Как защитить свои интеллектуальные права и не нарушить чужие

Автор имеет право

Елена Белова более четырех лет работает в сфере интеллектуального права. Специально для «МК в Крыму» эксперт рассказала, как защитить интеллектуальные активы и предотвратить кражи своего творчества и бизнеса. Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф. Как не стать жертвой недобросовестных владельцев товарных знаков. А также какие риски для предпринимателей таит в себе бизнес на маркетплейсах.

Автор имеет право
Елена Белова эксперт с 4-летним стажем в сфере интеллектуального права
Содержание:

Успей запатентовать «банан»

Интеллектуальная собственность - это охраняемые законом любые интеллектуальные продукты в сфере науки, литературы, искусства, экономики и технологий. К ней относятся товарные знаки (словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации), патенты на изобретения, промышленные образцы и полезные модели, авторское право (произведения науки, литературы и искусства), программы для ЭВМ.

- Елена, для чего интеллектуальную собственность надо регистрировать и тем самым защищать?

- В первую очередь для того, чтобы защитить свои наработки, свои интересы. Например, я придумала классное название для своего товара или заведения. Я его не зарегистрировала, отправила на раскрутку, оно пользуется популярностью. Кто-то более хваткий отметил, что название хорошее, регистрирует его на себя и становится хозяином этого имени. И, получается, что я нарушаю чужую интеллектуальную собственность. Есть такие люди, и даже целые компании, их называют патентные тролли, которые отслеживают интересные незарегистрированные названия, регистрируют на себя и потом судятся с теми, кто неправомерно их использует. 

Товарный знак защитит имя предпринимателя и бизнеса

Пример, зачем нужно защищать патент. Много лет назад наш клиент создал уникальное плавсредство - «банан» вместимостью на 50 человек. И он его лишился, потому что не запатентовал свою разработку. «Банан» начали массово копировать, продавать и хорошо на этом зарабатывать. А обогатиться мог изобретатель, если бы вовремя защитил патент на промышленный образец. Исходя из горького опыта, позже он создал необычный катамаран, запатентовал его внешний вид (патент на промышленный образец) и теперь благополучно продает за рубеж.

- А есть ли что и от кого защищать на маркетплейсах?

- К объектам авторского права на маркетплейсах относятся фото, видео, дизайн изделий, изображения персонажей, описание карточек. Если вашу карточку товара кто-то копирует, есть инструменты, которые помогут пресечь подобное нарушение, так как карточка - это авторское право. И оно защищается законом.

На маркетплейсе предприниматель может не знать, что продает запатентованный товар. Например, продавец купил в Китае одежду, а юбка или пиджак могут быть запатентованы как промышленный образец. И никто об этом не думает, пока не придет претензия. Мы столкнулись с ситуацией, когда девушка, которая производит и продает подушечки, саше, валики под голову с ароматными травами, получила претензию от правообладателя патента на эти валики, которые, казалось бы, продаются везде. Нам удалось выкрутиться только за счет того, что патент был неграмотно составлен, в нем не была конкретно прописана ткань и наполнение. Если бы не эти нюансы, клиент мог попасть на большой штраф.

А вот продавцу духов на розлив избежать штрафа в 200 тысяч рублей не удалось. Она выставила названия духов, чтобы понятнее было, аналоги какого бренда она продает. Правообладатель возмутился, на каком основании она использует их бренд, не будучи официальным представителем.

Мультяшки под защитой

- Как быть с использованием фотографий на просторах Интернета?

- Не всегда бесплатное является таковым. Есть некие юридические компании, которые якобы защищают авторское право. А что они делают на самом деле. Они создают сайт, где авторы фотографий, картин дают согласие на размещение своих работ. Но как только фотография скачана в свободном доступе, она автоматически переносится в платный доступ, и ты уже нарушаешь права автора, и есть вероятность, что тебе придет судебный иск. Что нужно делать в таком случае? Скачивая фотографию, делать скриншот, откуда ты ее скачал, и нотариально его заверить. Если вы берете чью-то фотографию, желательно заручиться согласием автора. Сейчас даже лайк в соцсетях приравнивается к согласию. Только обязательно нужно скринить разрешение, а то переписка имеет свойство исчезать. И все заверять нотариально, потому что иначе в суде вы ничего не докажете.

Очень осторожно нужно выкладывать фотографии исторических объектов. Есть памятники, которые занесены в музейный фонд. И если фотография, например, Ласточкиного гнезда будет использоваться вами в коммерческих целях, то руководство музейного объекта может предъявить претензию.

Авторское право защищает оригинальность произведения. Часто путают просто картинку/логотип с товарным знаком. У них разные права. Например, право на логотип Apple с надкусанным яблоком. Если нарисовать целое яблоко, это уже будет другой рисунок. И нарушения по авторству нет. А когда картинка регистрируется как товарный знак, есть такое понятие, как схожесть до степени смешения. Если думаешь, что достаточно изменить цвет или убрать листочек у надкусанного яблока, то ошибаешься. Правообладатель все равно может подать в суд.

- А как обстоят дела с использованием мультипликационных героев в личных целях?

- Закон защищает и их. Если без согласования правообладателя кондитер сделал на день рождения ребенка торт с изображением, например, Лунтика и на праздник пришел человек, юридически подкованный и жаждущий наказать, он может отправить жалобу. Если такой торт заказала знаменитость с многомиллионной аудиторией, то это может восприниматься как реклама анимационной студии. И если к звезде вопросов не будет, то к кондитеру могут постучаться.

Некоторые заведения в качестве декораций выставляют фигурки анимационных героев. Это трактуется как использование мультяшных героев в коммерческих целях. Владельцы действуют на свой страх и риск. На днях киностудия «Союзмультфильм» подала в суд на севастопольский магазин за использование изображения волка из мультфильма «Жил-был пес» в оформлении вывески. И выиграла.

Санкции на регистрацию не влияют

- Госдума РФ приняла закон, согласно которому в публичном поле не допускается употребление иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют аналогов в русском языке, или зарегистрированных в качестве товарных знаков. Что грозит за рекламу на вывесках?

- Недавний пример. К руководству симферопольского магазина бытовой техники, у которого английское название, пришли с проверкой, мол, почему вывеска на иностранном языке. Их спасло то, что они зарегистрировали товарный знак еще в 2014 году. А вот в магазинах спортивных товаров, у которых сеть в Симферополе и Ялте, нашли, к чему придраться. Несмотря на то что их английская вывеска была зарегистрирована, в ялтинском варианте нашли отличия в цветовой гамме: как товарный знак она значилась с одним цветом, а по факту - с другим. Чтобы не демонтировать вывеску, они подали на регистрацию знак в другом цвете.

Стоматологическая клиника уже получила два свидетельства на свои знаки и теперь без проблем могут использовать названия на иностранном языке

- Как распространяется авторское право на дизайнеров?

- Как многие предпочитают работать: по совету знакомых выбрал дизайнера, он разработал логотип, вы расплатились и используете его работу. Бренд раскручивается, картинка пользуется спросом. А дизайнер вдруг решает, что он - создатель логотипа, а значит, правообладатель. Если у вас нет передачи использования прав на авторское право (а его у вас, скорей всего, нет), дизайнер может потребовать компенсацию или какой-то процент от продаж.

Уникальное пространство для торговли и проведения мероприятий с непростым путем в регистрации товарного знака, названия и логотипа

В одной крымской косметической компании сотрудник, занимавшийся всеми вопросами разработки дизайна логотипа и упаковки, решил уйти. Все файлы были у него и контакт с дизайнером тоже. Уходя, он забрал все с собой. Продукция у них хорошая, спросом пользуется. Их экс-сотрудник видоизменяет логотип и подает на регистрацию товарного знака. Авторское право в этой ситуации не работает, потому что картинка уже другая. Но и мы не можем зарегистрировать товарный знак моих клиентов, потому что уже зарегистрирована похожая картинка. Теперь компании нужно переделать свой логотип. Чтобы избежать будущих проблем, заключайте договор, где четко прописывайте, что все наработки дизайнера передаются заказчику. За дизайнером остается авторство, но использовать картинку на свое усмотрение он уже не может.

- Интересно, как обстоят дела с творчеством искусственного интеллекта? Авторы генераций имеют какие-то права?

- Искусственный интеллект пока законодательно никак не регулируется. Непонятно, кто за это может нести ответственность. Искусственный интеллект для генерации текстов, картинок использует какую-то исходную информацию. Не думаю, что все правообладатели творчества дают свое согласие. Возможно, он берет информацию, которая есть в общем доступе. Тут очень много вопросов.

- Елена, как включать песни в публичных заведениях, чтобы не заработать штраф за нарушение авторских прав?

- Есть специальные сайты, куда загружаются композиции, авторы которых захотели поделиться своим творчеством. Исполнитель решает, будет ли это платное скачивание или бесплатное. Поэтому заведения, которые хотят безопасно работать, должны понимать, с каких ресурсов у них транслируется музыка. Директор одного ресторана была крайне расстроена, что ее гости, отобедав, предъявили претензию, что по телевизору крутят клипы, у которых нет разрешения на бесплатное использование в заведениях.

А так выглядит электронное свидетельство, подтверждающее авторские права

- Получается, на утренниках в детских садах запрещено исполнять чужие песни?

- Нет, детский садик, школа - это образовательное учреждение. Интеллектуальное право распространяется исключительно на коммерцию.

- Подытожив все вышесказанное, в нашей стране защита интеллектуальной собственности работает хорошо?

- Конечно. Сейчас, например, у нас оформил авторское право на песни, стихи крымский композитор Николай Прищепа. Он защитил свое творчество от воровства. Ему важнее не деньги, а признание, чтобы, исполняя его песни, указывалось авторство. А местный изобретатель получил патент на преобразователь ржавчины, сейчас в разработке защита другого изобретения.

Крымский композитор Николай Прищепа (справа) защитил свое творчество от воровства

Чтобы избежать ребрендинга

- В каких случаях могут отказать в регистрации товарного знака?

- Оснований для отказа в регистрации товарного знака немало. Перед подачей на регистрацию я рекомендую обратиться к специалисту для проведения тщательной проверки знака на уникальность. Это дает понимание, какие могут быть препятствия в регистрации и нет ли уже явного нарушения чужих прав. Если коротко, отказать могут, когда такой знак уже есть или сильно схож, если есть домен такой же, работает ООО с таким названием. Очень неоднозначная ситуация с названиями, которые могут использоваться как слова общего употребления (а они не регистрируются) и также как уникальные.

Перед подачей товарного знака на регистрацию нужно обратиться к специалисту для проведения тщательной проверки знака на уникальность

Представьте ситуацию: какая-то компания решила зарегистрировать товарный знак «Яблоко». Если такой товарный знак зарегистрируют, получится, что больше ни одна компания не будет иметь права использовать это слово. Но это же абсурд! Многие выращивают и продают яблоки. В Крыму есть торговая сеть «Яблоко», но там продают разные товары. Как и магазин «Кефир». А вот если бы они продавали только яблоки и кефир, то не смогли бы зарегистрировать товарный знак.

На материке случилась история с товарным знаком «Родниковая вода». Правообладатель решил предъявить одному блогеру претензию за то, что в его статье было использовано словосочетание «родниковая вода». Ему отказали в иске, потому что «родниковая вода» в данном случае употреблялось как описание продукта: родниковая вода, которая добывается из недр земли. Поэтому если кто-то думает, что зарегистрирует популярное слово и будет рассылать всем претензии, чтобы заработать, то этот номер не пройдет.

Непросто будет зарегистрировать товарный знак с именем известной, исторической личности. А если уже назвали, то опять же на свой страх и риск, потому что родственники могут подать претензию.

Нет гарантии, что ваш товарный знак зарегистрируют, если окажется, что компания с таким же названием, пусть незарегистрированным, но работает достаточно давно и узнаваема. Каждая ситуация разбирается отдельно.

- А вот если я зарегистрирую свое имя и увижу, например, парикмахерскую «Олеся», я могу отправить владельцу претензию о неправомерном использовании товарного знака?

- Только если они мешают вашей коммерческой деятельности, а не из вредности. То есть, вы зарегистрировали парикмахерскую «Олеся», вкладываете деньги в раскрутку, рекламу в соцсетях и узнаете, что есть еще одна парикмахерская с таким же названием, которая уводит ваших клиентов. На основании своего товарного знака вы можете написать в Яндекс-поддержку, чтобы заблокировали доменные имена, ссылки, так сказать, «почистили» конкурентов.

Был такой случай. На сайт пиццерии ни с того ни с сего стали писать негативные отзывы. Оказалось, что в Крыму открылась пиццерия с таким же названием, видимо, там отвратительная кухня, обслуживание, а весь негатив выливали на оригинальную пиццерию - ссылка их сайта высвечивалась первой в поисковике. После этого они зарегистрировались, чтобы защитить свое имя.

- Кажется, что избежать всех этих неприятностей можно, если посетить юриста?

- Именно! Я рекомендую предпринимателям перед тем, как запускать бизнес, консультироваться со специалистами. Когда мы покупаем машину, то берем и страховку от непредвиденных случаев. В бизнесе надо руководствоваться такими же принципами. Это неправильное мнение, что сначала нужно раскрутиться, а потом зарегистрировать бренд. Потом может быть поздно, и придется делать полный ребрендинг. Судебные иски потянут от 100 тысяч рублей. Зарегистрировать интеллектуальную собственность - от 63 тысяч рублей.

Многие думают, что Симферополь - маленький город и иск из какой-нибудь далекой и недружественной Америки не прилетит. Прилетит. Мы не смогли зарегистрировать товарный знак на иностранном языке по причине, что это касалось международного бренда, который также работал и на территории России. То, что мы о них не знали и не слышали, - это ничего не меняет. Лондонская компания прислала нам претензию на десяти листах. Можно было оспорить решение Роспатента, но клиент решил не идти по этому пути. Трудные отношения с Западом на регистрацию никак не влияют. Закон не изменится, а требования к регистрации знаков в РФ намного жестче, чем в других странах. Интересы любого правообладателя у нас защищаются законом. И не стоит все пускать на самотек или полагаться на случай, уповать, что если есть санкции, то и к знакам это относится.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 26 июня 2024

Заголовок в газете: Автор имеет право

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру