Идем в поход от Байдарских ворот в Ласпи

Прогулка в 11 км

Перевал Байдарские ворота связывает транспортной артерией Байдарскую долину и Южный берег Крыма. И хотя регулярного городского автобусного маршрута здесь сейчас нет, пешую часть путешествия можно начать в дачном поселке Кизиловое, в который из Севастополя заходит автобус. Подняться придется с отметки 340 метров над уровнем моря до 503 на перевале, набор высоты составит 163 метра. Путь по лесной тропе от автобусной остановки до перевала - чуть больше 2 км.

Прогулка в 11 км
Столб БСТ на пути к вершине. На заднем плане - Форосский кант

Двигаемся по столбам

Байдарские ворота построены в 1848 году ялтинским архитектором Карлом Ивановичем Эшлиманом в честь окончания строительства дороги Ялта - Севастополь. Сейчас ворота являются памятником архитектуры и имеют смотровую площадку с видом на южнобережье. Сама дорога строилась 11 лет и вправе называться Воронцовской. Инициатором ее прокладки выступил генерал-губернатор Новороссии граф Воронцов Михаил Семенович.

Первоначально здесь располагались две гостиницы и почтовая станция. Позже возник ресторан, который сейчас называется «Шалаш» и славится своими чебуреками и шашлыками. В юго-западной части просторной автопарковки, у трансформаторной будки, стоит указательный столб №261 Большой Севастопольской тропы, который верно укажет путь. Столбы будут стоять на протяжении всего пути либо в зоне видимости, либо в логичном однозначном удалении друг от друга. Для нашего варианта похода нумерация столбов идет с уменьшением.

Прогулка в 11 км: идем в поход от Байдарских ворот в Ласпи

Прогулка в 11 км: идем в поход от Байдарских ворот в Ласпи

Смотрите фотогалерею по теме

Метров через 300, у столба №258, есть развилка троп. Левая ведет в «Затерянный мир», образовавшийся после откола горы Форос (639 метров н. у. м.) от основного скального массива. Эта небольшая облесенная поляна характеризуется своим особым микроклиматом, флорой и фауной. Здесь можно отдохнуть, пройти к краю скал, полюбоваться сверху видами побережья. А потом уже вернуться на основную нитку тропы. До высшей точки маршрута около километра пути. В скалы вмонтированы три участка миниатюрной виа-ферраты со стальными скобами и тросом, которые значительно облегчают движение при снегопаде и обледенении. В летний период ими вовсе не обязательно пользоваться.

Столб №256 говорит о том, что до вершины горы Челеби-Яурн-Бели высотой 657 метров остались считанные шаги. Гора имеет форму округлого купола с ярко выраженными верхним и нижним плато. Здесь отличная видовая площадка для обзора Байдарской долины и окружающих ее гор. А вот на юг вид ограничен куполообразной формой горы. Нужно подойти к кромке скал, чтобы увидеть новую автодорогу и прибрежный поселок Форос.

Что касается топонима Челеби-Яурн-Бели, то дословный перевод можно составить из слов «образованный, воспитанный господин, неверный, протяженный». Дословный перевод ясности не дает. Конечно, титул «челеби» был очень уважительным, впоследствии его вытеснил термин «эфенди». Перевод слова «яурн», или «гяур», как «немусульманин» также не вполне ясен. Есть даже такая версия, что название горы появилось в честь графа Мордвинова Николая Семеновича, который в 1794 году за службу на благо Отечества получил в Крыму два участка. Один из них - Байдарская долина. Версия интересная, но ничем не подтвержденная.

Мимо Храма Солнца

С вершины Челеби дорога идет на запад почти полтора километра с небольшим понижением. Дорога идет по открытой местности - это Байдарская яйла, самая западная на всей Южной гряде Крымских гор. Здесь богатое разнотравье. В жаркую погоду аромат диких трав разносится далеко. После небольшого подъема дорога постепенно спускается в сторону горы Ильяс-Кая, проходя по северному склону горы Мачук (610 метров). Тропа хорошо промаркирована, на всех разветвлениях есть указатели направления движения.

Тропа уходит в лес, чтобы кратчайшим путем привести к скалам Тышлар. С недавнего времени эти скальные исполины приобрели в среде эзотериков наименование Храм Солнца. Здесь есть тенистые поляны для отдыха и скальные пальцы для фотосессии. Вдосталь налюбовавшись необычным явлением природы, начинаем подъем на вершину Ильяс-Кая (682 метра). Несколько участков виа-ферраты облегчают движение путника. Но если у вас в руках трекинговые палки, то за трос хвататься будет нечем.

Прогулка в 11 км: идем в поход от Байдарских ворот в Ласпи

Прогулка в 11 км: идем в поход от Байдарских ворот в Ласпи

Смотрите фотогалерею по теме

Информационные стенды не дадут сбиться с пути, а столбы постоянно в зоне видимости. Тропа петляет по открытому склону и выходит на предвершинный гребень. Даже когда внизу тихая погода, на вершине могут быть сильные порывы ветра. Уже у самой вершины стараниями нескольких поколений туристов сложена каменная пирамида. В дело пошли все найденные на гребне камни, осколки черепицы от некогда существовавшей часовни святого Ильи. От нее остался только контур фундамента и небольшое углубление в скале. Подъем от скал Тышлар и спуск обратно - самый сложный участок похода. А потому спешить на нем не стоит.

Бухта как на ладони

Распрощавшись с Храмом Солнца, углубляемся в лес. Люди здесь селились еще 7-8 тысяч лет назад. Широкая тропа переходит в проезжую лесную дорогу, ведущую вниз. Вдоль тропы в лесу видны кучи камней. Это руины зданий и хозяйственных построек древнего поселения Ласпио. Такое поселение могло возникнуть только при наличии воды. Выше по склону и сегодня есть два родника. Но они не многоводные, а летом пересыхают. Был здесь укрепленный монастырь и даже храм Святого Ильи. Существовали они до XVIII века. Сейчас от зданий ничего не осталось кроме груды камней. От скал Тышлар до турполяны почти 3 км. Здесь можно отдохнуть и набрать холодной родниковой воды.

Дальше лесная дорога уводит с туристской поляны вверх на северо-запад под склоны горы Каланых-Кая. Когда-то дорога была асфальтирована и вела на старый ласпинский перевал. Дорога круто взлетает вверх над обрывами и под нависающими скалами. А ведь это был единственный путь из Севастополя в бухту Ласпи. И до завершения новой автотрассы Севастополь - Ялта в 1970 году именно по ней возили детей в пионерские лагеря. Через 2 км подъем завершается замечательной смотровой площадкой со следами колодца и остатками дороги в сторону села Тылового. Можно пойти по ней к автобусной остановке у поворота на Тыловое (около 2 км). Городские автобусы здесь ходят с интервалом в 30 минут. Со смотровой площадки видна большая часть пройденного маршрута до скалы Ильяс-Кая. Вся Ласпинская бухта как на ладони.

А можно спуститься на новый Ласпинский перевал и посетить еще одну смотровую площадку, перекусить в придорожных кафе. Но уехать отсюда значительно сложнее.

Общая протяженность маршрута 11 км, не считая подъема на Ильяс-Кая. Время в пути - от 3 до 5 часов, в зависимости от темпа движения и количества остановок для отдыха.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 17 июля 2024

Заголовок в газете: Прогулка в 11 км

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру