Ветеран погранслужбы и участник СВО о предателях, рисках для детей и патриотическом воспитании

Как воспитать патриота?

Патриотами не рождаются, их действительно надо воспитывать, убежден председатель Симферопольской городской организации ветеранов пограничной службы Регионального отделения в РК Российского Совета ветеранов пограничной службы, главный специалист Центра международных образовательных проектов КФУ, полковник запаса, участник СВО (доброволец) Игорь Цвиркун. Несмотря на большую занятость, Игорь Владимирович часто встречается со школьниками, студентами колледжей и вузов, беседует с ними о патриотизме, воинском долге и настоящих человеческих ценностях.

Как воспитать патриота?
Глава Госсовета Крыма Владимир Константинов вручает Игорю Цвиркуну орден "За верность долгу"

«Не боятся только дураки»

- Как правило, человек при выборе профессии решает для себя, какая более интересна ему, близка по способностям, характеру, образу жизни. Вы в свое время связали свою жизнь с армией. Почему?

- Я с детства хотел быть военным, как отец. Он служил в Германии. И до сих пор помню, хотя мне тогда было всего 4 года, как в наш гарнизон приехал сын командира части в суворовской форме. Она настолько меня впечатлила, что я уже тогда решил стать суворовцем. И после 8-го класса поступил в Уссурийское суворовское военное училище, по его окончании в 1984 году обучался в Московском высшем военном пограничном училище, потому что очень хотелось быть похожим на Никиту Карацупу - легендарного пограничника, Героя Советского Союза. Фильм «Государственная граница» - шедевр кинематографа - тоже произвел на меня сильное впечатление, до сих пор это один из моих любимых фильмов. После окончания училища уехал служить в Закавказье, затем - в Калининградскую область. Потом снова была Москва - учился на курсах повышения квалификации на пунктах пропуска, по окончании которых проходил службу в Западном пограничном округе, в городе на Дунае - Измаиле, на границе с Румынией и Молдавией. С 1994 года проходил службу на Крымском полуострове. В 2010 году ушел на пенсию. Но размеренная пенсионная жизнь - не для меня. Поэтому уже в 2011 году пошел работать в университет, где продолжаю трудиться и сейчас. А в 2022 году принял решение добровольно поехать в зону СВО. Написал заявление на отпуск за свой счет и отправился на должность заместителя директора военного охранного предприятия, осуществлявшего деятельность в Херсоне и Херсонском районе под эгидой Международной Ассоциации ветеранов подразделения группы антитеррора «Альфа».

- Чем там занимались, можете рассказать?

- К примеру, охраняли учреждения образования и здравоохранения, в которых проходил референдум о вхождении Херсона и Херсонской области в состав Российской Федерации. К сожалению, город Херсон нам пришлось оставить. Но при этом мы продолжали выполнять поставленные задачи - охраняли переправу детей на левый берег Днепра. Несколько раз их передислокация срывалась, потому что были, как их у нас называют, «ждуны», которые сообщали информацию о ней противнику. Чтобы обезопасить детей, мы меняли время и место переправы. В итоге около 900 детишек удалось перевезти в безопасное место, после чего мы получили команду отходить и вынужденно оставили город Херсон. Наше охранное предприятие тоже передислоцировалось в Геническ, я вернулся в Крым и приступил к выполнению своих обязанностей в университете.

- Как оказалось, не только их?

- Поскольку я возглавляю Симферопольскую городскую организацию ветеранов пограничной службы, а также исполняю обязанности председателя регионального отделения Российского совета ветеранов пограничной службы, мы с товарищами, независимо от званий - полковники, майоры, прапорщики, вступили в состав Отдельной бригады народного ополчения Республики Крым. Проходим подготовку на полигонах и готовы для выполнения задач, которые ставятся руководством региона. К примеру, в период выборов Президента России охраняли ЮБК, в том числе и один из избирательных участков. А в свободное время мы с коллегами из ветеранской нашей организации занимаемся военно-патриотическим воспитанием детей и молодежи.

- Почему решили это делать?

- Глядя на то воспитание, которое сегодня получает молодежь некогда братской Украины, которой уже сложно объяснить, кто победил в Великой Отечественной войне, кто кого спас от фашистской нечисти, настолько там извращаются исторические факты, мы должны понимать, что воспитанию, обучению, образованию наших детей необходимо уделять максимальное внимание. Я считаю, что молодежь - это наше сегодняшнее и от того, какое оно будет у нашей молодежи, зависит наше общее будущее. Поэтому надо воспитывать детей в духе патриотизма.

«Дети должны знать правду»

- Какие вопросы на встречах, мероприятиях вам и вашим военным товарищам они задают?

- Иногда они по-детски, наивно, спрашивают: не было ли вам страшно? Но мы понимаем, что ребят этот аспект тоже волнует. Поэтому говорим им правду - что было страшно и что не боятся, извините, только дураки. Приводим им реальные примеры героизма наших соотечественников, рассказываем о подвигах, которые они совершают в зоне проведения СВО. Говорим о том, что там сражаются с нацизмом и молодые ребята, и люди в возрасте, и рядовые, и офицеры, то есть те, кто готов к самопожертвованию. Нередко на встречах ребята нам говорят о том, что, мол, вы же могли не участвовать в СВО из-за возраста, семейных обстоятельств и т.д… Объясняем им: да, у нас большая часть детей воспитывается в полных семьях, а кто будет защищать тех детей, где нет мужчин? Впрочем, рассказываем ребятам и о том, что в СВО участвует немало отважных женщин, настоящих защитниц Отечества. Это связисты, операторы БПЛА, медики… Иногда смотришь - она сама весит не более 50-ти килограммов, а выносит на себе с поля боя раненых бойцов - крепких мужиков, тем самым спасает им жизнь.

- И как школьники, студенты воспринимают такую информацию?

- Я бы сказал, по-взрослому. Им интересно примерить бронежилет, каску, которые я привез из зоны проведения СВО. На мероприятия мы приносим какие-то средства связи, им хочется их изучить, узнать, как все работает. Стараемся, чтобы было визуальное сопровождение. Когда с молодежью говоришь на темы героизма, патриотизма доступным, понятным для них языком и они могут задавать вопросы, воспитательный процесс намного эффективнее получается. Беседуя с детьми, мы им просто объясняем, что героями не рождаются, что их правильно воспитывали родители. Хотя от некоторых можно услышать: в школу пойдет или в армию, там воспитают. Но это только как приложение к тому, что уже было заложено родителями.

- А как сами родители реагируют на мероприятия, которые вы с коллегами проводите с детьми?

- Как таковой связи с родителями мы пока еще не наладили, будем этим заниматься. Но, судя по тому, что ребята пишут в письмах, открытках, которые мы передаем в зону СВО, подразделения прикрытия административной границы Крыма, когда отвозим туда гуманитарную помощь, мамы и папы очень поддерживают в этом благом деле своих детей. Эти весточки от детворы очень дороги для наших защитников, действительно трогают, берут за душу. Там, «за ленточкой», сразу чувствуешь, что в эти несколько строк ребенок вложил эмоции своего маленького сердца.

- Для проведения патриотических мероприятий выбираете целевую детскую аудиторию?

- Конечно, нет. Единственное - выбираем такое время, чтобы не мешать учебному процессу. Или общаемся с детьми на тематических уроках «Разговоры о важном». Наиболее тесные связи у нас уже налажены с Таврическим колледжем КФУ: со студентами часто встречаются участники СВО и рассказывают им о происходящем там, отвечают на их вопросы. Запомнилось, как на одной из таких встреч в начале мая ребята спросили: как будете отмечать майские? Ответ был простой - соберемся и поедем охранять наш Крым. Так и получилось: наше подразделение в полном составе отправилось на рубежи, зато приятно, что наши соотечественники смогли относительно спокойно отдохнуть. Понятно, пока Запад поставляет нашим врагам дальнобойные ракеты, полную безопасность гарантировать сложно. И, к сожалению, имеется много информаторов, «ждунов», кто-то называет их «эвакуированные», «понаехавшие», суть одна. Несколько раз мы сталкивались с желающими «сфотографироваться на крымской земле». Да, без «фильтрации» не обойтись, нам ее еще проводить и проводить.

- Подобное происходило и в годы Великой Отечественной войны, история повторяется.

- Но мы должны извлечь из нее уроки и хорошо их усвоить. И ни в коем случае не «потерять» нашу молодежь, как это было в «лихие 90-е». А чтобы это не повторилось, мы должны общаться с ней, обучать, объяснять, что реально происходит в мире и почему наша страна проводит СВО. Ведь, привыкнув к мирной жизни, ребята даже по своей наивности могут рассказать нашим «доброжелателям» то, что им знать не надо. Поначалу даже я, взрослый человек, был не готов, например, к тому, что один из сотрудников нашей структуры, выполнявшей поставленные задачи в Херсоне, уроженец и житель Новосибирска, приехал в зону СВО по заданию спецслужб Украины, собирал и передавал им информацию о нас. Потом он уехал на север Крыма копать окопы, где тоже делал фотографии, которые вместе с координатами передавал врагам. Спасибо нашим спецслужбам, которые его задержали, он получит заслуженное наказание. А ведь это человек, который родился в России, вырос, получил высшее образование, имел хорошую работу, словом, получил от родной страны все и предал ее.

- Детям о таких случаях вы тоже рассказываете?

- Естественно, они должны знать правду. Мы не сюсюкаемся с ними, а разговариваем как с равноправными собеседниками. Они ценят такую доверительность, поэтому и вопросы задают прямо. К примеру, нередко спрашивают: а вы людей убивали? Мы им честно отвечаем: людей мы никогда не убиваем, а вооруженных врагов, которые готовы убить тебя, твоих родных, уничтожаем, это разные вещи. Я ребятам тоже прямо говорю: убить человека не смогу, а врага не то что рука не дрогнет, мне и оружия не надо.

- Очевидно, что на патриотическое воспитание молодежи вы с товарищами тратите не меньше времени и душевных сил, чем на остальное.

- Работа с молодежью для меня - одно из важнейших направлений. Мы не только беседуем с ребятами, но и, совместно с ДОСААФ, «Молодой гвардией», «Крым-патриот центром», проводим для них военно-спортивные игры, соревнования. Поэтому ответ на вопрос: «Как воспитать патриота?» у меня один: вложить душу в ребенка, общаться с ним постоянно вживую, а не с помощью СМС.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 31 июля 2024

Заголовок в газете: Как воспитать патриота?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру