- Когда Минпросвещения объявило конкурс на получение гранта по модернизации материально-технической базы и созданию кластера, наши учреждения приняли в нем участие, - говорит Оксана Красникова. - Очень приятно, что мы стали победителями сразу по трем направлениям. Первый конкурс, который принес нам победу, - по кластеру «Индустрия, гостеприимство».
По словам представителя минобраза, ядром образовательного кластера стал Романовский колледж индустрии гостеприимства.
- Мы получаем 70 млн федеральных средств, чтобы развивать материально-техническую базу образовательной организации, - приводит цифры Оксана Красникова. - В 2024 году должны открыть этот кластер, чтобы ребята пришли учиться и у них были самые современные условия, учебная программа.
После победы на конкурсе по кластеру «Индустрия, гостеприимство» СПО Крыма приняло участие еще в двух общегосударственных конкурсах, где также был достигнут победный результат.
- В Республике Крым в 2024 году будет создано еще два кластера, - говорит собеседница. - Первый из них - кластер машиностроения. Основная база - регион Керчь, там у нас Керченский морской колледж, который станет ядром образовательного кластера. Еще у нас есть Симферопольский автотранспортный техникум, который станет ядром кластера «Транспорт и дорожное строительство». Эти кластеры получают по 100 млн рублей на развитие материально-технической базы.
Государственные вложения в систему подготовки специалистов на базе крымских колледжей будут подкреплены на республиканском уровне. По словам Оксаны Красниковой, Крым софинансирует все проекты.
- Речь идет о суммах, которые выделяются на подготовку кадров, на выполнение государственного задания и обеспечение бюджетных мест для детей, которые будут учиться, - уточняет обязательства Республики Крым она. - В том числе предусмотрено обучение педагогов, формирование программ и другое.
Поскольку кластер - это современные условия, в которых проходит обучение студентов и взаимодействие с работодателями, которые гарантируют прохождение практики на самых современных условиях и последующее трудоустройство, наличие партнеров-работодателей для его успешного функционирования обязательно.
- У нас есть партнеры, без которых невозможно было бы создать эти кластеры, - отмечает Оксана Красникова. - Тесное взаимодействие позволит ребенку закрепиться на первом рабочем месте. Очень важно, когда с первого курса понимаешь, куда пойдешь работать, включаешься в коллектив. Работодатели не только морально помогают ребятам, проводят стажировку, но участвуют финансово. Они делают вложения в развитие материально-технической базы образовательной организации.
В свою очередь на уровне законодательной власти Крыма подготовлены меры поддержки для работодателей – партнеров образовательных кластеров.
- Госсовет Республики Крым принят закон «Об инвестиционном налоговом вычете», - говорит Оксана Красникова. - Это поддержка работодателей. На ту сумму, которая внесена на развитие материально – технической базы образовательной организации, будет уменьшается ставка налогов на прибыль. Взаимодействие на уровне государства выстраивается серьезно.
Основная цель проекта «Професссионалитет» - обеспечение региона квалифицированными кадрами и профессиональная ориентация молодых людей.
- Практически во всех кластерах к 2026 году у нас планируется увеличение обучающихся, - отмечает Оксана Красникова. - В кластере «Гостеприимстово» - в четыре раза. Мы стартуем с 400 человек. Планируем, что к 2026 году будет 2200 человек.
В свою очередь директор ГБПОУ РК "Романовский колледж индустрии гостеприимства" Марина Пальчук отмечает, что во главе угла проекта «Профессионалитет» стоит качество образования. Оно должно быть поднято на тот уровень, который называется высоким сервисом.
- Гостеприимство сегодня – тренд нашего региона, - говорит она. - В Крыму есть такие работодатели, которые имеют наивысшую планку. И туда должны прийти самые лучшие выпускники. Также «Профессионалитет» предполагает сокращение сроков обучения, это очень важно. Чтобы прирост был заполнен. Второе – в обязательном порядке согласование с нашими работодателями образовательных программ: чему учить и как учить. Сегодня работодатель диктует условия для системы СПО. Каким должен быть выпускник.
По поручению главы Республики Крым Сергея Аксенова в регионе действует проект профессиональной ориентации школьников, в который входят представители работодателей.
- Все начинается со школы: ребята в ходе практики на предприятиях могут найти свою будущую профессию, участвуют в конкурсных программах, - отмечает Оксана Красникова. - Сейчас создаются классы гостеприимства. Это предпрофессиональные классы, где ребята, понимая, что им это близко, проверяют свои знания. Получают дополнительные знания.
Результат от принятых мер очевиден: с каждым годом растет конкурс на поступление в СПО.
- В систему идут не двоечники, а ребята, которые понимают, зачем они идут в профессию, для чего и, главное, понимают, какую профессию они выбирают, - отмечает Оксана Красникова. - У нас уже некоторые колледжи могут похвалиться тем, что конкурсная ситуация у них намного выше, чем в университетах. Сейчас конкурс 8 человек на место, а по некоторым направлениям – до 14 человек. Это не правда, что в эту систему идут те, кто не хотят учиться. Ребята идут с высоким баллом аттестата. Сейчас средний балл аттестата составляет 4,3; 4,9; 5.