желающих оставлять своих питомцев в университетской конюшне? Ведь не каждый хозяин доверит свою лошадь, цена которой немаленькая.

- Сейчас на постое в нашей конюшне находятся две лошадки из Ханты-Мансийска. Их хозяйка, периодически приезжает к нам, довольна тем, как они содержатся. Есть одна лошадь из Симферополя. Желающих  доверить нам своих питомцев достаточно, но наша  материально-техническая база пока не позволяет взять больше животных. Ведь в составе УНТК мы находимся только с марта этого года, раньше относились  к кафедре терапии и паразитологии ветеринарного факультета Институт Агротехнологическая академия КФУ им. В.И. Вернадского. И содержали лошадок, практически, сами. Но, Алексей Владимирович Нордгаймер, тогда он был  заместитель руководителя УНТРЦ,  нас никогда не оставлял в беде. Сегодня  он – директор УНТК, у нас есть  корма для лошадей, они ни в чем не нуждаются. Основа их рациона – сено, солома, овес, свежие фрукты и овощи, которые выращивают на учебных полигонах Агротехнологической академии. На зиму запасы корма уже заготовлены.

- Волонтеры могут помогать  ухаживать за лошадьми?

- Они приходят к нам, у нас есть группа ВКонтакте, которая так и называется «Агроконюшня»,  где мы выкладываем различного рода информацию о жизни наших лошадок, их фото, и приглашаем волонтеров. Наши двери для них  всегда открыты. За помощь, будем  для них бесплатно проводить занятия. И платно для тех, кто тоже хочет освоить этот сложный, но очень красивый вид спорта – конный. Мы больше десяти лет не могли оказывать такую услугу, но, благодаря вхождению в УНТК, Алексею Владимировичу Нордгаймеру и директору нашей академии  Анатолию Владимировичу Рогозенко, сегодня это стало возможным. Наверное, потому, что они оба очень любят лошадей. Кстати, после того, как,  Анатолий Владимирович стал директором академии, в первый же день,  пришел к нам на конюшню и сказал: я хочу познакомиться с коллективом, посмотреть на лошадей. И сейчас Анатолий Владимирович постоянно к нам  приезжает, интересуется как идут дела, что нужно, может есть какие-то проблемы.

- А какая Ваша любимая порода лошадей?

- Я выросла в поселке Аграрное, занимаюсь конным спортом с 11-ти лет. Когда в 1989-м году открыли эту конюшню, мы с подружкой пришли посмотреть на лошадок, и меня «затянуло» до такой степени, что остановиться не могу, - смеется. – В нашей конюшне всегда были лошади породы английская чистокровная, и, конечно, я больше люблю их. Они – ласковые, покладистые, искренние и добродушные. Хотя, возможно,  это и не от породы зависит, а от конкретного животного, его воспитания. Но у нас были и есть животные и других пород, например,  украинская верховая, тракенская, а также их помеси. Есть  и лошади ганноверской породы, но,  они более, как роботы - надо работать, пойду. А чистокровная английская очень ждет, когда ты придешь к ней, они полностью отдаются работе, это чувствуется сразу. Чистокровки – холерики, но они же и предназначены для того, чтобы бежать. У них даже сердце в два раза больше, чем у обычной лошади, потому что во время скачек нужно кровь качать хорошо.

- Лошадки знаменитой буденновской породы есть в конюшне?

- К сожалению, нет. Это очень хорошая порода, они выносливые, мощные, замечательно показывают себя в конкуре, троеборье. Впрочем, лошади украинской верховой и ганноверской породы, тоже замечательно показывают себя в этих видах конного спорта.

- И в скачках? В Крыму они проводятся?

- В Крыму это направление не развито. В Краснодаре, Ростовской области, Чеченской республике это любят. У них, конечно, такие крови у лошадок, о таких приходится только мечтать! Их «арабы»- лошади арабской чистокровной породы, как считается, древнейшей в мире, это космос! Потому что, Рамзан Кадыров – фанат лошадей. Если человек не только какие-то финансы выделяет  на то или иное дело,  а болеет за него душой, конечно,  оно будет активно развиваться.

- А мустанги в Крыму водятся?

- Настоящих мустангов я не видела и не слышала о них. Скорее всего, это просто одичавшие лошади. Как-то ездила за грибами в район Зеленогорья, тоже видела что на плато, какие-то лошади ходили, явно не дикие. Сейчас же у нас очень много, как их называют, «покатух» - конных ферм, клубов, где туристов летом на лошадках  катают. А зимой, чтобы не кормить, этих животных выпускают  на вольные хлеба, чтобы они сами себе добывали еду. По весне хозяева их возьмут, чуть заездят и  снова будут туристов катают. Вот и весь их бизнес.

- Тем не менее, он очень активно развивается.

- Если честно,  не знаю, как ими законодательными актами он регламентируется, есть ли у таких «покатушек» какие-то лицензии, сертификаты. На каком основании они катают людей? А если, не дай бог, турист упал с лошади, покалечился, ударился головой об камень, кто будет отвечать?  Поэтому, туристы, прежде, чем садиться на лошадь,  должны понимать, что это животное непредсказуемо. Она сейчас идет абсолютно спокойно, но, что может случиться через секунду, никто не знает. У нас тоже много спокойных лошадей, но они могут испугаться  всего- ветерка, птички. Поэтому, прежде чем человек сядет на лошадь, ему должны выдать каску, провести инструктаж по технике безопасности, он должен поставить свою подпись  в договоре, что все услышал, усвоил. А еще меня всегда интересует вопрос, а здоровы ли лошади, на которых катают туристов, ветслужба  их наблюдает, их вовремя прививают?  А ведь лошади могут быть переносчиками опасных  заболеваний – лептоспироза, бруцеллеза и других. Поэтому, должны обследоваться ежегодно. Кровь лошадей нашей конюшни  исследуется регулярно, мы прививаем их от пневмонии, столбняка, дерматомикоза, лептоспироза и других опасных заболеваний. Если едем на соревнования, опять  проводим им всю необходимую вакцинацию. Иначе их просто не пустят на цивилизованную конюшню даже на фуре. Причем вакцины должны быть только свежие. Если этого нет, твою лошадь  в денник не поставят, потому что боятся, что она может заразить других, и будет падеж. Прежде чем брать лошадок на постой в нашу конюшню, мы предъявляем точно такие же требования. Более того, даже пройдя необходимую вакцинацию, имея все прививки, такая лошадка 30 дней находится на карантине- у нас для этого есть денники на улице. У нее- отдельное ведро для питья, даже лопата и вилы, которые используют для уборки этого денника – индивидуальные. Мы наблюдаем за этим животным, и только по истечении необходимого срока, если все хорошо, можем запустить его в наш табун. Иначе никак, животные у нас недешевые, мы их любим  и не можем рисковать. Вырастить подготовленную спортивную лошадь непросто, а чтобы купить ее, надо иметь целое состояние. На окончательную стоимость лошади влияет не только её порода, но и ряд других факторов: возраст, родословная, обучение, здоровье и предназначение. Самые дорогие стоят сотни тысяч долларов. Стоимость колеблется в зависимости от породы, родителей животного - от трех тысяч долларов до 100 тысяч. Хорошие спортивные лошади могут стоить еще дороже.

-Сегодня немало участников СВО нуждаются в реабилитации. Иппотерапию можно для этого использовать?

- В сущности иппотерапия – это форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступает лошадь. Наверное, у кого-то такая идея в мыслях уже есть, верховая езда для некоторых, действительно,  может стать лечебной. Возможно, при поддержке государства, какая-то частная конюшня этим и займется. Наша лаборатория коневодства, хоть  и существует уже 10 лет, лишь сейчас, как говорится, набирает обороты. 

- На  Ваш взгляд, какие направления коневодства нужно развивать в Крыму? Если в Симферополе снова появится крытый манеж или ипподром,  это может стать  еще и туристической достопримечательностью столицы Крыма? 

- Сегодня у нас открываются новые конные фермы и клубы. Одни серьёзно занимаются спортом, другие сосредоточены на «покатушках» туристов, третьи разводят лошадей для производства кумыса. Учитывая благоприятные климатические условия Крыма, все эти направления можно и нужно развивать, но делать это профессионально и качественно. Спортивное направление активно развивается, есть с десяток неплохих конюшен, их лошадки участвуют в различных местных соревнованиях,  и в тех, что проводятся на материке. Конным спортом в Крыму можно заниматься, фактически, круглый год. Что касается крытого манежа, ипподрома, то об этом можно только мечтать. Кстати, еще после Великой Отечественной войны ипподром в Симферополе работал и пользовался популярностью. Там были трибуны с навесами, кассы, действовал тотализатор. Даже улица, которая теперь называется  имени Крымских партизан, в то время носила имя Ипподромная. Но, со временем, все пришло в упадок, и на месте ипподрома построили многоэтажки. Пока же мы планируем на своей территории сделать небольшое поле с песочным покрытием, потому что, на траве или  обычном грунте спортсменам - конникам сложно тренироваться.

- Какие черты характера необходимо иметь, чтобы стать хорошим наездником? Силу, терпение, характер?

-Главное- стремление к достижению цели. И неважно сколько тебе лет, можно и в 10, и в 20, и в 30 лет начать. Каким бы старым или немощным ни был человек, он снова молод, если ездит верхом. Если ты хочешь этим заниматься, то, невзирая на то, что где-то что-то болит, натерло, ты будешь приходить каждый день на занятия и тренироваться. И результат будет виден довольно таки быстро. Но, конечно, чтобы постичь  все азы конного спорта, нужны годы. Я уже более 25 лет занимаюсь  им, и понимаю, что многому еще надо учиться. Поэтому, все время тренируюсь, читаю, смотрю видео, пытаюсь усовершенствоваться. Лошади – это моя жизнь, в конюшню я могу прийти с любым настроением, но выхожу из нее бодрой полной сил и энергии. Конный спорт учит нас летать. Сядешь на лошадь и … летишь! И все тяготы жизни забываются, - признается моя собеседница.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру