«МК в Крыму» пообщался с профессиональными медиаторами, которые помогают людям разрешать конфликты

Медиация - возможность решить проблему и сохранить нервы

Представьте ситуацию. Есть жилой дом, общий двор, земельный участок, два соседа и невыделенные доли в натуре. Люди поделили «на глаз» участок и воплотили свои давние мечты: один сосед пристроил веранду, другой - капитальную беседку. А узаконить свои пристройки они не могут, так как не согласны с изменениями во дворе. Вместо того, чтобы ходить друг к другу в гости и пользоваться благами цивилизации, соседи регулярно посещают суд. И вот спустя два года суд выносит вердикт: снести все. Это решение расстроило обоих, и соседи наконец готовы договориться. А ведь всех их денежных трат и нервов можно было избежать, если бы собственники обратились к медиатору.

Медиация - возможность решить проблему и сохранить нервы
Специалисты в области разрешения споров

Медиация - это альтернативный метод урегулирования конфликта с участием третьей (нейтральной) стороны-посредника. Медиатор выслушивает обе конфликтующие стороны, помогает провести процесс переговоров, во время которого выясняет интересы каждого партнера. Цель - чтобы они услышали друг друга, наладили коммуникацию и договорились так, чтобы принятые решения устраивали обоих. Достигнутые договоренности фиксируются в документе, согласно которому стороны продолжат взаимодействовать в дальнейшем.

Но если в России уже давно используют медиацию для решения конфликтов и споров в досудебном порядке, а точнее с 2010 года, когда был принят федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», то в Крыму внесудебное разрешение конфликтов - институт относительно новый.

Обоюдное согласие

В 2015 году Ирина Мельник отучилась и создала Ассоциацию «Первый крымский центр переговоров и разрешения конфликтов (медиации)». На этот шаг ее подтолкнул многолетний опыт работы юристом в начале 2000-х годов.

Ирина Мельник руководитель Ассоциации «Первый крымский центр переговоров и разрешения конфликтов (медиации)»

- Я видела, как заканчиваются судебные дела: когда компании судятся до тех пор, пока не лишатся всех денег и последних нервных клеток, - говорит Ирина. - Специально затягиваются судебные процессы, рвутся бизнес-, а порой и семейные связи. Уже тогда я задумалась: как сделать так, чтобы люди могли решать конфликты и всех все устраивало. И узнала о медиации. Но освоить профессию смогла только уже при России.

- Неужели реально завершить конфликт согласием всех сторон? С трудом верится в такой исход.

- Медиатор не дает советов и не принимает за человека никаких решений. Наша задача - выявить интересы конфликтующих сторон и привести их в переговорное поле, где они, безусловно, порой в жарком споре, выговорившись, освободившись от эмоций, словно от тяжелых мешков с плеч, сами найдут способ разрешить свой конфликт, - поясняет Ирина. - Медиатора можно назвать проводником, помогающим конфликтующим сторонам договориться. В результате достигнутой договоренности выигрывают все.

Медиация может быть применима для разрешения конфликтов: детско-родительские, семейные, соседские отношения, бизнес-конфликты, ДТП, уголовные дела, которые можно закрыть по примирению сторон, и прочее.

Желающие стать профессиональным медиатором могут пройти базовый курс обучения в Центре переговоров и разрешения конфликтов. Требования: любое высшее образование, отсутствие судимости и возраст от 25 лет.

Анна Елкина - предприниматель и юрист по образованию, мама пятерых детей, в медиации оказалась совершенно случайно.

Многодетная мама Анна Елкина нашла себя в медиации

- Знакомая пригласила на экзамены, которые сдавали ученики Центра, и меня попросили принять участие в постановочном конфликте, - рассказывает Анна. - Когда в игру вступила одна из конфликтующих сторон, мне стало интересно, и я даже не поняла, как втянулась в процесс, но помню, что мне захотелось стать специалистом в области разрешения споров. В 2016 году я прошла курсы медиации в Краснодаре.

Медиация сохраняет семьи

Эксперты приводят пример работы по разрешению споров.

Однажды Ирине на глаза попался душераздирающий видеоролик, где ребенка в разные стороны тянут сотрудники исполнительной службы, адвокаты, женщина и мужчина. Оказалось, мать с приставами приехала забирать сына, который долгое время жил с отцом и не хотел от него уезжать. Ирина связалась с юристом одной из сторон и предложила свои услуги.

- Поначалу родители скептически отнеслись к этой идее, но я предложила просто встретиться, - вспоминает Ирина. - Откликнулся отец, который особенно был заинтересован в том, чтобы мальчик остался с ним. Дальше нам нужно было выйти на разговор с мамой. По нашим правилам, если вторая сторона отказывается от работы, то мы не можем вести это дело - процедура медиации добровольная. К счастью, мама нас услышала, и мы провели несколько встреч с семьей. С ребенком параллельно работал психолог. По итогу, сторонам удалось наладить общение и поставить точку в существующем конфликте. Они решились подписать медиативное соглашение, согласно которому мальчик до достижения определенного возраста остается проживать с папой и они прекращают все судебные разбирательства.

Анна разбирала конфликт бывших партнеров по бизнесу, чуть не ставших и бывшими подругами, когда одна из девушек неожиданно решила покинуть общий проект. Для остальных участников это стало большим стрессом. Они не знали, что делать дальше: продолжать дело или закрываться.

- Мы 6 часов разбирали с ними ситуацию. У нас для этого есть специальный перечень вопросов с подвопросами, - говорит Анна. - Это партнерская медиация, когда нам нужно распределить роли и обязанности, чтобы понять, как поступать в предлагаемых ситуациях. В итоге девушки проработали еще полгода и осознанно подошли к решению, что им нужно закрываться. Они спокойно разошлись в бизнесе, оставшись друзьями в жизни.

- Значит, правду говорят, что с друзьями лучше бизнес не строить?

- Прежде чем его строить, надо прийти к медиатору и провести партнерскую сессию на предмет, как мы будем вести наш бизнес. Это, кстати, полезно и будущим семейным парам, - убеждена Ирина.

Или история, у которой пока нет конца. Две сестры судились за дом после смерти родителей. Мама отписала имущество на одну дочь, а вторая посчитала это несправедливым решением и захотела его обжаловать. Два родных человека провели в судах более пяти лет. За это время дом начал рушиться, умерла одна из сестер. Теперь борьбу продолжат наследники.

- Если бы этим делом занялся медиатор, поговорив с сестрами, он мог прояснить истинные интересы сторон, - уточняет Ирина. - Возможно, можно было бы договориться о денежной компенсации или отдать дом тому, кому он реально дорог.

По статистике, примерно в 70-80 % случаев конфликтующим сторонам удается договориться при помощи медиатора. Иногда люди изначально не настроены на позитивный результат и не хотят идти на уступки. Чтобы медиация работала, нужно обоюдное желание сторон прийти к примирению.

- Но мы всегда оставляем «ногу в дверях» и говорим: если вдруг у вас что-то изменится или пойдет не так, мы всегда готовы с вами пообщаться, можно снова сесть за стол переговоров и обсудить возникшие сложности, - говорит Ирина. - Бывает, что люди год, два походят по судам, ничего не добиваются, тогда вспоминают о медиации. Положительный исход нашего процесса - когда стороны подписывают соглашение - взаимовыгодное, без победителей и проигравших. Соглашение, если оно оформлено в простой письменной форме, носит силу гражданско-правовой сделки. Если же стороны удостоверили соглашение у нотариуса, в случае неисполнения соглашения не нужно идти в суд, сторона обращается сразу к приставам, такое соглашение носит силу исполнительного листа.

У процедуры медиации тоже есть сроки. К мирному соглашению нужно прийти в течение 60 дней, но если процесс сдвинулся и на первом этапе не хватило времени, то срок продлевается до 180 дней.

Возникает вопрос: а чем медиатор отличается от психолога или юриста? По словам собеседниц, различия существенны. Психолог работает с личностью и с прошлым человека. Медиатор работает с конфликтом и помогает выстроить отношения на будущее, прояснив настоящее. Юрист, как правило, представляет одну из сторон, в то время как медиатор является нейтральной, независимой стороной.

У медиатора нет ставки. Затраты делятся пополам между сторонами, а там как договорятся. Иногда работают и бесплатно - ситуации разные бывают.

В прошлом году Ассоциация «Первый крымский центр переговоров и разрешения конфликтов (медиации)» подписала соглашение о сотрудничестве с Управлением образования города Симферополя, и в рамках этого соглашения в школах бесплатно проводились занятия по навыкам конструктивной коммуникации как с детьми, так и со взрослыми.

Медиаторы учат школьников общаться без конфликтов

- В одной из школ к нам поступил запрос от родителей, - рассказывает Ирина. - В классе были сложности в общении между детьми. Мы провели несколько занятий с целью наладить комфортную среду в классе и выстроить отношения между школьниками.

На вопрос, помогают ли профессиональные навыки в личной жизни, медиаторы однозначно отвечают: еще как!

- У меня вообще жизнь поменялась, я по-другому на мир начала смотреть, - делится Ирина. - Ты как будто смотришь на ситуацию со стороны и считаешься с мнением оппонента. Замечаешь свои ошибки. Медиация учит не только о себе думать. Ведь есть еще и тот, другой, со своими мыслями, эмоциями, переживаниями.

- Я научилась менять свое поведение в момент конфликта, - подхватывает Анна. - Раньше я могла ответить агрессией на агрессию, а сейчас задумываюсь: а как еще по-другому я могу здесь проявиться, что от меня зависит, чтобы ситуация изменилась.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 3 июля 2024

Заголовок в газете: Медиация - возможность решить проблему и сохранить нервы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру