За прошедший год потребители отсудили у производителей почти 2 млн рублей

Защита покупателей

В Крыму становится меньше контрольно-надзорных мероприятий с целью снижения давления на бизнес. Об этом рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и Севастополю Виктория Воронова.

Защита покупателей
фото: МК в Крыму

По ее словам, в республике делается упор на проведение профилактических мероприятий.

- Контрольно-надзорные мероприятия у нас проходят практически повсеместно по согласованию с органами прокуратуры, - говорит Виктория Воронова. - Это происходит при определенных обстоятельствах: при наличии причинения тяжкого вреда либо угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителей.

Как отмечает собеседница, плановые проверки в сфере защиты потребителей исключены с 2018 года. Данный вид контроля остался только в санитарно-эпидемиологическом надзоре.

- Там проводятся плановые проверки в здравоохранении и в образовании, - говорит специалист. - Хотя тоже отмечается тенденция замены некоторых плановых проверок на профилактические мероприятия в форме профилактического визита. Когда выходит сотрудник Роспотребнадзора, рассказывает, как нужно работать, какие обязательные требования соблюдать. Конечно, если мы видим нарушения, фиксируем их и можем инициировать проверочные мероприятия. В цифрах за 2023 год: проведено 1481 профилактическое мероприятие и 83 проверки.

Снижение числа проверок, по словам Виктории Вороновой, не влечет за собой рост нарушений прав потребителей в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.

- Мы не отмечаем для себя на территории Республики Крым и города Севастополя значительного увеличения нарушений прав потребителей, - утверждает специалист. - Считаю, что здесь лакмусовой бумажкой являются обращения в наш адрес. Потому что сейчас это можно сделать не только путем письменного обращения или по почте, но и через сайт Роспотребнадзора, через Госуслуги. Существуют достаточно развернутые способы подачи таких обращений.

Если говорить о причинах, побуждающих потребителей искать защиту на уровне Роспотребнадзора, то они, как утверждает Виктория Воронова, практически не меняются. Лидирует отсутствие информации о товарах, работах, услугах.

- 60 % от общего числа обращений поступает из-за отсутствия информации о товарах, работах, услугах, - приводит цифры собеседница. - Иногда проблема связана с недостоверной информацией. Такое происходит и при онлайн-продаже. В характеристиках мы видим одни технические свойства, а по факту происходит либо подмена, либо замена.

Существенно снизилось число обращений, связанных с нарушением технических требований, технических регламентов.

- Это требование к безопасности продукции, - напоминает Виктория Воронова. - Обращений по этому поводу стало гораздо меньше. Если раньше мы отмечали от 5 % до 10 % таких нарушений от общего количества, то в 2023 году на них приходится только 1 %.

Важной особенностью 2024 и 2025 годов собеседница называет проведение ряда пилотных проектов, которые в дальнейшем будут пересмотрены в обязательные требования. Один из них - усиление контроля в сфере продажи молочной продукции.

- С 1 апреля 2025 года будет введено обязательное требование: касса, через которую проводится товар, будет автоматически блокировать товар с нарушениями, - предупреждает специалист. - Сейчас это делается в рамках пилота по молочной продукции по просрочке. Если где-то в торговой точке есть просроченная молочная продукция, которую зачастую покупают детям, подвергая риску их здоровье, кассы ее не могут продать. Практически это выглядит так, что касса не выдаст чек. Поэтому, если вам не выдается чек по молочной продукции, это может говорить о том, что она просроченная.

- Как быть покупателю, если чек на молочную продукцию не выдан?

- В первую очередь, обратить на это внимание. Можно зайти в «Честный знак» и подать обращение на конкретную торговую точку, что там, возможно, есть такие нарушения. Тогда включается Роспотребнадзор.

Нарушение прав потребителей становится основанием для обращения в суд. За 2023 год потребителям удалось получить в судебном порядке 1 714 тыс. рублей.

- Потребители обращаются в суд и по продуктам питания, в том числе по просроченным продуктам, - говорит Виктория Воронова. - Это все нарушение прав потребителей. Если в торговой точке продается просроченный товар, это может повлечь определенные последствия. Наши потребители весьма успешно обращаются в суд. Когда дело касается продовольственных товаров, 100 % выигрывают такие суды.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 20 марта 2024

Заголовок в газете: ЗАЩИТА ПОКУПАТЕЛЕЙ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру