- Все началось с идеи издания философского альманаха, посвященного памяти Дарьи Дугиной, - отмечает профессор кафедры философии КФУ им. В.И. Вернадского, доктор философских наук Олег Габриелян. - Руководителем проекта «Русская мысль живет» и автором самой идеи является заведующий кафедрой философии КФУ им. В.И. Вернадского, доктор философских наук Олег Шевченко.
В продолжение проекта свет увидела книга карманного формата «Полевая тетрадь СВО».
- Мы с коллегами часто встречаемся с участниками СВО, - говорит Олег Шевченко. - Многие ездят в агитбригадах совместно с Министерством обороны в войсковые части, и там нам задают вопросы, на которые четкие, прямые, ясные ответы дать не можешь. Понимаешь, что в течение двух часов ты бы прочитал лекцию на тему: почему с точки зрения международного права мы правы, начав СВО.
Как найти выход из ситуации, подсказала творческая мысль.
- Возникла идея собрать все вопросы, которые задают граждане на исторических территориях, бойцы в курилках, а потом создать коллектив, который ответит на них, - восстанавливает хронику событий собеседник. - И вот собрали около 15 человек, которые ответили на более чем 50 актуальных вопросов.
В процессе работы у крымчан возникли проблемы, для решения которых потребовался совет московского соавтора проекта - эксперта Национального центра исторической памяти при Президенте РФ, члена совета регионального отделения Российского военно-исторического общества в Московской области Александра Макушина.
- В процессе работы над сборником я позвонил Александру и говорю: проблемы возникают, - вспоминает Олег Шевченко. - Какой-то у нас странный получается сборник. Один из нас - имперец, другой - республиканец, третий - анархист, поклонник Перуна. «Нет, - говорит коллега, - должна быть разница взглядов. Но эта разница должна быть объединена под одной обложкой, так же как разные идеологии объединяются в любви к нашей Родине, России». Поэтому мы совершили волевой акт и издали все совместной книгой.
Как отмечает собеседник, никто из авторов гонорар за публикацию не получил.
- Все отказались от своих авторских прав: Александр Макушин, наши историки, юристы, философы, поэты и художники, - отмечает он. - Сборник небольшого формата, чтобы можно было носить в кармане и прочитать в троллейбусе или в блиндаже во время перерыва в военных действиях. Издание было софинансировано преподавателями КФУ. Из своих зарплат мы скинулись и издали 100 первых экземпляров, которые практически все разошлись. В Интернете издание доступно совершенно бесплатно.
В свою очередь Александр Макушин трактует объединение различных идеологий шире страниц «Полевой тетради СВО».
- Россия - страна-цивилизация, - напоминает он. - Страна, которая в своем развитии формировалась как некая объединяющая сила людей разных вероисповеданий, разных культур. Попытка навязать единую идеологию в России была. Это советский период. Всеми его достижениями мы пользуемся. Это наше единое полотно истории. Но мы живем уже в другую эпоху. Человек сейчас живет в информационном мире. И наличие некой единой догматированной идеологии, на мой взгляд, невозможно.
Объединяющую концепцию России Александр Макушин связывает с общей цивилизационной идеей, вокруг которой мы и строим свое государство.
- И идея эта формируется на основе общей исторической памяти, в которой мы признаем и светлые, и темные стороны, - высказывает экспертное мнение специалист. - Мы прекрасно понимаем, что это наша общая история, на фундаменте которой мы можем двигаться вперед. Во всем мире сейчас нет единой идеологии. В чем сейчас и прелесть, и сложность для меня и моих коллег в работе с молодежью. Если молодежь заинтересована, она находит множество источников. И мы будем понимать и разбирать разные стороны. Новый мир в своем отличительном многообразии неразрывно связан с историческим прошлым: поэтому крымские исследователи ищут ответ на вопрос: кто он, герой нашего времени?
- Сейчас команда исследователей на нашей кафедре работает над проектом «Образ героя в современном российском медиапространстве», - говорит Олег Габриелян. - Мы столкнулись с серьезной проблемой, исследуя этот образ. Есть ясное понимание должного героя: за что государство дает ордена. А есть то, что в реальности, в обществе: как молодежь воспринимает этот образ, как он складывается. И мы видим, что вот этот образ многомерен. Одно дело обозначить кого-то героем, а другое - чтобы эти герои были реальными. Такое совпадение наблюдалось в годы Великой Отечественной войны: Герой Советского Союза был народным героем.