Как в крымских учебных заведениях обеспечивают безопасность учебного процесса

Уроки трагедии

Пять лет назад жертвами террористического акта в Керченском политехническом колледже стали 20 учащихся и сотрудников учебной организации. Насколько усвоены уроки трагедии и что определяет безопасность учеников и учителей сегодня, выясняем с помощью экспертов.

Уроки трагедии

Как отмечает председатель Комитета Государственного Совета Республики Крым по образованию, науке и молодежной политике Сергей Додонов, следствием керченской трагедии стало принятие правительством Российской Федерации постановления № 1006, в котором приведены основные меры безопасности для объектов и территорий Минпросвещения.

- Данное постановление регламентирует антитеррористическую защищенность наших учреждений, - говорит он. - Там предусмотрено ограждение, видеонаблюдение, система видеооповещения, внутреннее и наружное освещение, рамки при входе. Все это, в принципе, прописано. На сегодня это выполняется. Но еще до конца не выполнено во всех образовательных учреждениях.

По словам Сергея Додонова, помимо технического оснащения учебных заведений, следует уделять должное внимание человеческим отношениям в их стенах.

- Но самое главное, над чем надо работать, это взаимоотношения в коллективах ребят, - убежден специалист. - В сознании у ребят должно быть понимание того, что любой вопрос решается в порядке диалога. Встречаясь со школьниками, всегда задаю вопрос: вы дружные? Что в последнее время вы делали вместе? Недопустимо насилие в коллективе, унижение друг друга по социальному критерию, религиозному и этническому принципу.

В свою очередь первый проректор Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова Анжелика Лучинкина говорит о такой важной проблеме детских коллективов, как разобщенность, на фоне которой могут возникать конфликты.

- Были годы, когда во многих классах в крымских школах мы проводили исследования, и обнаруживалось, что даже зачатков коллектива нет, - говорит она. - 50% класса находились за кругом общения. Это 50% лишних детей в каждом классе.

Отвечая на вопрос, кто в ходе учебного процесса может помочь ребятам сплотиться, Анжелика Лучинкина предает огласке еще одну проблему: баснословную загруженность учителей.

- Самый главный вопрос: кто из педагогов имеет на это время? - спрашивает она. - По сути, мы говорим, что у класса есть классный руководитель. А забываем, что у классного руководителя полторы-две ставки плюс классное руководство. А еще работа с детьми: когда он будет это делать? По- хорошему, речь должна идти о классном руководителе, который либо будет освобожденным, либо будет иметь время на работу с классом.

Возможность учителей и кураторов уделять основное внимание детям, а не работе с документами настолько важна, что, по мнению Анжелики Лучинкиной, могла бы предотвратить трагедию в керченском колледже.

- Трагедии в Керчи могло и не быть, если бы куратор группы имел время посидеть на занятиях, посмотреть, не просто спросить: «Дружите вы или нет?», а увидеть, что происходит в коллективе, - рассуждает Анжелика Ильинична. - Возможно, он бы увидел натянутые отношения в группе, несоответствие, неадекватность отношений каких-то детей. И тогда он обратился бы к психологу.

Но и на этом уровне, по мнению должностного лица, снова возникают трудности.

- Один психолог на школу, и это хорошо, когда одна школа - 100 человек, - приводит пример Анжелика Лучинкина. - У нас по городу Симферополю большие школы есть. Психолог порою работает «скорой помощью» - побежали, сделали, убежали. Я разговариваю со школьными психологами. У них действительно большие проблемы. Они устают от обилия бумаг, обилия отчетов и от невозможности уделить это время индивидуальной работе.

Мнение представителей сферы образования полностью разделяет помощник главы Республики Крым, командир крымского батальона милиции особого назначения «Беркут» (2006 - 2014) Юрий Абисов.

- Первое - это климат, общение, само понятие класса, - говорит он. - Как здесь можно увидеть проблемы? Если классный руководитель предлагает культпоход в город, а приезжает три-четыре человека, потерян контакт с родителями, проявляется обозленность, возникают претензии друг к другу. К сожалению, сегодня нет комсорга, вожатых, тех, кто могут собирать. Все это похоронили. Но зато на красивых машинах, в красивой обуви и с красивыми телефонами. Безопасность начинается с того, что мы перестанем друг другу предъявлять претензии. Дружины, спортивные соревнования, «кожаный мяч» - все это объединяло. Да, спорили, ругались, но всех объединяла цель: нужно побеждать классом, нужно общаться. Это все и есть залог нашей патриотичности, того, что дети пойдут воевать за Родину, а не сбегут за границу.

Так случилось, что незадолго до трагедии Юрий Абисов посетил керченский политехнический колледж и может оценить ситуацию, сложившуюся в нем на тот момент.

- Мы проводили встречу: прекрасные дети, - вспоминает он. - Но первое, на что я обратил внимание, отслужив 35 лет, - бабушка на вахте сидит. Она не отреагирует. Для этого нужен подготовленный человек, который будет работать на опережение. Не амбиции свои показывать: пропущу - не пропущу, а понимать. Для такой работы нужен опыт, наметанный глаз, как у бывших сотрудников милиции.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 1 ноября 2023

Заголовок в газете: УРОКИ ТРАГЕДИИ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру