Севастопольскому военврачу Василию Кондакову исполняется 91 год

По окончании учебы в Военно-медицинской академии Василию Филипповичу предложили службу в клинике военно-морской хирургии. Но он попросил направление на подводную лодку.

Севастопольскому военврачу Василию Кондакову исполняется 91 год
При параде с товарищами-офицерами на подводной лодке.

В сентябре 1963-го приказом министра обороны СССР Кондаков был назначен на подводную лодку «С-66» (лодка 613-го проекта) Черноморского флота, а в октябре прибыл к новому месту службы в Балаклаву. Уже через два месяца кропотливого изучения матчасти доктор был своим, уважаемым человеком на лодке. А через три месяца его избрали секретарем партийной организации подводной лодки.

В 1963 году началась подготовка и выходы на боевые службы в Черном море, а в 1964-м - и в Средиземном. За время службы на подводных лодках Василий Филиппович участвовал в семи автономных походах. Случались и совершенно непредвиденные ситуации.

 
Фото из выпускного альбома академии.

Солнечный удар

8 мая 1965 года вышла в Средиземное море первая нештатная эскадра кораблей Черноморского флота под командованием капитана 1 ранга И.Н. Молодцова и начальника штаба - капитана 1 ранга Б.В. Шкулева. Штаб эскадры на крейсере «Слава», старое название «Молотов». В составе штаба были офицеры всех отделов штаба флота и служб тыла флота. Начальником медицинской службы по представлению начальника медицинской службы флота генерала А.Е. Пестова назначен начальник медицинской части подводной лодки «С-66» капитан медицинской службы В.Ф. Кондаков. Эскадру провожали офицеры и адмиралы штаба ЧФ во главе с командующим Черноморским флотом Г.К. Чернобаем. Перед выходом на боевую службу и в период перехода отрабатывались вопросы бытового обеспечения личного состава кораблей эскадры. Одиночные корабли несли боевую службу в Средиземном море с середины 50-х годов.

Сложнейшие операции приходилось делать в море.

- Корабли эскадры вне выполнения боевых задач отстаивались на якорных стоянках вне территориальных вод Греции, Ливии, Туниса, Алжира, Мальты, острова Крит, залива Мерса-Матрух, - вспоминает Василий Филлипович. - Я побывал на всех кораблях эскадры, ознакомился с условиями несения боевой службы, медицинской службы, их возможностями. На трех кораблях произвел операции по поводу аппендицита, ущемленной грыжи. На крейсере работы было не много, в основном мелкие травмы. Но в один из дней на катере доставили моряка с тяжелейшей травмой головы (перелом костей черепа с повреждением тканей мозга). Матрос срочной службы с атомной подводной лодки Северного флота, которая отшвартовалась для смены экипажа и пополнения запасов у плавмастерской. Поднялся в нарушение приказа на рубку, получил солнечный удар и упал в люк, при ударе получил травму. Врачи плавмастерской ушили рану (больной находился в бессознательном состоянии) и доставили на крейсер. На рентгеновских снимках множественные переломы костей черепа. При осмотре больного: больной в бессознательном состоянии, кровяное давление еле определяется, пульс 17-18 уд/мин. Состояние критическое, необходима срочная трепанация черепа. Такие операции проводятся в операционных нейрохирургических отделений крупных лечебных заведений. По закрытой связи связываюсь с главным хирургом ЧФ полковником Шапуновым и главным нейрохирургом полковником медицинской службы Алешиным и докладываю обстановку. Больной в безнадежном состоянии, погибает. В полном объеме провести операцию трепанации черепа технических возможностей нет, но частично можно. Шансов практически нет, но прошу разрешить, может, удастся спасти. Получил разрешение и немедленно начали подготовку. Начальник медчасти крейсера майор медицинской службы Сидоров, старшие лейтенанты медицинской службы - врач-хирург и врач-терапевт крейсера. Операция длилась около полутора часов. Восстановилось кровяное давление до 80/40, пульс 35-42 уд/мин. Больной в сознание не пришел, верхние, нижние конечности не работают, питание через зонд. Больной через сутки отправлен под наблюдением врачебной бригады в главный госпиталь ЧФ на эсминце «Пламенный», идущем в Севастополь.

Отросток аппендикса

- Еще был особый случай, - вспоминает Василий Филиппович. - Вечер. 21 час. Смотрим кино. Прибегает помощник оперативного дежурного и что-то докладывает командиру эскадры. Тот пригласил меня, и быстро идем к дежурному. Получено приказание начальника главного штаба ВМФ срочно следовать в точку, указаны координаты, на встречу с кораблем ГС (гидрографическим судном). На корабле врач оперирует больного по поводу аппендицита. В течение шести часов не может найти отросток аппендикса.

Боевая тревога и полным ходом вперед. Время перехода до встречи по докладу штурмана 5-6 часов. Прибыли, корабли встретились, на море волнение 4-5 баллов. О швартовке ГС к крейсеру не может быть и речи, маленькое суденышко разобьет.

Ночь. Темень. Командир эскадры предлагает уйти за острова, переждать шторм, там волна меньше. Докладывают, что больной уже 12 часов лежит на операционном столе с распоротым животом. Ждать нельзя. Предлагаю - обвязать меня страховочным концом и, когда ГС подбросит на волне ближе к борту крейсера, я прыгаю. Командир не разрешает. Но другого выхода нет. Быстро обвязывают страховочным концом, прожектора освещают корабли. Все замерли. Уловил момент и прыгнул. На ГС подхватили меня и быстро к больному. Я бледный, с осунувшимся лицом, надеваю все стерильное. Больному даем выпить 150 грамм 45%-спирта, так как местная анестезия уже не действует. Через час операция закончена. Вины врача нет, отросток находился за печенью, и добраться до него сможет только опытный хирург. После утихания шторма больного переправили на крейсер, где в течение трех недель лечили.

Это был штурман корабля, капитан-лейтенант Седунов. Так спасен был еще один моряк. Впоследствии он работал преподавателем в Севастопольской детской морской флотилии. Хороший художник.

Вечером командир эскадры собрал совещание офицеров походного штаба и офицеров крейсера. Пригласил меня подойти к нему. Я подошел, начал представляться, он обнял меня, поцеловал и спросил, думал ли я, что в 85% я буду раздавлен между бортами кораблей? «Я был уверен, что другого решения не примете. Спасибо, спасибо от всего личного состава».

Василий Филиппович Кондаков в Севастополе.

И сегодня Василий Кондаков активно участвует в общественной жизни Севастополя, совмещая ряд общественных должностей. Он является членом президиума Федеральной службы РФ по контролю в сфере здравоохранения по Республике Крым и городу федерального подчинения Севастополю, членом общественного совета Департамента здравоохранения Правительства Севастополя, членом Ленинского районного совета Союза советских офицеров. Василий Филиппович много времени уделяет работе в городском совете садоводов и огородников «Гераклея». Без его участия не проходит ни одно заседание президиума севастопольского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов. Он работает председателем медицинской комиссии севастопольской региональной общественной организации ветеранов войны (пенсионеров), труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Является членом совета севастопольского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов, членом общественного совета главного бюро медикосоциальной экспертизы по Севастополю Министерства труда и социальной защиты РФ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 26 июля 2023

Заголовок в газете: ХИРУРГ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру