История предновогоднего путешествия крымчанина из Джанкоя в Симферополь

Поезд №007

Четыре года назад 23 декабря президент страны Владимир Путин открыл движение по железнодорожной части Крымского моста. В этот день из Северной столицы в Крым отправился поезд №007 Санкт-Петербург - Севастополь - первый, прошедший по Крымскому мосту.

Поезд №007

Идея

Идея пришла 24 декабря, в шесть часов вечера, когда поезд из Питера уже мчал по рельсам в окрестностях Ростова, уверенно приближаясь к Крыму. Тот самый поезд - пассажирский, первый, что пройдет по новому Крымскому мосту и даст начало регулярным сообщениям материковых городов с нашим маленьким полуостровом после долгого вынужденного перерыва.

А почему, подумал я, чтоб приехать на этом поезде в Симферополь, нужно обязательно выезжать из Питера? Почему бы не сесть на него в Джанкое? Всего полтора часа на автобусе, зато не просто встречу поезд, а посижу в вагоне (сто лет в поездах не ездил), почувствую себя пассажиром, хоть ненадолго, пообщаюсь с народом, испытаю старое доброе чувство радости возвращения на любимый вокзал.

Билет

Вот такие мысли пронеслись в голове в шесть вечера, и уже через пять минут я изучал один из сайтов по приобретению билетов онлайн. К удивлению, были свободные места, по крайней мере от Джанкоя. В самом деле, не все же едут в Крым, кто-то выйдет по пути, возможно в том самом Ростове, вот места и освободятся. Сразу скажу, билеты недешевые - 698 рублей, ну да ладно, один-то раз можно потратиться ради такого случая!

Итак, еще пару минут в Интернете… и я счастливый обладатель билета в плацкартный вагон пассажирского поезда № 007 «Таврия». Ура! Осталось только быстро собрать рюкзачок, залить в термос крепкий кофе, взять с собой пару бутербродов, не забыть зарядное для телефона и бегом на автостанцию «Курортная», откуда уходят автобусы на Джанкой.

Ж/д вокзал «Симферополь»

Приехал на полчаса раньше, так что решил заглянуть на симферопольский ж/д вокзал, пофотографировать его ночью, когда в залах - покой и безмолвие, когда включена подсветка и белоснежное здание вокзала выглядит как восточный дворец, перенесенный из сказки про Аладдина. Сегодня здесь последний день тишины, знаете, как перед выборами, только там она виртуальная, а тут все по-настоящему. Так было несколько лет после закрытия сообщения с Украиной. Так было и в тот день, 24 декабря 2019 года. Пообщался с охранниками под главными арками:

- Не устали стоять?

- Есть немного.

- А завтра? Будет весело!

- А завтра другая смена.

- Неужели не придете посмотреть на первый поезд?

- Какой же он первый, просто перерыв был большой.

- То есть ничего особенного, обычный поезд?

- Нет, конечно, наоборот, этот поезд очень даже особенный!

- Значит, придете?

- Ой, не знаю... дел много дома, но и прийти хочется... Может, и приду!

В этот особенный вечер вокзал преобразился. Он стал наряднее, ярче, зажглись огоньки на елке, зажурчал молчавший долгое время фонтан с голубями. Изменились и сотрудники вокзала: они заметно оживились, на лицах заиграла улыбка, из разных уголков здания раздавался смех - чувствовалось, что настроение у всех приподнятое. В самом деле, это ведь неправильно, когда на вокзале царит тишина. Тем более на южном, курортном.

Надо сказать, что за сутки до этого я также приезжал на вокзал - только днем -специально, чтобы поснимать его без туристов и курортников. Это был тот редкий случай, когда нет очередей у касс, пустые скамейки в зале ожидания, пустое табло, не считая расписания трех электричек, пустой ресторан, который давно закрылся, когда никто не рвется на перрон, а работников вокзала больше, чем посетителей.

Ж/д вокзал «Джанкой»

Прошло еще несколько минут, и полупустой автобус уже вез меня на север Крыма. А вот и Джанкой! Город встретил безлюдной привокзальной площадью и ярким светом окон вокзала, где также все были готовы к встрече. Увидев заходящего потенциального пассажира, работник досмотра сразу сделал серьезное лицо и стал деловито инструктировать, куда поставить вещи, что достать из карманов, потом долго изучал содержимое рюкзака на сканере. Он словно обрадовался неожиданно появившейся работе, а ожидаемое событие мобилизовало его на более внимательное, чем обычно, отношение к своим обязанностям.

Кроме него, в здании вокзала были еще: кассир, администратор, уборщица и двое рабочих, носивших какие-то инструменты. И я. Все. В холле стояла наряженная елка. Невольно вспомнилось, как в былые годы поезд останавливался у оживленного перрона и вдоль всего состава туда-сюда ходили джанкойцы разного возраста, от конопатых мальчишек до бабушек в платочках, предлагая все, что можно съесть в поезде: фрукты - ведрами, рыбу - от одной до вязанки, арбузы, дыни, вареную курицу, пиво, даже комплексные обеды, еще горячие и вкусно пахнущие. Для многих это была основная работа. Что делать, город вроде бы крымский, да только от курортного сезона ему, как говорится, ни холодно, ни жарко, а другую работу найти здесь не так-то просто. Удалось побеседовать с кассиром:

- Ну что, готовы к торжественному приему?

- А как же, мы всегда готовы!

- Теперь хоть немного оживитесь, а то совсем, поди, заскучали?

- Ну, не совсем, электрички-то ходят, хотя, конечно, что это по сравнению с двумя пассажирскими, хоть и проходящими...

Распечатав на всякий случай свой билет, я снял место в небольшой гостинице при вокзале, поужинал и лег спать. Кровать в маленьком двухместном номере со шкафом, тумбочкой, столом, телевизором и кондиционером обошлась мне в 600 рублей - вполне сносно, чтоб не сидеть всю ночь на вокзале и не ехать куда-то далеко в поисках городского отеля.

Ночь пролетела быстро. Выйдя из гостиницы, я увидел несколько автомобилей, стоящих под зданием вокзала. Ого, кому ж это не спится в такую рань? Не в пример вчерашнему вечеру, около пяти утра внутри вокзала и на перроне уже было несколько человек, а к приходу поезда их собралось не менее сорока! Пришли и приехали специально, чтоб поприветствовать питерский состав. Несмотря на предрассветный полумрак, были заметны улыбки на лицах, там и тут слышались оживленные разговоры, смех, даже в голосе диктора, объявлявшей о прибытии поезда чуть ли не каждую минуту, чувствовались торжественные нотки.

Прибытие поезда

И вот вдалеке показался мощный луч прожектора. Послышался гудок, еще и еще. В ответ раздалось дружное «ура!», защелкали камеры, замигали вспышки, взвились флаги, а состав, постепенно замедляя скорость, проехал вдоль всего перрона и остановился. В отличие от прошлых лет, когда поезда ходили через Украину, этот прибыл с южной стороны. Чтоб потом опять отправиться на юг - в Симферополь и Севастополь. Пока так, а дальше будет видно.

Вагоны состава, с дельфинами и чайками по бокам, блестели новыми красками, а ярко-красный тепловоз с надписью «Крымская железная дорога» сверкал, словно только что выехал из ворот завода! После остановки поезда на перрон вышли проводники и проводницы в фирменных темно-синих пальто и зеленых беретиках с логотипом «Таврия», именно так теперь называются поезда, идущие в Крым. Милые улыбчивые девушки с удовольствием фотографировались со всеми желающими, хотя можно себе представить, сколько таких было на всем маршруте поезда.

Кстати, о маршруте: от Санкт-Петербурга до Севастополя поезд идет 1 день 19 часов 25 минут, из них 3 часа 50 минут стоит на 19-ти станциях и вокзалах. Есть остановки на 1, 2, 3 или 5 минут, есть две по 25 минут, и даже три по 33 минуты. Например, в Симферополе состав стоит 15 минут, а в Джанкое - 25. Плохо это или хорошо, судить не мне, просто привожу факты.

В Крыму поезд останавливается на ст. Багерово - поселок в нескольких км от Керчи (скоро в самом городе заработает железнодорожная станция Керчь-Южная), «Семь колодезей» (с. Ленино), с. Владиславовка (15 км от Феодосии), Джанкой, Симферополь, Бахчисарай и конечная - Севастополь.

Оказалось, билет можно было не распечатывать. Теперь для подтверждения поездки достаточно только паспорта, все остальное есть у проводника, причем в электронном виде. Очень удобно, если вдруг потеряешь или забудешь билет. Ну, а мой билетик останется на память о первом поезде, пришедшем в Крым после долгого перерыва, прошедшем по Крымскому мосту, и о моем небольшом, но полном эмоций приключении.

Плацкартный вагон №5

В вагоне было все так, как обычно бывает в поездах дальнего следования в такую рань - большинство пассажиров еще спали. Вагон современный, но в целом ничего особенного: все те же плацкарты, полки, откидные столы, бойлер для кипятка. Из новшеств: в купе и плацкартах появились розетки да оба туалета теперь в одном дальнем конце вагона и их не закрывают во время стоянок. Владелец - частная транспортная компания «Гранд Сервис Экспресс».

А вот с Интернетом, увы, прокол. Wi-Fi есть, а сети нет. Возможно, еще не успели организовать все, как надо, но разрекламировали. За все вагоны не скажу, а в моем - пятом - Интернета не было. Хочется верить, что это случайность и все исправят. Мобильная связь в Крыму и так не на высоте, а между городами по пути следования поезда и вовсе пропадает. Именно по этой причине не удалось сразу выложить то, что снял в Джанкое по приезде поезда.

Юля

Пообщался с проводницей - симпатичной хрупкой Юлей родом из Липецка. Четыре года работает проводником в Северной столице: две недели в рейсе, две - дома. Основной маршрут: Санкт-Петербург - Москва.

- А в этом поезде как оказалась?

- Нам предложили - кто хочет, я согласилась.

- Наверное, в Крыму раньше не была?

- Нет, это первый раз.

- Эх, что ж ты тут увидишь, через три часа уже обратный рейс!

- Ну да...

- Надо как-нибудь специально приехать!

- Как-нибудь обязательно приеду, - улыбается она.

Спросил у Юли, правда ли, что сувениры, в первую очередь фирменные подстаканники, закончились еще где-то в середине пути? «Даже раньше, - обиженно говорит девушка. - Так много пассажиров, одни сходят, другие садятся, а подарков было не так уж и много, вот и не хватило на всех, очень жаль!»

Ночной вояж

Всего час двадцать ехать от Джанкоя до Симферополя. Я сижу на своем боковом, гляжу в окно, за которым все еще темно, лишь отдельные огоньки вдалеке да переезды, горящие фарами машин. Наверняка сигналят - в Крыму все знают, что это за поезд и как много он значит для нашего полуострова.

Проехали мимо какого-то полустанка, а там, в бледном свете фонаря, стояли люди и махали нашему поезду! Подумать только, они не поленились проснуться в такую рань, прийти по темной улице на эту одинокую платформу посреди бескрайней степи, и все ради того, чтоб на несколько секунд увидеть мелькание вагонных окон, услышать стук колес и приветственный гудок - спасибо машинисту, он тоже оценил их мужество! Молодцы, честь и хвала таким!

В этот момент вспомнился сюжет из замечательного фильма «Безымянная звезда»: «Ученицам младших и особенно старших классов запрещается появляться на вокзале в дневное или вечернее время, особенно в часы, когда проходит дизель-электропоезд». Там девочки-ученицы также стояли на платформе и горящими глазами провожали поезд из большого города, который был для них ярким, чудесным явлением в их скромной провинциальной жизни.

Не скрою, во всем приключении больше всего меня порадовало именно отношение крымчан к этому предновогоднему событию - искренняя радость, неиссякаемое чувство оптимизма и вера, что все у нас будет хорошо. Я видел их глаза, общался с ними, слышал их разговоры друг с другом - большинство из них простые люди, которые свободно думают и сами решают, что делать, куда идти и что говорить. При этом были, конечно, и те, кто крепко спал до самого Севастополя. Что ж, каждому свое, как говорил Цицерон.

Соцсети

Порадовали и комментарии в соцсетях, как крымчан, так и жителей разных городов России: «Ура!» - «Поздравляю!» - «Отличный новогодний подарок!» - «А вагоны-то как сверкают!» - «И поезд красивый!» - «Как радостно, с Богом!» - «Россия с нами!» - «Горжусь крымчанами и своей страной! Спасибо за труд и выдержку в 5 лет, молодцы, все сохранили!» - «Веселится и ликует весь народ!» Собственно, все, что видел, так и было: народ веселился и ликовал, мы умеем радоваться эпохальным событиям.

Враги, конечно, тоже не дремлют, что только не слышал за эти двое суток: «железная дорога построена, чтоб перевозить оружие на полуостров», «простоит недолго», а еще - «нарушение суверенитета» и, как итог, даже жалоба в ООН! Ах да, чуть не забыл - традиционное, без него уже никак: «нет никакого моста и поезда нет, это все голограмма!» Что ж, «пишите, Шура, пишите!» Собаки лают, а поезд идет.

Как всегда, нашлись и среди россиян те, кто во всем видит негатив: и дорого, и долго, и компания частная, и деньги в оффшор... Да, дорого, да, можно быстрее, насчет денег - не мне судить и считать. Можно постоянно нудить и жаловаться на то, что «все плохо, все воруют, народ бедствует, караул, страну грабят» - по каждому пункту я в чем-то могу согласиться, в чем-то поспорить - в стране немало проблем, мы знаем, но именно сейчас не время говорить об этом. Бывают моменты, когда надо просто радоваться тому, что происходит. С чем я всех искренне и от души поздравляю!

«Мой Симферополь - ворота Крыма»

А поезд тем временем, стуча колесами, все ближе и ближе подходил к столице Крыма. Вагон ожил, зашевелился, мимо меня стали проплывать заспанные тела, мелькать полотенца, зубные щетки, простыни, стаканы с чаем. Вот и огни ГРЭСа, а значит, подъезжаем к Симферополю. Когда бы, откуда бы ни ехал, всегда посещает это необычное чувство возвращения домой.

Ну, вот и старый добрый любимый вокзал! Слышно, как звучит традиционное «мой Симферополь, ворота Крыма…». На перроне не протолкнуться, столько народа пришло встретить поезд. Тут и крики «ура», и флаги, и песни под баян, и просто счастливые лица.

Где-то там, внутри поезда, в вагоне-ресторане давали интервью крымские политики, а простой народ делился впечатлениями прямо на перроне, благо сегодня тут было в избытке и журналистов, и операторов, и микрофонов, и камер.

Прошло совсем немного времени, и в Крым прибыл второй «первый» поезд - из Москвы! А чуть позже питерцы и москвичи также торжественно встретили первые поезда из Крыма. Жизнь продолжается, процесс идет, и он необратим. За пять лет много чего произошло на полуострове, это наша история, и нам повезло быть ее свидетелями.

А времечко бежит - не остановишь! В этом декабре уже четвертая годовщина, как поезд пробежал по Крымскому мосту, а в следующем будет первый маленький юбилей - 5 лет! Мы должны обязательно все сохранить: в памяти, на фото, видео, в билетах, подстаканниках. Потом покажем новым поколениям, которые будут запросто кататься на авто и поезде по мосту, не придавая этому особого значения; будем рассказывать, как все это создавалось на наших глазах, через что пришлось пройти и что для всех нас это значило. Поймут или нет, сейчас это тоже не самое главное, просто смотри вперед, делай что должно, и будь что будет!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 27 декабря 2023

Заголовок в газете: ПОЕЗД № 007

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру