Как отметил председатель Комитета Государственного Совета Республики Крым по патриотическому воспитанию и молодежной политике Владимир Бобков, историческая правда прозвучала в те дни, когда отмечаются сразу две годовщины: Нюрнбергского процесса и суда над генералом Йенеке, названного Крымским Нюрнбергом.
- 20 ноября - очередная годовщина начала Нюрнбергского трибунала, который до сих пор является главным судом над нацистскими преступниками XX столетия. С другой стороны, был процесс, который известен меньшему кругу даже исследователей. Это так называемый Крымский Нюрнберг, который происходил в Севастополе. Первое его заседание состоялось 12 ноября 1947 года. На скамье подсудимых был командующий 17-й немецкой армией Эрвин Йенеке, который по итогу был обвинен в организации массовых преступлений и в отношении крымчан на заключительном этапе военных действий за Крымский полуостров.
По словам Владимира Бобкова, все материалы, которые были сформированы в процессе суда над немецким генералом, во многом являются важнейшим источником по изучению темы нацистских преступлений в отношении советских граждан, и крымчан в их числе.
- Конечно, все это приобретает особое значение в контексте той большой подготовительной работы, которая проводится в России по принятию закона о геноциде советского народа, - отмечает собеседник. - И на века, я уверен, и в юридической плоскости, и, главное, в сознании россиян мы назовем вещи своими именами.
Обращаясь к теме преступлений, совершенных фашистскими оккупантами на территории Крыма, Владимир Бобков приводит цифры человеческих потерь.
- Это 47 тысяч военнопленных, 87 тысяч мирных граждан, которые были уничтожены на территории Крыма. А также 85 тысяч человек, принудительно вывезенных с территории полуострова.
В свою очередь, председатель Крымского отделения Российского исторического общества, директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин напоминает, что проект «Без срока давности» ведется с 2019 года и одна из его главных задач - рассказать людям, которые выросли после войны, о том, что происходило в те годы.
- Люди подзабыли многие реалии войны и оккупации, - говорит он. - Для многих это новая информация. Подросли новые поколения, им нужно рассказать об этом. Очень важно, что проект позволяет установить много новых имен не только преступников, которые совершали злодеяния, но и жертв. Крымская «Книга памяти» насчитывает 8 томов. «Книга памяти» Краснодарского края еще больше. Если мы будем даже бегло листать, увидим, что большая часть - процентов 60-70 людей, упомянутых в этих книгах, призванных из разных регионов, но чья боевая деятельность закончилась на территории Крыма, обозначены как пропавшие без вести.
С самого начала проекта «Без срока давности» работу по поиску, рассекречиванию и опубликованию тех документов, которые касаются преступлений нацистов и их пособников на территории полуострова, активно проводит Управление ФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю.
- Этот процесс у нас активизировался, - говорит представитель УФСБ России по РК и Севастополю Игорь Верешков. - Мы на тысячи документов и десятки тысяч листов выходим. Выявляем интересные, малоизвестные факты, уточнения тех преступлений, которые уже были расследованы на территории Крыма.
Как отмечает Игорь Верешков, гриф секретности снят с дела главного обвиняемого на Крымском Нюрнберге генерала Йенеке.
- Будет обнародовано дело в отношении генерала Йенеке и 18 немецких военнослужащих, - говорит он. - Мы окончательно рассмотрели полный комплекс документов. Опирались мы на то решение и на те материалы, которые сейчас хранятся в Центральном архиве ФСБ РФ. Они тоже рассекречены. В крымском архиве представлены в основном копии и выписки из тех документов, которые были использованы на этом судебном процессе. Это около 100 документов на 240 листах. Основное дело - 21 том.
Однако ни Нюрнбергский процесс, ни суд над немецким генералом и его приспешниками в Севастополе не могут поставить точку в расследовании военных преступлений.
- 200 тысяч немцев - прямые участники казней, - напоминает Владимир Бобков. - Поэтому проект «Без срока давности» - это глубокое идеологическое противостояние между нами, пытающимися объяснить глубину трагедии того времени и доказать справедливость наших обвинений, и теми, кто пытается всеми силами: через литературу, кинематограф, искусство, открытые лекции это опровергнуть. Им подыгрывают некоторые наши зараженные в 90-е годы сограждане. Но мы готовы стоять до конца и будем в этом плане только усиливать свое информационное давление.