Сколько лет Бахчисараю: прогулка по городу с Тимуром Валеевым

Мечты и путешествия

Тесные улочки, уходящие вдаль и одновременно вглубь веков. Дома здесь настолько старые, что, кажется, вот-вот развалятся. В некоторых из них уже никто не живет, и за рекой давно перестали ухаживать. Бахчисарай не самый старый город Крыма, но, наверное, как никакой другой сохранил свой средневековый колорит.

Мечты и путешествия
Мечеть Орта Джами, фото: Тимур Валеев

Гуляем сегодня по Бахчисараю и выясняем его истинный возраст с Тимуром Валеевым, экскурсоводом, краеведом, автором книги о путешествии в Крым «Мечты и путешествия».

Точка отсчета

- Какой датой мы можем считать дату основания Бахчисарая? - улыбается Тимур. - Бахчисараю 40 тысяч лет! Доказать? Здесь жили еще неандертальцы, охотники на диких ослов. Пожалуйста, стоянки раскопаны по всей долине, они находятся на территории города Бахчисарай. Сегодня современная наука уже давно отошла от оперирования только литературными источниками или летописями, когда город упомянут первый раз. Сейчас больше опираются на данные археологии, на анализ строительного материала, исследуются камень, дерево. Мы говорим о том, что город начинается с истории самого первого поселения на его территории. Здесь, по всей долине, от бывшего Девлет-Сарая до Эски-Юрта, раскопаны стоянки древнего человека. Так почему бы нам не считать, что Бахчисараю 40 тысяч лет? Это хорошая версия, но, если мы смотрим традиционно, когда столица Крымского ханства была перенесена сюда, когда и как возникло название, тогда Бахчисарай значительно моложе, конечно.

Бахчисарай - четвертая столица Крымского ханства. Первой был Солхат, или Старый Крым, впоследствии Эски-Къырым. Столица оттуда переносится в город, который сегодня мы знаем как пещерный город Чуфут-Кале. Тогда это место называлось Кырк-Ор. С отходом военной угрозы и необходимости постоянно обороняться, столица спускается ниже к тому месту, где сегодня находится Зынджирлы-медресе, самое древнее медресе на территории Крыма, и третья столица ханства - Салачик.

Старый город Бахчисарай, фото: Тимур Валеев

- Это было большое селение по тем временам, - продолжает Тимур. - И Менгли Герай, сын Хаджи Герай-хана, который перенес столицу в Кырк-Ор и ниже в Салачик, начинает обустраивать ее, возвращаясь из темницы в Стамбуле и уже практически признав верховенство султана Османской империи. В Салачике в 1501 году начинается строительство сразу двух объектов - медресе и бани: в здоровом теле - здоровый дух! Там же возводится дюрбе Хаджи Герая, потом этой чести лежать в гробнице рядом со своим отцом удостоится и сам Менгли Герай. А уже его потомок Сахиб Герай будет строить Бахчисарай. У крымских ханов непростые судьбы. Сахиб покняжил в Казани, возвращается в Крым, попадает в темницу. Потом уезжает в Стамбул, оттуда снова возвращается в Крым и уже с султанским фирманом (указ султанов Османской империи - прим. авт.). Прибывает в ту же самую столицу, в Салачик, и только в 1532 году на том месте, где сегодня возведен дворец, появляются первые строения: мечеть и баня.

Бани Сары Гузель проработали без какого-либо ремонта 400 лет и закрылись только после землетрясения 1927 года. Бани были местом встреч, общения и отдыха и открыты для всех жителей города и гостей. Интересные детали массажа в Сары Гузель оставил в своих воспоминаниях Иван Муравьев-Апостол.

Выбор места

- А чего это Сахиб Гераю захотелось перенести столицу опять? - рассуждает Тимур. - Есть легенда. Однажды на охоте Сахиб Герай остановился возле места, где сейчас стоит ханский дворец. Время в государстве было смутное, постоянные междоусобицы, грызня между бейскими родами… Он отпускает свиту, чтобы побыть в одиночестве и отдохнуть. И видит, как на берегу реки две змеи сцепились в борьбе, и после победы одной вторая в изнеможении, уже вся израненная, опускается в чистейшую воду реки Ашлама, а на противоположный берег выползает совершенно здоровой и невредимой! И тут хана осенило, что это добрый знак: змея - это символ мудрости, и в его ханстве и с ним самим будет хорошо. Он принял это как знамение и решил, что здесь, на месте поединка двух змей, должна стоять его резиденция. И над входом во дворец изображены две переплетенные змеи, как мы помним! А если без легенды, земли тут были более плодородные. Это сегодня Салачик, кажется, расположен в нескольких минутах ходьбы. Но переносимся в XVI век: река петляет, дорог нет, по тем, что есть, две арбы в день проедут, и то хорошо! В татарском языке есть два слова, обозначающие «долину»: ава и дере. Ава звучит широко, раскатисто, раскидисто, мы представляем широкую долину. А «дере» означает «продираться». Салачик - это дере, узкая теснина между двух гор. Там в одну сторону долина Марьям-Дере, в другую - Ашлама-Дере, обе узкие. А Бахчисарай уже больше ава! И когда мы сегодня выходим на то место, где находится железнодорожный вокзал в Бахчисарае, мы видим широчайшую долину! К тому же к середине XVI века пропала жесткая необходимость постоянно обороняться. Скала над Бахчисарайским дворцом называется Топ-Кая, или Пушечная скала. Когда-то там стояли пушки и простреливали долину на случай опасности, если она приходила со стороны долины.

Ханский дворец осенью, фото: Тимур Валеев

Кроме того, Салачик постоянно рос, и городу становилось тесно в имеющихся границах. Строить дальше дома на скалах, как птицы свои гнезда, не имело смысла при наличии большой и удобной земли рядом. Так что легенда легендой, а скорее всего, идею строить резиденцию западнее Сахиб Гераю подсказал здравый смысл и, может быть, только чуточку две драчуньи-змеи.

- И тут еще был один важный момент, - продолжает свой рассказ Тимур Валеев, - личность Сахиб Герая. Это хан-просветитель, хан-реформатор, хан-строитель. Он посадил на оседлое земледелье огромное количество степняков, которые шарахались по степи Крыма. Он провел огромное количество экономических реформ! Сахиб Герай, начав строить новый город, утверждал себя в роли новатора: я построю что-то новое, мы начнем с нового листа, начнем историю процветающего ханства. Так и случилось. Он довольно долго правил, и это была одна из самых, наверное, спокойных страниц в истории ханства, когда развивались ремесла, экономика, не было набегов и крупных военных конфликтов. Да, согласился с верховенством османов... По одной из версий, кстати, Сахиб был дядькой Сулеймана Великолепного, и если эта версия действительно имеет место быть, то Сахиб по происхождению выше Сулеймана: Сулейман все-таки сын султана и наложницы, а Сахиб чистый Чингисид! Крымские ханы очень негативно смотрели на традицию османских султанов брать в жены наложниц низкого происхождения или как-то сближаться с ними без статуса жены. Я Чингисид, потомок Чингисхана, и чистота крови здесь ценилась выше, чем в Османской империи.

Минарет мечети Орта Джами, фото: Тимур Валеев

У османов власть султана была единоличной, и его приказ становился законом. В Крымском ханстве была сословная демократия, а беи строго придерживались традиций: они находились в диване по праву старшего в роду и знатности своего рода. Часто диван, сдерживая хана, тормозил развитие и всего ханства. Поэтому некоторые ханы боролись с беями и пытались усилить свою власть, порой специально сталкивая беев между собой.

Большая стройка

- Итак, первыми в 1532 году строятся баня и мечеть - Большая ханская, - рассказывает Тимур. - Эта дата зафиксирована на закладных плитах, а в мечети к тому же есть еще плита, где благословляется Сахиб Герай, в правление которого были возведены эти строения. Ну, соответственно, с поправкой на сдвижку лунного календаря мы вычисляем совершенно точно дату строительства этих объектов - 1532-1533 годы. И Бахчисарай начинает строиться, поглощая территории вокруг. Все города и селения, которые находились тогда в округе, в него практически входили. Это собственно Бахчисарай, который вырос вокруг дворца, Салачик, перешедший в ранг богатого предместья, и Эски-Юрт, так называемое старое сельбище, этот район сейчас называется Подгородное. Тогда это было уже угасающее селение, пик развития Эски-Юрта пришелся на ордынский период ханства, он находился на перекрестке торговых дорог. Долина всегда была заселена. Бахчисарай, выходя из долины, поглощает Эски-Юрт. Долгое время Бахчисарай находился в границах Старого города, там, где сейчас стадион. Бахчисарай потихоньку вылезал туда, в Эски-Юрт-Подгородное. Эски-Юрт же все это время был отдельным административным поселением, но постепенно оно приходило в упадок, потому что торговые пути стали заворачивать на Бахчисарайский рынок, купцы селились уже там. Эски-Юрт все больше и больше приходил в состояние такого азиза, святого места, где стояли мечеть, текие, располагались несколько мавзолеев, к ним совершались паломничества…

Ротонда на ханском кладбище ханского дворца, фото: Тимур Валеев

Эски-Юрт - один из самых загадочных городов Крыма. Документальных источников о том, как этот город появился и в какое время он развился, практически нет. Крымские татары, которые проживали в этой местности, и все остальные народы полуострова знали его как Эски-Юрт - «старый дом», «старое сельбище».

- Как появилось это название, - говорит Тимур, - мы не знаем. Но что получается? Когда какой-то город вбирает в себя разные поселения и когда мы говорим об истории этого города, с какого места он берет свое начало, мы отталкиваемся от истории самого раннего поселения на этой земле. Тогда справедливо, наверное, отсчитывая возраст Бахчисарая, отталкиваться от Эски-Юрта. Но проблема в том, что мы не можем точно документально сказать, когда появился Эски-Юрт. На карте он появляется в 1784 году. Позднее, в XIX веке, на ряде карт он вообще уже значится как покинутое селение. В это время было несколько волн эмиграции крымских татар в Турцию, и селение было покинуто, но при этом в селении оставался азиз, святое для мусульман место. И потом снова Эски-Юрт заселяется, там появляются дворы, и на следующих картах середины XIX века мы видим деревню Эски-Юрт, с двадцатью дворами. Но, видимо, изначально поселение было не очень большим, чтобы быть отмеченным на каких-то крупных картах итальянцев или греков. Греки так далеко вглубь полуострова не ходили, их вполне устраивала территория, на которой они возделывали виноград и злаки и торговали там же с таврами и скифами. Было ли это поселение в те времена? Большой вопрос. На итальянских картах этого поселения тоже нет. Но генуэзцам тоже было достаточно побережья для своей торговли. Но местоположение Эски-Юрта указывает на то, что здесь люди могли жить достаточно давно - туда-сюда постоянно сновали караваны, и путникам нужно было где-то останавливаться на ночлег…

Старое кладбище

По предположению ряда исследователей, рынок на этом месте, на перекрестке двух торговых дорог, тоже мог существовать еще в раннем средневековье. Первая дорога уходила в Чуфут-Кале, а вторая - фактически вела из владений Византии в Дикое поле, в Дешт-И-Кипчак (она же Великая степь). Вполне возможно, что первыми жителями этого поселения были византийцы.

- Мусульманским, - продолжает Тимур, - оно стало, скорее всего, с установлением власти именно крымских ханов, с провозглашением Хаджи Гераем себя как хана независимого ханства. Но надо понимать, что, хотя ислам был, конечно, государственной религией в Крымском ханстве, он главенствовал далеко не на всей территории полуострова. И мы не знаем, что исповедовало население Эски-Юрта до того, как вошло в состав Крымского ханства, то есть до 1441 года. Предположительно Эски-Юрт мог использоваться ханом как резиденция, там могла находиться либо ставка, либо дворец, но это только предположение. Археологам его копать надо, а он застроен! До Второй мировой туда была экспедиция под руководством тогдашнего руководителя музея на базе дворца Усеина Боданинского. Боданинский успел откопать часть могильных плит, поработать с тем, что осталось от мечети и пары мавзолеев, успел передать это все в Бахчисарайский музей, и все: его деятельность на этом закончилась - в 1938 году он был репрессирован… А потом это место стало застраиваться.

Мавзолеи на ханском кладбище ханского дворца, фото: Тимур Валеев

Усеина Боданинского отстранили от раскопок, когда он только начал изучать старое кладбище Эски-Юрта. Часть надгробных камней была отправлена им во дворец, а остальные, по всей вероятности, легли фундаментом переселенческих домов, кладбище растащили. В советское время несколько плит были замечены даже на полу общественного туалета в Бахчисарае... А памятники этого кладбища могли бы многое добавить в историю края!

- Это было огромное кладбище! - рассказывает Тимур Валеев. - Причем как городское, так и целого рода Кырк. Да-да, тех самых, которые когда-то жили наверху, в Кырк-Оре! Здесь, в Эски-Юрте, было их святилище. Их захоронения так и назывались Кырк-Азизлер. Это мог быть княжеский род, который владел крепостью и долиной. Тогда, вполне возможно, корни Бахчисарая растут оттуда. Когда сюда пришла Орда и монгольские завоеватели установили здесь свой протекторат, поставили наместника из рода Чингисидов, жизнь в долине вообще не поменялась. Как туда-сюда ездили, торговали, так и продолжили. Кырки уходят со сцены во время владычества в Крыму Золотой Орды, это XIV век. Ордынские документы фиксируют смену сборщиков дани с местного населения. Если до этого ее собирали представители княжеского рода Кырк, то после дань собирают представители княжеского рода Яшлау. Скорее всего, Кырки базировались в Чуфуте-Кале, там проще обороняться, а в долине хоронили своих близких.

Куда делись Кырки?

Вопрос «Куда делись Кырки?» в исторической науке не имеет ответа примерно так же, как и вопрос «Куда делись тавры?». Все, что мы знаем о Кырках и почему мы вообще о них знаем, это упоминание о них как о сборщиках дани в Орде и топонимы с их именем, оставшиеся в окрестностях Бахчисарая. Нет даже уверенности в том, что они были мусульманами. Это могли быть аланские князья, а аланы, как известно, приняли христианство еще в раннем средневековье.

- Они не могут быть крымскими татарами, - уточняет Тимур, - потому что этноса тогда такого еще не было. Мы предполагаем, что эти люди - Кырки - были владельцами долины Чюрюк-Сув, раз собирали дань. В наших изысканиях о возрасте Бахчисарая это интересно, если прослеживать его от первых поселений на всей территории. Но если мы говорим именно о начале Бахчисарая как отдельного города, построенного Сахиб Герай-ханом, то возвращаемся в XVI век. Тут тоже есть интересная деталь. Некоторые источники ведут историю основания Бахчисарая от 1503 г. - года строительства Салачика (хотя, как мы помним, первые строения там были заложены в 1501 г.). На тридцать лет раньше постройки Большой ханской мечети и бань Сары Гузель! Согласно этим источникам, строил Бахчисарай еще Менгли Герай, а не Сахиб. Но это все-таки два разных селения, два разных города! Салачик никуда не делся, он даже не потерял своего названия, став окрестностями Бахчисарая. И сегодня Зынджирлы-медресе и руины бани на территории Салачика показываются туристам как остатки третьей столицы Крымского ханства, - завершает свой рассказ Тимур Валеев.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 31 января 2024

Заголовок в газете: СКОЛЬКО ЛЕТ БАХЧИСАРАЮ?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру