Романько: Самая действенная контрпропаганда - наши победы на фронте

По мере того, как российские воины решают задачи СВО, все большее число наших соотечественников задаются вопросом: как, казалось бы, братская Украина стала для нас враждебной территорией, где нацистская идеология фактически является государственной?

Романько: Самая действенная контрпропаганда - наши победы на фронте

О роли пропаганды в любом обществе беседуем с доктором исторических наук, профессором кафедры истории России КФУ им. В. И. Вернадского, Олегом Романько.

- К сожалению, «ничто не ново под Луною...» - эта фраза из стихотворения русского историка, писателя и поэта Николая Карамзина как нельзя лучше объясняет суть происходящего сегодня, - говорит Олег Валентинович. - Можно привести немало примеров военных конфликтов, начинавшихся, по сути, с битвы за умы людей. Имею в виду пропаганду, которая появилась еще в древние времена. Однако лишь сравнительно недавно ее роль возросла настолько, что она стала одним из решающих факторов исхода военных противостояний стран, народов. Что касается Украины, здесь уместно вспомнить веками проверенную восточную мудрость: «Хочешь победить врага - воспитай его детей». После развала СССР, в этой бывшей советской республике выросло поколение, для которого, например, понятие «братские славянские народы» уже почти ничего не значит. Их деды и прадеды вместе бились с нацистами на фронтах Великой Отечественной войны, а в «незалежной» за умы внуков и правнуков победителей «коричневой чумы» ведется, прежде всего, информационная война с использованием технических возможностей вселенского масштаба - Интернета, соцсетей и т.д. Но нынешние западные и украинские пропагандисты, извините, особо не заморачиваются, а элементарно копируют своих учителей из нацистской Германии. В период войны немцами и их союзниками были оккупированы большие и разнородные густонаселенные пространства, где Третий Рейх получил огромный опыт управления их жителями с помощью пропаганды. И население оккупированного Крыма в полной мере испытало на себе ее воздействие. На полуострове нацисты создали мощную, четко структурированную систему «промывания мозгов» местному населению, учитывая исторические и национальные особенности его различных групп. Ее главной задачей была психологическая война за умы и настроения крымчан. Уже 5 сентября 1942 года Верховное командование вермахта (ОКВ) отдало приказ о выделении из батальона пропаганды «Украина» 2-го взвода, на базе которого был создан Штаб пропаганды «Крым» с резиденцией в Симферополе. Его начальником назначен лейтенант Фрай, а для более глубокого проникновения пропаганды, во всех районах полуострова созданы специальные внешние пункты Штаба.

- Основательно подготовились к переформатированию сознания…

- Органы пропаганды оккупантов повторяли структуру Министерства народного просвещения и пропаганды нацистской Германии. По его примеру были организованы и направления их деятельности, связанные с различными областями пропагандистской работы. Инструкции по текущей работе поступали из Отдела пропаганды «Украина», которому Штаб подчинялся по вертикали, а вся его деятельность в обязательном порядке согласовывалась с командующим войсками вермахта в Крыму. Каждый отдел Штаба отвечал за свое направление пропаганды. Отдел активной пропаганды занимался работой среди местного населения посредством собраний, использования плакатов, листовок, брошюр, специальных витрин, организации читален и агитационных машин с радио. Отдел прессы руководил всей местной печатью и изданием газеты на немецком языке для нужд оккупационных войск и немецкой администрации. Отдел кино занимался вводом в эксплуатацию всех кинотеатров, а также организацией киносеансов для местного населения и немецких военнослужащих. Отдел радио - обслуживанием высокочастотных установок и созданием радиопрограмм. Отдел культуры - руководством всех театров, оркестров и трупп, а также контролем над их работой по обслуживанию местного населения и немецких войск и контролем над всеми имеющимися книгохранилищами и читальнями, учебной литературой и руководством местными педагогическими кадрами. По результатам работы Штаб и его «внешние пункты» должны были ежемесячно отчитываться своему вышестоящему руководству. Нацисты хорошо усвоили наставления германского канцлера Отто фон Бисмарка, утверждавшего, что «войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники», и попытались реализовать их в Крыму. Поэтому уже к 1 сентября 1943 года в 26 школах Симферополя обучалось 5063 ученика, которым преподавали 249 педагогов. Но нацисты не разрешили открыть в Крыму свой университет, для них это была нормальная практика. Ни на одной из оккупированных советских территорий они не позволили восстановить высшую школу.

- Им не нужны были образованные молодые люди из местного населения, такими сложно управлять.

- Опять же, для психологической обработки местного населения они осуществляли комплексную пропаганду. Например, уделяли большое внимание театру, но не для того, чтобы поднять уровень местной культуры… Лейтенант Фрай распорядился, чтобы в Симферопольском русском театре драмы и комедии каждые четырнадцать дней появлялся новый спектакль. В Ялте тоже удалось увеличить число спектаклей и поднять доходы местного театра после того, как там сменилось руководство, а «недостаточно ценные лица» среди актеров были заменены лучшими. И в Алуште две художественные труппы ежедневно делали постановки. Планировалось открыть театр и в Алупке…

- И кинотеатры в то время работали?

- Штаб пропаганды поставил под свой контроль все кинотеатры и киноателье полуострова. В 1943 году в наличии значилось 26 стационарных и три передвижных киноустановки. Помимо художественных демонстрировались и «культурно-просветительские» фильмы о Германии, в которых рассказывалось о жизни среднестатистического немца из разных социальных слоев: рабочих, служащих, крестьян и т.п., какой жизненный уровень обеспечивает им их заработок.

- А газеты в оккупированном Крыму издавались?

- В формировании общественных настроений на оккупированных территориях нацисты уделяли прессе значительную роль. В период с конца 1941-го по 1944 год в Крыму на русском языке выходили газеты «Голос Крыма», «Феодосийский вестник», «Евпаторийские известия» (с августа 1943 г. - «Освобождение»), «Сакские известия», «Земледелец Тавриды», «Бюллетень Ялтинского городского управления», «Освобожденный Крым», «Последние новости. Периодическая газета для города и села», «Вестник Керчи», «Строитель» и журнал «Современник». Помимо этого, на крымско-татарском языке публиковались газета «Azat Kirim» и журнал «Ana Yurt». Наконец, для немецких частей Штаб пропаганды «Крым» издавал «Deutsche Krim Zeitung» (позднее «Der Kampf»). Наиболее значимой была газета «Голос Крыма» - орган Симферопольского городского управления. Ее первый номер вышел 12 декабря 1941 года, а последний - 9 апреля 1944 года. Выходили и специализированные приложения к ней: «Женский листок» и «Молодость». «Голос Крыма» печатал статьи, порочащие советский строй, советских государственных, военных и научных деятелей и, наоборот, восхваляющие немецкий «новый порядок», успехи германской армии, сводки с театров боевых действий, международные новости (обычно переводы из немецких газет или перепечатки из более крупных оккупационных изданий), речи Гитлера и других видных нацистов, их биографии. Также рассказывалось о жизни в городах и селах Крыма после их «освобождения от власти советов немецкой армией», о хозяйственной и культурной жизни полуострова при «новом порядке». Значительное место уделялось материалам на религиозную тему. Приказы, постановления, извещения Симферопольского городского управления и городского коменданта печатались на четвертой странице газеты, в том числе и приказы о расстрелах жителей Симферополя с указанием их фамилий и совершенных проступков.

- Эффект от этой печатной пропаганды был ощутим?

- В 1942-м - начале 1943 года ее воздействие было значительным, о чем, например, свидетельствуют воспоминания крымских партизан. Так, один из руководителей партизанского движения на полуострове Николай Дмитриевич Луговой писал после войны, что в 1942 году, во избежание негативного воздействия, запрещал в своем отряде использовать «Голос Крыма» для самокруток или даже в качестве… туалетной бумаги. Читали газету только под контролем: выдержки из нее, особенно с четвертой страницы, где печатались приказы о расстрелах симферопольцев, использовались комиссарами, политруками и агитаторами, чтобы подчеркнуть ужасы оккупационного режима. После поражений фашистов на Восточном фронте, пропаганда оккупационных властей стала вызывать у населения скептически-негативную реакцию. Все усилия нацистских пропагандистов и их местных пособников успехом не увенчались. В конце 1943-го - начале 1944 года им верили (и то не всегда) только наиболее антисоветски настроенные жители полуострова. Конечно, огромная заслуга в этом крымских партизан и подпольщиков, пропаганда и агитация которых полностью переиграла деятельность Штаба пропаганды «Крым». А самой действенной и эффективной контрпропагандой были победы Красной армии на фронтах Великой Отечественной - о них к тому времени уже знали все, несмотря на относительную изоляцию Крымского полуострова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 28 февраля 2024

Заголовок в газете: СИСТЕМА «ПРОМЫВАНИЯ МОЗГОВ»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру