Начало пути
Проект 633 является итогом развития средних подводных лодок проекта 613. А потому на последнем нужно остановиться особенно. В Советском Союзе самая массовая серия подводных лодок строилась именно по проекту 613 - их построили 215 кораблей. Первоначальный проект предусматривал запас в 16 тонн водоизмещения для модернизации лодки. Но уже на пятый год строительства этот резерв был исчерпан. Для нового оружия нужны были иные лодки. От предшественницы 633-я сохранила компоновку по отсекам и схему размещения энергетической установки. В апреле 1955 года предэскизные проработки были сданы заказчику. Совет Министров СССР планировал построить серию из 560 единиц лодок этого проекта. В октябре 1957 года приступили к строительству кораблей по утвержденному проекту на заводе «Красное Сормово» им. А.А. Жданова Горьковского Совнархоза закладкой первой лодки под тактическим номером С-350. Главная героиня книги лодка С-49 была заложена 29 марта 1961 года, а через 4 месяца уже была спущена на воду реки Волга для доукомплектования оборудованием, пополнения запасов и швартовых испытаний. В октябре лодка стала в транспортный док и отправилась по рекам на южную сдаточную базу. 21 ноября в Севастополе начались ходовые испытания. Военно-морской флаг поднят 23 ноября - это День корабля. Первым командиром был капитан 3 ранга Винцент Васильевич Массунов. Лодка имела надводное водоизмещение 1333 куб. м, подводное - 1724 куб. м. Она была оснащена серебряно-цинковыми батареями.
Запланированная серия построена не была. Внимание кораблестроителей переключилось на атомоходы. 31 декабря 1961 года подписанием «Приемного акта пл С-49» завод «Красное Сормово» прекратил строительство этих лодок. За 4 года и 2 месяца было построено 20 лодок проекта 633. За эти годы создатели подводного флота приобрели неоценимый опыт в использовании прочной стали АК-25, отказались от клепанных конструкций, внедрили в большом объеме автоматическую и полуавтоматическую сварку, сократили на треть количество чертежей и более чем вдвое количество марок материала. Но проект был удачным и пользовался спросом у партнеров СССР. В Египет было передано шесть лодок, в Болгарию и Сирию - по три, в Алжир - две. С 1962 по 1984 год на четырех верфях Китайской Народной Республики было построено еще 84 лодки и 10 лодок в Северной Корее.
Внедрение ракетного оружия
А в Советском Союзе на лодках этого проекта стали проводить опыты по внедрению ракетного оружия. Потребовалась ракета-торпеда класса «вода-воздух-вода» для борьбы с атомными ракетоносцами вероятного противника. Такую торпеду калибра 650 мм создали, но вопрос с их запуском оставался открытым. Испытания проводились на буксируемом погружном морском стенде на траверзе Мраморной балки между мысом Фиолент и скалой Кая-Баш. Базировались и заряжались стенды в Балаклаве, а ночью доставлялись на полигон. Одновременно решался вопрос с вооружением существующих лодок. 6 августа 1969 года лодка С-49 с Северного флота перешла в Феодосию. А к следующему году она вошла в состав 153 бригады и базировалась в Южной бухте Севастополя. Переоборудование преобразило даже внешние обводы корпуса. Лодка стала длиннее на 2 метра. Над прочным корпусом были приварены два горизонтальных пусковых контейнера для 650-мм ракет в прочной герметичной камере. Такое решение позволяло проводить пуски ракеты «Ветер» с глубины в 240 метров. А в первом отсеке появились два торпедных аппарата для пуска 533-мм ракет. Место запасных торпед заняла новейшая аппаратура подготовки и управления стрельбой, гидроакустическая система. Четыре передних торпедных аппарата законсервировали. Из родного оружия на лодке остались только два кормовых торпедных аппарата. Подобные доработки велись и на некоторых других лодках проекта 633.
Лодка С-49 первую ракетную стрельбу изделием «Водопад» провела 25 декабря 1973 года с глубины 50 метров. В дальнейшем она осуществляла опытовые стрельбы и испытания различных ракет. Списана лодка С-49 из состава ВМФ 29 декабря 1995 года и переведена в подкласс плавучих зарядных станций. А в июне 2019 года лодка ПЗС-50 была исключена из состава ЧФ и стояла в Южной бухте с запертыми входными люками.
Музеефикация лодки
Совет ветеранов-подводников Севастополя по своей инициативе добился передачи ПЗС-50 в Военно-исторический музей фортификационных сооружений ЧФ. Но выполнение задуманных планов по музеефикации лодки и финансирование проекта легло на ООО «К-825», которое весной 2021 года провело полную реконструкцию музея. К решению задачи подключились многие предприятия, службы, учреждения города и флота. Лодка прошла докование, необходимый ремонт для перевода ее в Балаклаву. Было заварено 67 отверстий прочного корпуса без демонтажа донно-забортной арматуры. Корпус помыли, загрунтовали и покрасили. В доке к днищу лодки приварили стальные кильблоки, на которых она впоследствии должна была стать в музее. 8 ноября 2021 года лодку вывели из Северного дока, а 12 ноября отряд буксиров, преодолев 26 морских миль вдоль побережья, поставил лодку у входа в штольню. Габариты лодки предельны для такого гидротехнического сооружения. Все расчеты размеров и зазоров специалисты проверили тщательно. В полдень 14 ноября лодка уже стояла в сухом доке на железобетонных фундаментах.
Так подводная лодка С-49 (она же - СС-49 и ПЗС-50), переоборудованная по проекту 633РВ, стала экспонатом единственного в мире подземного музейного комплекса с подводной лодкой в сухом доке. Пока она доступна осмотру экскурсантами с бортов и снизу. Но ведутся работы по созданию доступной экспозиции отсеков подводной лодки. Такая экскурсия, безусловно, вызовет у посетителей музейного комплекса большой интерес.