«Не боятся только дураки»
- Как правило, человек при выборе профессии решает для себя, какая более интересна ему, близка по способностям, характеру, образу жизни. Вы в свое время связали свою жизнь с армией. Почему?
- Я с детства хотел быть военным, как отец. Он служил в Германии. И до сих пор помню, хотя мне тогда было всего 4 года, как в наш гарнизон приехал сын командира части в суворовской форме. Она настолько меня впечатлила, что я уже тогда решил стать суворовцем. И после 8-го класса поступил в Уссурийское суворовское военное училище, по его окончании в 1984 году обучался в Московском высшем военном пограничном училище, потому что очень хотелось быть похожим на Никиту Карацупу - легендарного пограничника, Героя Советского Союза. Фильм «Государственная граница» - шедевр кинематографа - тоже произвел на меня сильное впечатление, до сих пор это один из моих любимых фильмов. После окончания училища уехал служить в Закавказье, затем - в Калининградскую область. Потом снова была Москва - учился на курсах повышения квалификации на пунктах пропуска, по окончании которых проходил службу в Западном пограничном округе, в городе на Дунае - Измаиле, на границе с Румынией и Молдавией. С 1994 года проходил службу на Крымском полуострове. В 2010 году ушел на пенсию. Но размеренная пенсионная жизнь - не для меня. Поэтому уже в 2011 году пошел работать в университет, где продолжаю трудиться и сейчас. А в 2022 году принял решение добровольно поехать в зону СВО. Написал заявление на отпуск за свой счет и отправился на должность заместителя директора военного охранного предприятия, осуществлявшего деятельность в Херсоне и Херсонском районе под эгидой Международной Ассоциации ветеранов подразделения группы антитеррора «Альфа».
- Чем там занимались, можете рассказать?
- К примеру, охраняли учреждения образования и здравоохранения, в которых проходил референдум о вхождении Херсона и Херсонской области в состав Российской Федерации. К сожалению, город Херсон нам пришлось оставить. Но при этом мы продолжали выполнять поставленные задачи - охраняли переправу детей на левый берег Днепра. Несколько раз их передислокация срывалась, потому что были, как их у нас называют, «ждуны», которые сообщали информацию о ней противнику. Чтобы обезопасить детей, мы меняли время и место переправы. В итоге около 900 детишек удалось перевезти в безопасное место, после чего мы получили команду отходить и вынужденно оставили город Херсон. Наше охранное предприятие тоже передислоцировалось в Геническ, я вернулся в Крым и приступил к выполнению своих обязанностей в университете.
- Как оказалось, не только их?
- Поскольку я возглавляю Симферопольскую городскую организацию ветеранов пограничной службы, а также исполняю обязанности председателя регионального отделения Российского совета ветеранов пограничной службы, мы с товарищами, независимо от званий - полковники, майоры, прапорщики, вступили в состав Отдельной бригады народного ополчения Республики Крым. Проходим подготовку на полигонах и готовы для выполнения задач, которые ставятся руководством региона. К примеру, в период выборов Президента России охраняли ЮБК, в том числе и один из избирательных участков. А в свободное время мы с коллегами из ветеранской нашей организации занимаемся военно-патриотическим воспитанием детей и молодежи.
- Почему решили это делать?
- Глядя на то воспитание, которое сегодня получает молодежь некогда братской Украины, которой уже сложно объяснить, кто победил в Великой Отечественной войне, кто кого спас от фашистской нечисти, настолько там извращаются исторические факты, мы должны понимать, что воспитанию, обучению, образованию наших детей необходимо уделять максимальное внимание. Я считаю, что молодежь - это наше сегодняшнее и от того, какое оно будет у нашей молодежи, зависит наше общее будущее. Поэтому надо воспитывать детей в духе патриотизма.
«Дети должны знать правду»
- Какие вопросы на встречах, мероприятиях вам и вашим военным товарищам они задают?
- Иногда они по-детски, наивно, спрашивают: не было ли вам страшно? Но мы понимаем, что ребят этот аспект тоже волнует. Поэтому говорим им правду - что было страшно и что не боятся, извините, только дураки. Приводим им реальные примеры героизма наших соотечественников, рассказываем о подвигах, которые они совершают в зоне проведения СВО. Говорим о том, что там сражаются с нацизмом и молодые ребята, и люди в возрасте, и рядовые, и офицеры, то есть те, кто готов к самопожертвованию. Нередко на встречах ребята нам говорят о том, что, мол, вы же могли не участвовать в СВО из-за возраста, семейных обстоятельств и т.д… Объясняем им: да, у нас большая часть детей воспитывается в полных семьях, а кто будет защищать тех детей, где нет мужчин? Впрочем, рассказываем ребятам и о том, что в СВО участвует немало отважных женщин, настоящих защитниц Отечества. Это связисты, операторы БПЛА, медики… Иногда смотришь - она сама весит не более 50-ти килограммов, а выносит на себе с поля боя раненых бойцов - крепких мужиков, тем самым спасает им жизнь.
- И как школьники, студенты воспринимают такую информацию?
- Я бы сказал, по-взрослому. Им интересно примерить бронежилет, каску, которые я привез из зоны проведения СВО. На мероприятия мы приносим какие-то средства связи, им хочется их изучить, узнать, как все работает. Стараемся, чтобы было визуальное сопровождение. Когда с молодежью говоришь на темы героизма, патриотизма доступным, понятным для них языком и они могут задавать вопросы, воспитательный процесс намного эффективнее получается. Беседуя с детьми, мы им просто объясняем, что героями не рождаются, что их правильно воспитывали родители. Хотя от некоторых можно услышать: в школу пойдет или в армию, там воспитают. Но это только как приложение к тому, что уже было заложено родителями.
- А как сами родители реагируют на мероприятия, которые вы с коллегами проводите с детьми?
- Как таковой связи с родителями мы пока еще не наладили, будем этим заниматься. Но, судя по тому, что ребята пишут в письмах, открытках, которые мы передаем в зону СВО, подразделения прикрытия административной границы Крыма, когда отвозим туда гуманитарную помощь, мамы и папы очень поддерживают в этом благом деле своих детей. Эти весточки от детворы очень дороги для наших защитников, действительно трогают, берут за душу. Там, «за ленточкой», сразу чувствуешь, что в эти несколько строк ребенок вложил эмоции своего маленького сердца.
- Для проведения патриотических мероприятий выбираете целевую детскую аудиторию?
- Конечно, нет. Единственное - выбираем такое время, чтобы не мешать учебному процессу. Или общаемся с детьми на тематических уроках «Разговоры о важном». Наиболее тесные связи у нас уже налажены с Таврическим колледжем КФУ: со студентами часто встречаются участники СВО и рассказывают им о происходящем там, отвечают на их вопросы. Запомнилось, как на одной из таких встреч в начале мая ребята спросили: как будете отмечать майские? Ответ был простой - соберемся и поедем охранять наш Крым. Так и получилось: наше подразделение в полном составе отправилось на рубежи, зато приятно, что наши соотечественники смогли относительно спокойно отдохнуть. Понятно, пока Запад поставляет нашим врагам дальнобойные ракеты, полную безопасность гарантировать сложно. И, к сожалению, имеется много информаторов, «ждунов», кто-то называет их «эвакуированные», «понаехавшие», суть одна. Несколько раз мы сталкивались с желающими «сфотографироваться на крымской земле». Да, без «фильтрации» не обойтись, нам ее еще проводить и проводить.
- Подобное происходило и в годы Великой Отечественной войны, история повторяется.
- Но мы должны извлечь из нее уроки и хорошо их усвоить. И ни в коем случае не «потерять» нашу молодежь, как это было в «лихие 90-е». А чтобы это не повторилось, мы должны общаться с ней, обучать, объяснять, что реально происходит в мире и почему наша страна проводит СВО. Ведь, привыкнув к мирной жизни, ребята даже по своей наивности могут рассказать нашим «доброжелателям» то, что им знать не надо. Поначалу даже я, взрослый человек, был не готов, например, к тому, что один из сотрудников нашей структуры, выполнявшей поставленные задачи в Херсоне, уроженец и житель Новосибирска, приехал в зону СВО по заданию спецслужб Украины, собирал и передавал им информацию о нас. Потом он уехал на север Крыма копать окопы, где тоже делал фотографии, которые вместе с координатами передавал врагам. Спасибо нашим спецслужбам, которые его задержали, он получит заслуженное наказание. А ведь это человек, который родился в России, вырос, получил высшее образование, имел хорошую работу, словом, получил от родной страны все и предал ее.
- Детям о таких случаях вы тоже рассказываете?
- Естественно, они должны знать правду. Мы не сюсюкаемся с ними, а разговариваем как с равноправными собеседниками. Они ценят такую доверительность, поэтому и вопросы задают прямо. К примеру, нередко спрашивают: а вы людей убивали? Мы им честно отвечаем: людей мы никогда не убиваем, а вооруженных врагов, которые готовы убить тебя, твоих родных, уничтожаем, это разные вещи. Я ребятам тоже прямо говорю: убить человека не смогу, а врага не то что рука не дрогнет, мне и оружия не надо.
- Очевидно, что на патриотическое воспитание молодежи вы с товарищами тратите не меньше времени и душевных сил, чем на остальное.
- Работа с молодежью для меня - одно из важнейших направлений. Мы не только беседуем с ребятами, но и, совместно с ДОСААФ, «Молодой гвардией», «Крым-патриот центром», проводим для них военно-спортивные игры, соревнования. Поэтому ответ на вопрос: «Как воспитать патриота?» у меня один: вложить душу в ребенка, общаться с ним постоянно вживую, а не с помощью СМС.