В Севастополе отметили полвека со дня создания группы уникального подразделения ВМФ

С начала освоения морских глубин подводными лодками встал вопрос об оказании помощи аварийным и затонувшим субмаринам. Но вопрос спасения подводников долго оставался на втором месте. То есть спасение утопающих было делом рук самих утопающих. Разрабатывались и внедрялись различные аппараты и технологии самоспасения, самостоятельного выхода из подводных лодок, организации дыхания из резервных источников. Но на помощь извне рассчитывать подводники не могли.

В Севастополе отметили полвека со дня создания группы уникального подразделения ВМФ
Фото: muzey-sevastopol.ru

В беде не оставят

Самым первым подводным наблюдательным аппаратом была камера инженера-механика Евгения Даниленко. Первое удачное погружение совершено 2 сентября 1923 года. И уже в 1956 году началось строительство спасательных колоколов «СК-57», «СК-59», «СК-64». Но эти аппараты полностью зависели от положения судна-носителя и от погоды на поверхности моря. Первый маневрирующий автономный управляемы подводный аппарат «УПС-1» был создан в 1961 году. В ходе учений аппарат «спас» трех подводников с лодки «С-63», лежащей на грунте на глубине 160 метров.

Фото из архива Анатолия Романова

Техника совершенствовалась. В 1971 году были построены первые автономные рабочие подводные аппараты АРС. В ходе учений они сняли с лодки часть экипажа с глубины 60 метров, подали шланги с судна-спасателя. После продувки цистерн главного балласта лодка всплыла.

Спектр задач, которые ставили перед подводными аппаратами, быстро расширялся. Они изучали живой подводный мир, занимались археологией, помогали гражданским подводным аппаратам, стали многопрофильными трудягами. По итогам работ первых аппаратов в 1974 году началось строительство универсальных аппаратов проекта 1837К. После этого у экипажей подводных лодок появилась надежда и уверенность в том, что в беде их не оставят, всеми силами будут бороться за их спасение.

10 сентября 1974 года на Черноморском флоте появилась 288 Группа подводных лодок специального назначения. Она входила в состав 409 Отдельного дивизиона Аварийно-спасательной службы ЧФ. В нее вошли небольшие подводные аппараты или подводные снаряды, способные погружаться до глубин 500 метров, осуществлять поиск затонувших лодок и оказывать посильную помощь экипажам. Аппараты должны были очищать комингс-площадки для состыковки, подавать шланги для подачи воздуха с судна сопровождения. Помимо этого, аппараты могли осуществлять поиск и подъем важных военных предметов (мин, торпед, самолетов) со дна моря, проводить научные исследования на рельефе дна.

«Национальная гордость и достояние России»

Первым командиром 288 Группы был капитан 2 ранга Леонид Лей. В состав управления группой вошли капитаны 3 ранга Василий Маврин и Юрий Карелин. В составе группы работали аппараты АС-1, АС-4 (командир Сергей Цыганков), АС-5 (Анатолий Катигороховский), АС-6 (Сергей Антоненков), АС-10 (Юрий Карелин), АС-11 (Владимир Милашевский), АС-17 (Борис Зыков), АС-32 (Илькам Файзулин).

Группа просуществовала 23 года и была расформирована в 1997 году. Это целая эпоха в развитии средств спасения подводников. Всего было построено 9 спасательных подводных аппаратов, из них четыре по проекту 1837К. На сегодняшний день остался один - АС-5 на Балтийском флоте.

Следующее поколение подводных аппаратов строилось на заводе «Красное Сормово» по проекту1855 «Приз». Их корпуса из титанового сплава позволяли погружаться до 1000 метров. Испытания их проходили на Черном море. В качестве наставников новых экипажей и командиров выступала 288 Группа.

Вот только несколько примеров работы подводных спасателей. В 1980 году под Геленджиком на глубине 270 метров запутался в плетении подводных кабелей гражданский аппарат «Аргус» с тремя пилотами. Командование ЧФ направило на помощь спасательное судно «Георгий Козьмин» с аппаратами АС-8 и АС-12, коллекторное судно «Кил-33» и кабельное судно «Цна». Командир АС-8 Михаил Севрюгин правильно определил кабель, подал команду на «Цну», которая подняла кабель и освободила «Аргус».

Летом 1991 года в районе мыса Херсонес судно-спасатель «Михаил Рудницкий» с АС-4 и АС-5 обследовали затонувшую при буксировке списанную подводную лодку. Но АС-4 запутался в полипропиленовом буксировочном канате. На помощь пришла «Коммуна» с АС-32 на борту. Экипажу этого аппарата удалось манипулятором с ножом перерезать канат и освободить своих коллег.

В 1983 году советская ПВО сбила южнокорейский «Боинг-747» в районе Сахалина. Нужно было срочно собрать его обломки на глубине 200 метров на площади 400 квадратных метров. После 6 часов работы над грунтом аппарат пошел на всплытие. Американцы его слышали, знали о его всплытии. Фрегат «Беджер» пытался организовать таран всплывающего аппарата АС-14. Столкновения чудом удалось избежать, погрузившись на 30 метров.

В 2024 году в составе ВМФ России работает шесть подводных аппаратов, значительно превосходящих по своим техническим характеристикам аппараты 288 Группы. Так, например, «Поиск-6» способен работать на глубинах до 6000 метров (оказался невостребованным флотом). С 1986 по 1995 годы были построены три глубоководные станции проекта 1910 и три проекта 1851. В состав ВМФ в 2000 году вошел «шеститысячник» проекта 16810 «Русь». А в мае 2011 года - аппарат «Консул» проекта 16811.

Начальник аварийно-спасательной службы в 1989-1990 годах капитан 1 ранга в отставке Виталий Юрганов говорит: «История отечественной подводной техники, гидронавтики и освоение мирового океана - национальная гордость и достояние России».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 2 октября 2024

Заголовок в газете: Подводные лодки спецназначения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру