Ранчо в Севастополе дарит обреченным животным любовь и спасение

Мы узнали, что в Севастополе есть поселок Сахарная Головка, в котором расположилось удивительное ранчо «Сахарная Долина», где нашли пристанище животные с непростой судьбой. Поехали знакомиться.

 

Ранчо в Севастополе дарит обреченным животным любовь и спасение

Подходя к ранчо, я услышала собачье приветствие и вскоре передо мной выстроились четыре собаки, две из которых – внушительные тибетские мастифы. Виляя хвостами, развивая шерсть по ветру, они бежали навстречу. Я судорожно сглотнула и набрала друга владелицы ранчо. «Залижут и запрыгают», – со смехом обрисовала перспективу Татьяна Святкина-Жежерун.

Большие, шумные, но нереально добрые Честер, Сия, Бара, Балу первыми встречают гостей. Наперегонки бегут коты. Дальше идет знакомиться утонченный верблюд, по резинке в гриве догадываюсь, что передо мной дама. Ее я тоже немного опасаюсь: подмоченная репутация верблюдов велит близко к ним не подходить. А она как назло буквально ходит по пятам. Уже позже я узнаю, что это Бусинка, она очень общительная, добродушная, ласковая, приставучая, милейшая, очень хочет на ручки и чтобы ее гладили. И как у всех обитателей ранчо у Буси своя история.

            – Если бы Бусинку не привезли к нам, ее бы съели, – рассказывает хозяйка «Сахарной Долины» Наталья Курласова, поглаживая ласковую верблюдицу с умными глазами. – Ее купили по цене мяса 350 руб. за килограмм. Выкупила девушка из Севастополя, которая отправилась за Бусей аж в Астрахань. Продавали двух верблюдов, но денег хватило только на Бусю. Второму не повезло. Когда малышка попала к нам, она была напугана, никому не доверяла. А сейчас, посмотрите, не отвадишь от себя. Ей 1,5 года, при хорошем содержании эти животные живут до 40 лет.

Бусинка встречает гостей

            Вместе с Натальей приехали две хаски. К ним сразу подлетел Честер и принялся воспитывать Хомяка, он же Хома.

            – Честер вожак стаи, он командует всеми остальными, а мы не вмешиваемся, – улыбается Наталья, рассматривая возню четвероногих.  – А вообще хаски живут у меня дома и Честер ревнует. Когда он к нам попал, у него были сломаны ребра, можно только догадываться, что Честер пережил. Он настолько заботливый, всех нас встречает, провожает. Есть еще Уран, хозяин которого после травмы ноги на СВО вынужден был искать добрые руки для щенка.

Честер воспитывает сородичей

 

«Я просто купила верблюда»

            На вопрос, как появилось ранчо, Наташа вспоминает, что все началось с лошади и жеребенка, которых она держала на соседней конюшне. Может быть все бы ограничилось таким количеством животных, если бы девушка неиузнала о верблюде в зоопарке Бахчисарая.

Предугадать плевок ламы можно

            – В зоопарке он катал детей, до этого всю жизнь работал на Ай-Петри, – вспоминает Наталья. – Он казался мне таким несчастным. Как оказалось, у Барика были больные ноги. Мне захотелось ему помочь, я привезла ветеринара, который сказал, что у него артрит. Вылечить его нельзя, можно только поддерживать дорогостоящими препаратами. И я выкупила верблюда. Так мы поняли, что нам нужен земельный участок. Я продала свою квартиру в Новосибирске и купила это поле. Прошло уже 4 года. Сначала мы жили в Ялте, потом переехали с семьей в Севастополь. Я поняла, что рождена для того, чтобы помогать животным.

            Поле быстро превратилось в ухоженное ранчо и обзавелось новыми жильцами. Чайки-инвалиды: кто-то без крылышек, кто-то младенцем выпал из гнезда, кто-то без ножки. Прошлый год принес много кроликов, которых люди бездумно покупали как символ года, для фотосессий, а после пушистики оказались ненужными. Также безответственно люди заводят енотов в качестве домашних любимцев, а потом оказывается, что енот в квартире сулит разрушения, да и характер у него оставляет желать лучшего.

            Пока одни люди отдают свое некогда любимое животное, другие, понимая, что дома завести, скажем, лошадь или ламу, они не могут, берут опеку над брошенными зверями.

            – У нас действует программа опекунства, когда детский сад, кафе или любой человек может взять опеку над животным, приезжать к нему, помогать едой, лекарствами. Например, кафе «Оранжерея» заботится об ослике Яше, а девочка, которая привезла нам покалеченную чайку, ее же и выхаживает, – рассказывает Наталья. – Чтобы помочь нашим обитателям, мы сделали летом платный вход на ранчо. Кроме того, предоставляем место под аренду в конюшне, у кого есть лошадь, но нет места, чтобы за ней ухаживать.

            Нашу беседу прерывает Хомяк, который пытается залезть в пакет с овощами.       

            – Хома очень любит морковь, – протягивает Татьяна овощ, который собака тут же сгрызает. – Лошадей объедает. Но Хоме можно все, это вообще невероятная собака, которую мы нашли, и она стала наша.

            Долго без внимания не может обходиться Бусинка. Если ее перестать гладить, она напомнит о себе, потребуя ласку. За элегантное сплетение ножек заслужила прозвище Балерина.

            Часть собак отправилась к вольеру к лисе. Красивая, беспокойная, любопытная лиса была найдена на трассе. Ей готовилась не очень добрая участь за то, что она устраивала вылазки в курятник местных жителей. Девушки неделю ездили на место обитания лисы, завоевывая ее доверие, покармливая яйцами, мясом, пока не заманили в клетку. Три месяца лиса прожила у Натальи. Сибирячка смеется, что рыжая съела полдома, пока строился вольер. Судьба у зверька такова, что в неволе ей уже не выжить. Она абсолютно не умеет охотиться, защищаться, ее молочные зубы менялись на коренные в домашних условиях. Она просто доверчиво выйдет к людям, а те ее пустят на мех или отправят в зоопарк.

            Соседями лисы стали дикобразы. Они когда-то жили в севастопольском зоопарке, пока тот не закрылся. Наталье написали подписчики, попросив помочь выкупить животных. С того же зоопарка удалось забрать еще ламу, коня – на кого хватило средств.

            На вопрос, чем они занимаются вне этой жизни, девушки смеются.

            – Мы здесь 24 на 7. Хорошо, что на семью остается время, – разводит руками Татьяна. – У нас есть помощники, но очень многое приходится делать самим. Если мы не приезжаем 2-3 дня, уже начинается ломка. Как там енот Жора? Гладит ли кто-то Бусинку? Я всех наших кроликов по именам знаю. Есть у нас крольчиха ангорской породы. Характер отвратительный, зовут ее Снежана Борисовна. У такого зверька обязательно должно быть отчество. И я ее обожаю, несмотря на стервозный характер. Я кроликов раньше держала у себя дома, находила и тащила в квартиру. Муж после двух лошадей уже ничему не удивлялся.

 

Заслужить любовь

            Самая трагическая судьба у ослика Яши. Но это история о жажде к жизни, что даже, когда говорят, что шансы ничтожно малы, нужно продолжать бороться.

Яша - душа Натальи

            – Мы привезли его из Алушты. На протяжении трех дней он лежал сбитый на трассе, его поедали черви, он гнил, мучительно умирая, от него исходил тошнотворный запах, – Наталье трудно сдерживать слезы, но в ее голосе столько любви, ведь Яшу удалось спасти. – Он инвалид, ходит практически на двух ножках. Яша – это моя душа. Он борец. Ему давали 10%, что он выживет. Многие нам писали, что ослика нужно усыпить, а мы не послушали и сделали все, чтобы он смог жить.

            Сколько в этой истории человечности, столько же людской алчности. Девушки корректно умалчивают, а автор статьи может позволить сказать правду. Когда Яшу забрали волонтеры, у него резко «нарисовался» хозяин, который потребовал деньги за полуживого осла, брошенного на произвол судьбы. Наталья не стала разбираться и молча отдала деньги.

Хома и Яша лучшие друзья

            Мы заходим в конюшню, где у Яши своя комнатка. Всюду за нами следуют собаки и видно, что они вхожи в круг друзей ослика, потому что животные радостно друг друга приветствуют. Яша лежит, вставать ему тяжело, одна нога висит, нет чувствительности, у него разрыв сухожильного аппарата, который, к сожалению, уже не восстановится, но поддерживают его состояние препараты, купленные на средства добрых людей.

            – Мы обязательно его прооперируем в Москве, как только соберем минимум 200 тысяч рублей, – Наталья трепетно прижимается к ослику. Он очень аккуратно выглядит, зарос пепельным окрасом и разительно отличается от трупа, найденного на дороге полтора года назад.

            Особенная дружба у осла сложилась с Хомяком. Хаски свободно заходит в стойло, ложится под бочок Яши, а он на него опирается. Девушки рассказывают, как один мужчина забрал собаку к себе домой, но вскоре его бросил. И когда Хома вернулся на ранчо, первым делом побежал к своему другу.

            Смахнув слезы, девушки со смехом рассказывают, как к ним попал козел, который считал себя собакой, потому что рос с овчарками. Его любили, никакой трагедии в прошлом не было, если не считать его дезориентацию.

            – Его хозяйка даже выделила ему отдельную комнату, – делится удивительной историей Татьяна. – Он никогда не видел себе подобных, а вот в среде овчарок чувствовал себя на равных. И когда владелице, скрепя сердце, пришлось его отдать, мы сначала поместили его с козами. Он высокомерно посмотрел на них и сразу показал свое недовольство: где он, породистый пес, и эти рогатые. Перепрыгнул через забор и ушел к своим, хвостатым. И все бы ничего, но характер у него самый настоящий козлячий. Он хулиганил, бодался, ломал растения, декорации и мы отправили его к козам. Есть с ними из одной миски он не пожелал, поэтому у него отдельная посуда и свое жилье на втором этаже, куда он никого не пускает.

            Есть лошадь, которую с другими везли на бойню на мясо, а она не поместилась в машине. Одна девушка узнала эту историю, выкупила жеребенка, а потом продала его на ранчо, где он счастливо живет до сих пор, но уже с новыми владельцами: его купили гости, однажды посетившие это место. Они переводят деньги на его содержание, приезжают навестить. А конь, между прочим, редкой аборигенной породы – забайкальский кучерявый.

            Есть еще два верблюда, которые живут в загоне и не обладают столь милым, как у Буси, характером. Медленно пережевывая сено, они неодобрительно посматривали в нашу сторону. А все потому, что у самца сейчас гормональный всплеск, к которому добавилась беременность «жены». Он ее от всех охраняет. Надо отметить, что беременность сказывается и на даме: верблюдица вредничает и в то же время осторожничает, чтобы не навредить малышу.

Семейная пара в ожидании пополнения

            Об этом всем Татьяна рассказывает бойко, со знанием дела. Смеется, что имеет два образования – юридическое и экономическое – которые ей здесь вообще не пригодились, как и госслужба, зато она чувствует тягу к ветеринарии. Скорее, вынужденную, но ей это в радость.

Мечта о лошадях у Татьяны сбылась с лихвой

            – Я просто приехала с семьей покормить верблюдов, – улыбается Таня, по пятам за которой следует Бусинка. – А всю жизнь мечтала о собственной лошади. За кормлением верблюдов я разглядела очаровательного жеребенка. Муж, зная о моей мечте, подарил мне его. А когда моя кобыла родила жеребенка, я, как кот Матроскин, стала вдвойне счастливее. Теперь у меня две лошади и ранчо, которое стало делом всей жизни. Я познакомилась с Натальей, у нас глаза загорелись, когда мы поняли, что на одной волне. И наши мужья такие же, поддерживают наши увлечения.

            Со временем волонтеры начали разбираться в каких-то ветеринарных манипуляциях, в зоопсихологии. И это одна из проблем: в Крыму нет специалистов по экзотическим животным. Благо им повезло и они постоянно на связи с московскими ветеринарами, очень помогает артистка цирка Екатерина Запашная.

            Проходя мимо вольера с енотами, останавливаемся, чтобы потискать толстячка Жору.

С Жорой у Татьяны любовь

            – У нас с Жорой любовь, – обнимая его как ребенка, говорит Татьяна. – Его нашли на улице, скорей всего, сбежал от хозяина, который решил, что енот может жить в квартире как кошка. А это самый настоящий вандал, он разберет ваше жилье по кусочкам. Очень зависим от настроения, и я уже понимаю, когда его не стоит трогать. Все они разные, и подход к ним тоже индивидуальный.

            Побывав на этом ранчо, наполняешься добром, идиллией от контакта с природой.  И невольно задаешься вопросом, как народы могут делить что-то между собой, когда тут на одной территории уживаются такие разные животные, обиженные в прошлом своими людьми.

            Количество обитателей растет и девушкам хочется расширить владения. Пока не решается проблема с электричеством. Его здесь нет. Включают генераторы, солнечные батареи. Но самое главное, что здесь живут животные со сложной судьбой, которые излечиваются лаской. Заслужить их любовь, войти в круг их стаи – это дорого стоит.  

На этом ранчо дружат все

            И тут у меня захватило дух от еще одного прекрасного зрелище: табуна роскошных ухоженных лошадей, с развивающимися гривами, влетевших на ранчо. Если я думала, что это место как хоспис или престарелый дом для животных, то я ошибалась. У них все прекрасно. Кто-то обрел здесь дом, а кто-то достойно проживает свою пенсию. Например, 20-летняя пони Морковка, у которой умерла хозяйка и озвучила последнюю просьбу найти лошади дом, чтобы она ни в коем случае не эксплуатировалась на старости лет.

            – Если есть возможность, мы покупаем животное, которое нуждается в нас, – говорит Таня. – Но сейчас приняли решение, что человек должен помочь со строительством вольера и кастрацией, потому что для нас это все накладно. Важная статья расходов – питание. Корм закупается впрок. Когда гости спрашивают, что привезти, никогда не откажемся от овощей, овса. А вообще приезжайте к нам, чтобы почувствовать, как можно жить в ладу с природой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 17 января 2024

Заголовок в газете: РАНЧО СПАСЕНИЯ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру