Старая дорога: Рождественская прогулка на Маркум-Улле

Поход выходного дня

При любых народах и племенах, населявших Крымский полуостров, транспортному сообщению уделялось особое внимание. Это мог быть караван рабов с поклажей на плечах, навьюченные ослики, пешая колона военного отряда, повозки, запряженные лошадьми или волами. Все спешили по своим делам, а для благополучного следования из пункта А в пункт Б требовались дороги…

Поход выходного дня

Они могли быть разной комфортности, но их в любом случае нужно было размечать, пробивать, укреплять и благоустраивать. Некоторые из этих дорог и через две тысячи лет напоминают об истории полуострова, пролегая по старым вешкам. Другие значительно сместились в сторону в зависимости от важности соединяемых поселений, заросли лесами. Есть такой интересный участок и на пути из Варнаутской долины в Балаклаву. Нынешние села Гончарное и Резервное никогда не были городами, но они лежали на важном направлении от Херсонеса на Южный берег Крыма. Безусловно, еще до прихода римлян в Херсонес по этим дорогам осуществлялось движение людей и товаров (чаще - добычи). Еще за полтора века до начала новой эры скифские цари основали ряд укрепленных городов для борьбы с понтийскими войсками Митридата. К ним относилось и поселение Палакион, которое сейчас именуется Балаклавой. Позже пришли греки, а еще позже – римляне. Вот им-то и приписывают некоторые экскурсоводы активное развитие дорожной сети. В этом есть рациональное зерно – римляне принуждали местное население ремонтировать существующие дороги и строить новые. И качество ремонта контролировали на совесть. Дорожная сеть быстро расширялась и даже дублировалась. Из крепости Харакс можно было в Херсонес и обратно добраться несколькими лесными горными дорогами. Много написано о дороге через Чертову Лестницу, через Карадагский лес, через Байдарскую долину. Значительно меньше внимания уделялось участку дороги от нынешнего села Резервного. Но современные туристы ее уже давно облюбовали и нанесли на свои карты.

Брусчатка

На рейсовом автобусе на Резервное можно не доезжать до самого села с километр. Вдоль каменного забора частного земельного владения начинается брусчатка и ведет вправо вверх на запад. Цель похода выходного дня может быть прогулка через Оборонное до Балаклавы (около 3-4 часов). Кстати, в Оборонное также заходит рейсовый автобус. Можно посетить храм Иоанна Предтечи, родник, хребет Орта-Кая над Тороповой дачей, и даже спуститься к озеру. Как вариант - выход на остановку «Алсу» на трассе Ялта-Севастополь.

Сразу от старта нашего похода (260 метров над уровнем моря) дорога ушла в лес, что позволяет говорить о летней прохладе при смыкающихся кронах деревьев. Преобладает сосна крымская, дуб, ясень, кизил, можжевельник. В январском лесу бросаются в глаза необычно алые ягоды шиповника. Погода 7 января 2024 года была умеренно дождливой, дорога изобиловала лужами, но только на пологой части пути. Подъем до перевала занял около часа даже при ненавязчивом сборе грибов. Лужи сменялись четко выложенной брусчаткой, которую не вывернули наизнанку даже лесовозы и джиперы. Редкие стаи мотоциклистов и бесшумных электробайкеров дороге вреда не причинили. А вот пешим путникам стоит соблюдать осторожность, особенно в отношении электрических коней. На середине подъема посетили старый заброшенный сад - чаир.

Гончарное и Резервное

О его первоначальном культурном предназначении говорят только едва угадываемые ряды яблонь и груш, одичавших, заросших мхом и омелой. Плодов заметить здесь уже не удастся. По краю чаира в лесной чаще видны следы землянок времен минувших войн. Старатели с металлоискателями старательно перекопали ямы и отвалы, но и сейчас не теряют надежды найти какой-нибудь артефакт французских палаток времен Крымской войны, партизанской базы или блиндажей Великой Отечественной войны. Выход на перевал отмечен наличием на мощеной дороге бордюрного камня. Его смысл в этом месте лесного тракта не совсем ясен. Но он был! Высота - 450 метров над уровнем моря.

Госфортовсктй водоем

Перекресток: прямо пойдешь – в Оборонное спустишься, вправо пойдешь – на хребет Муркум-Улле взойдешь. Идем наверх по раскисшей глине и глубокой колее от грузовика. Слева видны следы санитарной рубки ухода минувшего лета – лес чистый и прозрачный. По вершине хребта (490 метров) протянулась открытая поляна с редким можжевельником. Севастополь смотрится как на ладони.

Слева - Бахыр-Белли

Под нами купол храма Иоанна Предтечи и скала Орта-Кая (213 м), закрывающая часть Гасфортовского водоема. На север – Мекензиевы горы, а дальше - Мангуп-Кале. Еще восточнее на горизонте угадываются вершины Чатыр-Дага – Ангар-Бурун и Эклизи-Бурун (1527 м). На юге горизонт окаймляют вершины Южной гряды Крымских гор. Хороший ориентир – характерный уступ горы Мердвен-Каясы (856 м). Байдарский перевал с его воротами ни с чем не спутаешь. Правее вершины еляб-Яурн-Белли и Каланых-Кая. Далее – Кокия-Бель (684 м).

Хребет Муркум-уле

Панораму переднего плана за вершинами можжевелового леса составляют гора Бахыр-Белли высотой 510 метров (хребет Муркум-Улле является ее западный отрогом) и скала Кала-Фатлар над морским побережьем урочища Инжир. Цель Рождественской прогулки достигнута, возвращаемся к машине под моросящим дождем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 10 января 2024

Заголовок в газете: СТАРАЯ ДОРОГА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру