Фильм прошёл 16 марта 2024 года в 23.35 по телеканалу «ТВ Центр». Продюсер и руководитель проекта Марина Розакова, автор сценария Наталья Ким. В данном фильме утверждается, что из рассекреченных архивов в 2019 году стало известно, будто 15 артистов Симферопольского театра, добровольно оставшихся на оккупированной территории, перешли на сторону врага и занимались антисоветской деятельностью. После оккупации Симферополя они принимали активное участие в восстановлении деятельности Крымского театра, активно сотрудничали с германскими оккупационными властями. Некоторые из них награждены германским командованием орденом 2 степени «За гражданские заслуги». Данный фрагмент можно увидеть с 16 по 17:08 минуту.
– Это чистейшая ложь! – возмущается Виктор Александрович, который уже много лет занимается сбором информации о подвигах героев Великой Отечественной войны, и как автор книги «Воинские захоронения Симферополя (1941-1945)» готов опровергнуть факты данного фильма.
img=743738]
В период фашистской оккупации (1941-1944 гг.) в Симферополе было создано большое количество патриотических групп. В их числе была и подпольная группа «Сокол», созданная из театральных работников города. Возглавлял группу художник театра, заслуженный деятель искусств РСФСР, член ВКП (б) Николай Барышев.
Членами патриотической группы «Сокол» были: заслуженная артистка Крымской АССР Александра Перегонец, артисты Зоя Яковлева и Дмитрий Добросмыслов, портные Илья Озеров и Е. Кучеренко, машинист сцены Павел Чечеткин, уборщица Прасковья Ефимова, ученик художника Олег Савватеев, радистка Т. Овсюг.
Подпольная группа действовала с декабря 1941 по март 1944 года. Подпольный горком ВКП (б) поставил перед группой следующие задачи: не допустить разрушения здания театра, сохранить артистов от эвакуации в Германию.
– Кроме выполнения основной задачи горкома ВКП (б), членами группы была проделана большая работа по оказанию помощи частям Красной Армии и партизанам: составление карты-плана Симферополя с нанесением разведданных о военных объектах противника, поставки партизанам одежды и медикаментов, создание при театре студии с целью спасения молодёжи от угона в Германию, – рассказывает пенсионер. – Они создали в театре тайник, замуровав комнату, где спрятали богатую коллекцию из 5 тысяч театральных костюмов, которую немцы планировали вывезти.
Но не все люди ведут себя на оккупированной территории одинаково достойно. Были и те, кто пошёл на службу к захватчикам и стал предателем. Они и сдали подпольщиков гестапо. 13 марта 1944 года сначала были арестованы Чечеткин и Ефимова, 18 марта - Перегонец, Яковлева, Добросмыслов, 19 марта - Барышев, Савватеев, Озеров, после зверских пыток в гестапо они все были расстреляны 10 апреля 1944 в урочище Дубки возле Симферополя. После освобождения от нацистских захватчиков Симферополя частями Красной Армии останки членов подпольной группы «Сокол» были торжественно похоронены на Старорусском кладбище крымской столицы в военном секторе.
При отступлении нацисты подожгли театр, но здание спасла оставшиеся на свободе костюмер Елизавета Кучеренко и рабочий бутафорской мастерской Андрей Карлов.
Нескольким предателям удалось тогда скрыть свои преступления. Только в 1980 году они предстали перед военным трибуналом за сотрудничество с гестапо.
На братской могиле членов подпольной группы «Сокол» установлен памятник. На здании театра установлена мемориальная доска. Их именами названы улицы Симферополя.
В 1973 году народный артист УССР Анатолий Новиков поставил пьесу «Они были актёрами» о деятельности подпольщиков. Спектакль был удостоен Государственной премии СССР и Золотой медали им. А. Попова.
В 1981 году режиссер Георгий Натансон экранизовал пьесу. А 12 мая 2010 года по телевизионному каналу «Россия 1» был показан документальный фильм режиссёра Александра Беланова «После премьеры – расстрел. История одного предательства».
– Создатели документального фильма нанесли мне очень большой моральный вред за искажение истории Крыма, истории ВОВ в Крыму, – поделился Виктор Гариш. – Я обратился к создателям фильма с просьбой удалить этот фрагмент из своего фильма.