Такая работа
Рабочий день судьи начинается в 9 утра. Официально заканчивается в 18 часов. Но в реальности график служителей Фемиды ненормированный. Судебный процесс может затянуться и до позднего вечера. А бумажная работа растягивается на выходные дни.
По штатному расписанию в Киевском районном суде задействовано 15 судей. В аппарат также входят помощники, секретари, специалисты - всего порядка 60 человек.
Сейчас в производстве суда - 5138 гражданских дел, уголовных - 670. В текущем году поступило 7980 жалоб и материалов органов предварительного следствия.
Каждый день здесь проводится около 60 заседаний по разным вопросам. На первом этаже есть стенд, на котором фамилии судей и список дел, назначенных на сегодня.
Наша сегодняшняя героиня Ольга Кузнецова уже на рабочем месте. Через час назначено первое заседание. В течение дня их будет еще 3. За этот год ею рассмотрено порядка 135 уголовных дел. Нагрузка у судей колоссальная.
До начала процесса Ольга Павловна занята изучением дела, есть несколько минут для общения с прессой.
- Вы, наверное, хотите узнать, как я пришла в профессию? - предвосхищая мой вопрос, Ольга Павловна с улыбкой начинает беседу. - Я работаю с 2008 года. Всегда хотела добиваться правды и справедливости. Если человек нуждается в защите, он должен ее получить. Мне это важно. Я начинала работать в прокуратуре, потом перешла на должность судьи. Помню, в начале своей карьеры задала вопрос старшему коллеге: «А как же библейская заповедь: «Не суди и не судим будешь»?» На что он ответил, что мы никого не судим, мы рассматриваем гражданские, административные, уголовные дела и выносим решения. Все. Никакой романтики в этом нет. Просто такая работа.
- От ваших вердиктов зависит судьба человека. На вас возлагается огромная ответственность...
- Конечно, и я всегда чувствую эту ответственность. Когда подсудимому грозит 10-15 лет, понимаешь, как это может отразиться на его жизни. Всегда есть две стороны: истец - ответчик; виновник - потерпевший. И кому-то из них точно не понравится твое решение. Мы, судьи, хотим одного - чтобы восторжествовала справедливость: права истца были защищены, а подсудимый осознал, за что он получил свой срок. Во время процесса я должна сохранять беспристрастность, но мы тоже люди, нас захлестывают эмоции, которые мы скрываем от посторонних. Но чувства нужно сдерживать. Это такая работа. Есть друзья, родные, коллеги, кому можно излить душу, есть выходные дни, отпуск, когда можно перезагрузиться и восстановиться, - рассказывает Ольга Павловна.
Есть дни, когда судье поступает до 10 дел. Его работа - это не только рассмотрение судебных процессов, но и составление мотивировочных частей решений, изучение новых дел, нормативных актов, судебной практики. Поэтому, если судья не слушает дело, значит он изучает документы. Помимо этого, в обязанности входит рассмотрение ходатайств следствия об избрании, изменении меры пресечения, о наложении ареста на имущество и т. д.
Бывают стандартные дела, как в известном фильме: «Украл - выпил - в тюрьму», когда все понятно, доказательная база собрана, обвиняемый признал вину. А есть истории, в которых еще нужно разобраться, поднять всю документацию, выводы экспертизы, прочитать, понять, как эксперт пришел к этому выводу, оценить доводы той и другой стороны. Подсудимый неправ или все же есть зерно истины в его словах?
- Сегодня у меня четыре дела, они все совершенно разные, - продолжает беседу Ольга Павловна. - Одно дело вызывает много вопросов и потребует больше времени. А вот достаточно распространенная ситуация: управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, когда человека уже привлекали к административной ответственности. Вину он признает, обстоятельства дела очевидные.
Но, по словам судьи, даже когда все кажется очевидным, всегда есть вероятность того, что судебный процесс может пойти не так. На ход и исход дела могут повлиять совершенно разные факторы. Например, обвиняемый скажет что-то новое или появятся свидетели.
- У каждого, кто оказался в зале суда, есть своя история, как он к этому пришел, - продолжает Ольга Кузнецова. - По своему опыту я знаю, что потерпевшие тоже могут спровоцировать конфликт. А обвиняемый попал в безвыходную ситуацию, совершил преступление, но хотя бы осознал это. Есть и такие, кто до последнего ведет себя дерзко и цинично. А судьи должны учитывать все факторы.
Преступление и наказание
Сейчас законом ужесточена уголовная ответственность в сфере оборота наркотических средств.
В этот день корреспондент присутствовала на двух заседаниях, связанных с наркотиками. Преступление одно, а способы реализации - разные. В первом случае мужчина в почтовой посылке заказал себе и знакомому наркотики. Объяснял это тем, что нужны были чудо-пилюли, чтобы не спать и много работать, так как у него маленькие дети. Не заметил, как подсел на них. Тогда ему понадобились другие незаконные лекарства, чтобы снять зависимость. Рассмотрение дела перенесли ввиду отсутствия на заседании адвоката обвиняемого.
Ольга Павловна, общаясь в судебном процессе с мужчиной, много времени уделила расспросам о детях.
- Это нужно для характеристики личности обвиняемого, - объясняет судья. - Нередки случаи, когда женщины просят уменьшить срок наказания, потому что у них дети, а сами не могут назвать даже их год рождения. Значит, не занимаются воспитанием и вряд ли будут.
А тут случай посерьезнее. Девушку ведет охрана, в зале она находится в стеклянной кабине. Ей вменяют незаконный оборот и сбыт наркотиков в особо крупном размере. В свои 22 года она немало повидала: росла в неполной семье, подростком перенесла насилие, жила в интернате, сейчас у нее на иждивении мама. Она полностью раскаивается. Это были доводы адвоката, который просил не наказывать свою подзащитную. Но, к сожалению, это не первый привод в полицию: девушка ранее занималась «закладками» и не оценила шанс, который ей дали судьи в первый раз, сорвав «условку». Приговор - 6,6 года в колонии строгого режима и штраф в 500 тысяч рублей. Эмоционально выступила мать, покинув зал суда до вынесения приговора. Действительно, понимаешь, что в этом доме правосудия вершатся судьбы людей.
Без молоточка и без жалости
Судьей могут стать лица старше 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее пяти лет. В основном судьями становятся помощники и секретари судебных заседаний, а также следователи, сотрудники прокуратуры.
Через несколько минут начнется заседание, и улыбчивая Ольга Кузнецова, надев мантию, перевоплощается в беспристрастного служителя закона. Насмотревшись фильмов, люди представляют в руках судьи молоточек. Это атрибут западного суда, в России он не предусмотрен.
Решения судья принимает самостоятельно, уединившись в «совещательной комнате». В это время, когда он решает, какой вынести приговор, ему запрещено с кем-либо советоваться, разговаривать по телефону.
Если кого-то из участников судебного процесса не устраивает результат разбирательства, он обращается с апелляцией в вышестоящий суд, где пересматривают решение судьи.
- Бывает, что Верховный суд отменяет мои решения. И это нормально, - заявляет Ольга Павловна. - Пожалуйста, доказывайте, что суд ошибся. В Верховном суде работают грамотные люди, с большим опытом, интересным взглядом на вещи.
Это во время судебного процесса судья сохраняет беспристрастность, а что с ним происходит, когда он остается один на один?
- Иногда думаю, что надо было построже наказать. Или, наоборот, думаю, за что я ему так много назначила? Сомнения есть всегда. Плохо, если примешивается жалость. Можно сострадать человеку, а жалость мешает принимать взвешенные решения, - размышляет наша собеседница.
За столько лет работы Ольга Кузнецова чего только не повидала. На нашу просьбу рассказать самые запоминающиеся дела - она вспомнила случай похищения человека.
- Два брата приехали с Украины и похитили с целью выкупа местного предпринимателя. Они держали его в доме и морили голодом. Мужчина сам по себе был достаточно худощавый, а за несколько дней плена еще больше исхудал. Да так, что смог вытащить руки из наручников и сбежать. Судебный процесс проходил очень эмоционально. Потерпевший жаждал мести, причем это ему было важнее, чем добиться справедливости. Из относительно недавних дел мне запомнился организатор преступления с точки зрения его характера. Подсудимых было человек шесть, они организовали интернет-магазин по сбыту наркотических средств. В главаре чувствовались лидерские качества, его бы способности да в мирное русло, он мог стать неплохим управленцем. В итоге он получил большой срок. Во время СВО заключил контракт и отбыл на спецоперацию. Там он получил ранение, освободился, но на свободе занялся привычным делом и вскоре вернулся в места не столь отдаленные.
В последнее время участились случаи обмана пенсионеров. И если организаторов этих преступлений не всегда удается привлечь к ответственности, то реальные сроки получают соучастники преступления: курьеры, которые забирают деньги у пожилых людей. К сожалению, зачастую это молодые люди, жаждущие легких денег. Но как мы помним: жалость - плохой советник.
Больше стало преступлений со сбытом наркотических средств. Но нельзя сказать, что это возникло сейчас. Просто вмешались интернет-технологии. Как и в случае с кражами.
Следующее заседание собрало полный зал обвиняемых и их защитников. Слушалось дело об организации подпольного игорного бизнеса. В зале под видом компьютерных игр делают ставки. Удалось привлечь организаторов бизнеса и девушек, которые работали кассирами. Некоторые пытались оправдаться, что не понимали, что это незаконно. Видимо, забыв, что в нашей стране азартные игры запрещены и могут быть организованы только в специальных игровых зонах. Адвокаты просили перенести заседание, а организаторы, скорее всего, проведут Новый год под домашним арестом, что не так уж плохо в сравнении с тем, что им может грозить по итогу.
- Когда выносите приговор, часто приходится видеть слезы?
- Случается. Вот недавно рыдали парни, которые выманивали у пенсионеров деньги. А люди, которых они обманули, разве не плачут? Они такие старенькие, что даже не всегда могут в суд прийти. Наша работа, прежде всего, направлена на защиту прав потерпевших и только потом на наказание виновных. А виновных мы наказываем для того, чтобы они осознали свои ошибки и перестали представлять угрозу обществу.
Четкий карьерный рост
Михаил Белоусов переступил порог суда в 1993 году. До этого успел поработать в прокуратуре, следователем. Судья уверен, что, какая бы ни была доказательная база, в процессе заседания все может поменяться и самое главное - видеть глаза человека, которого привлекаешь к ответственности.
- С опытом учишься распознавать, когда человек лукавит, - рассказывает Михаил Николаевич. - Я терпимо отношусь к разным схемам защиты подсудимого, лишь бы это было в рамках закона. Смягчающим обстоятельством может стать чистосердечное раскаяние, а также активное способствование расследованию преступления. Все участники процесса помогают судье в принятии решения. Подсудимый может в последнем слове сказать то, на что раньше ты не обращал внимания. Адвокат - донести неизвестный факт. Прокурор - указать на те моменты, которые могли остаться без внимания. Я всех внимательно слушаю и взвешиваю доводы каждого.
- А в чем вы видите вашу миссию?
- Служение народу, как бы громко это ни было сказано. Вы же хотели бы, чтобы ваше дело рассматривал внимательный, сопереживающий человек. Закон - это не дубинка, чтобы ею размахивать. Что совершил, то по заслугам получил, ни больше ни меньше.
Судья Оксана Карчевская готовится к заседанию. Случай любопытнейший: мошенничество, в котором задействованы люди в рясах. В ходе расследования вскрылись и миллионные счета, и бизнес за границей. Материалы дела включают почти сто томов. 37 удалось исследовать в ходе прошлого заседания. Остальные хотят рассмотреть сегодня. Во сколько закончится процесс, никто не знает.
- И таких многотомных дел в производстве у нас около 30, - говорит Оксана Викторовна.
Оксана Карчевская работать в суд пришла в 2009 году. Прошла все ступени карьерного роста: секретарь, помощник судьи и в 2020-м получила должность судьи.
- Я ничего не планировала. Все получилось случайно. Но мне понравилась эта работа: разбираться в документах, общаться с людьми. В общем, меня затянуло, - смеется она.
Активная, молодая, с задором, Оксана Викторовна не воспринимается как строгая судья. Но стоит надеть мантию, как она преображается: появляется строгость в голосе, окинув взглядом человека, она будто все о нем понимает.
- Каждую историю пропускаешь через себя. Иначе невозможно, - вздыхает служитель закона. - Знаете, когда выносишь оправдательный приговор, это ни с чем не сравнимые эмоции. В моей практике было два случая. Помню, как человек расплакался, видимо, не мог поверить, что это произошло. Оправдать человека сложнее, чем обвинить. Почему в суде так мало оправдательных приговоров? Потому что у нас хорошо работает следствие, собирая доказательную базу. Непросто выносить срок, но я успокаиваю себя тем, что это не я, а закон в моем лице. Председатель нашего суда Андрей Долгополов учил нас: чтобы не грызли муки совести, надо принимать такие решения, чтобы перед собой стыдно не было.
Надо было видеть волнение паренька, а затем обрушившуюся на него радость, когда ему дали условный срок за украденную в супермаркете бутылку джина стоимостью 304 рубля. Столь малая цена похищенного могла обернуться долгими месяцами тюремного заключения, так как в свои 24 года он уже не чист перед законом. Дали последний шанс.
Обожая свою работу, Оксана Карчевская не понимает, почему молодежь не стремится идти работать в суд.
- Я общалась со студентами юридического вуза. Они все хотят быть следователями, юристами, аргументируя, что там больше платят. А где они опыт для своих больших зарплат получать будут? В суде за ручку водят, все объясняют, есть четкий карьерный рост. Уже через два года можно стать помощником судьи. У нас долго не засиживаются на маленьких должностях.
А вот Александра Проценко осознанно и с огромным желанием пришла работать в суд после окончания университета. Признается, что на выбор профессии повлияли родители-юристы, но она ни капли не жалеет!
- Я работаю секретарем чуть больше года. И хочу стать судьей. Мне кажется, что ради этого идут работать в суд, - уверена девушка.
Председатель Киевского районного суда Андрей Долгополов в декабре отмечает 31 год службы у Фемиды. Для своих сотрудников он образец для подражания - мудрый и справедливый.
- Я начал работать после распада Советского Союза, - вспоминает Андрей Николаевич. - Могу сказать, что украинская судебная система проще, но российская - интереснее. При Украине, вынося приговор, например 5-10 лет лишения свободы, я мог признать смягчающие обстоятельства, но они не влияли на наказание. А в нашей стране некоторые обстоятельства снижают максимальный срок. Обучаться новому законодательству мы ездили на материк. К нам приезжали судьи, и уже с середины 2015 года мы во всем разобрались.
Председатель подтверждает, что в их суде одна из самых больших нагрузок. В год рассматривается 700-800 уголовных дел и порядка 6000 гражданских. Судья по уголовным делам в день проводит 4-6 заседаний, по гражданским - до 30 может доходить.
А вот судья Людмила Сологуб отмечает, что загруженности суду добавляет недоработка отдельных служб.
- Вместо того чтобы выполнять свою работу, они делегируют ее суду, - поясняет Людмила Викторовна. - Например, иск об определении места жительства ребенка. Зачастую нет никакого спора между родителями, но мать вынуждена обращаться в суд. А все потому, что органы соцзащиты, которые выплачивают пособия, рекомендуют предоставить судебное решение о том, что место жительства ребенка определено с матерью, то есть по месту ее регистрации. Хотя есть документы, подтверждающие это. И вместо того, чтобы заниматься действительно спорными ситуациями, проводим такие заседания. Мы, в свою очередь, должны подключать органы опеки, чтобы они составили акт обследования жилищных условий матери. Задействуется много лишних людей. И это не единичный пример, когда искусственно создается ситуация, при которой люди вынуждены обращаться в суд за защитой своих прав.
На часах уже начало седьмого, работники домой не торопятся, им еще надо отписать решения, а в каких-то залах продолжаются заседания. Мой день в стенах суда пролетел незаметно и насыщенно. Сколько историй я сегодня узнала! Суд - это место, где проявляются все проблемы общества, вся жизнь. Странно чувствовать, что я сейчас пойду домой, а кто-то - отправится в колонию отбывать наказание.
Здесь, в суде, видишь, какой огромный объем работы выполняют судьи, как неформально они относятся к каждому делу и человеку, преступившему закон. Для служителей Фемиды закон - святое, но они готовы выслушать и понять, почему обвиняемый его нарушил. При этом судьи - это обаятельные, позитивные люди, трудоголики. Да, когда они в мантии, они беспристрастны, но они умеют сопереживать. Судить людей - это тяжелая работа. Но такая работа.