Тайны Судакской крепости: где дом Марко Поло и куда исчез консул

След генуэзцев в Судаке

Как выходцы с Апеннинского полуострова обосновались в Крыму и построили самую мощную крепость.

След генуэзцев в Судаке

С конца XIII века история Крыма связана с Лигурией, Генуэзской республикой, а с середины XIV века генуэзцы становятся полноправными хозяевами Солдайи. И не только генуэзцы, но и венецианцы проживали в городе, а самыми известными посетителями или даже жителями Судака были родственники путешественника Марко Поло. Да и он сам, возможно, тут проезжал и гостил. Однако докопаться до истины в этой истории нелегко.

Беседуем с Вадимом Владиславовичем Майко, директором Института археологии Крыма РАН и одним из авторов книги «Генуэзцы в Крыму».

- В середине XIII века юго-восточная часть полуострова окончательно входит в состав Золотоордынского государства, - начинает свой рассказ Вадим Владиславович. - Греческая администрация становится зависимой от руководства Золотого Улуса, но вместе с тем ситуация в городе стабильна для развития торговли - процветает Шелковый торговый путь, процветает сам Судак. Торговля между итальянскими городами, прежде всего между Венецией, Генуей, Пизой, и Крымом в это время ведется активно. Собственно, Крым был транзитным пунктом при поставке различных пользовавшихся спросом товаров, среди которых была и византийская керамика, на всю территорию Причерноморья и Средиземноморья.

Вадим Майко.

Крымская прописка Марко Поло

Многие итальянские купцы организовывают в Судаке свои торговые дома, в том числе и семья Марко Поло. В Крыму жил и торговал то ли его дядя, то ли отец, то ли двоюродный брат. Имя его - Матео Поло. В своей книге знаменитый путешественник двумя фразами упоминает о доме, который находился в Сугдейе, так тогда называли Судак на Востоке.

- Мы об этом знаем хорошо из данных письменных источников, - говорит Вадим Майко, - но данные письменных источников настолько скупы, настолько противоречивы, что сказать точно, где находился этот дом, находился ли он вообще или это более поздние выдумки, мы не можем. Правдивость фактов, изложенных в книгах Марко Поло, изучается уже не первый год и справедливо подвергается сомнению. Известный петербуржский ученый Лев Климанов также занимался исследованием этих литературных источников, но с точки зрения текстологического анализа. Было четко установлено, что все эти записки о путешествиях Марко Поло, о нахождении его дома в Судаке, вероятнее всего, составлены уже после смерти самого Марко Поло либо когда он находился в заточении. Не исключено, что они были составлены со слов кого-то другого. Правдивость самих документов подтверждается легко - они средневековые, но, насколько в них отражена правда, мы, увы, не знаем. Поэтому обращаемся к археологии.

Археологи делают попытки представить, как Судак выглядел в конце XIII века, где какие дома возводились, какие ремонтировались, какой керамикой пользовались жители, какой быт вели. В это время в городе жил венецианский консул, и учеными были найдены отдельные венецианские вещи. Возможно, при следующих раскопках таких находок будет больше или повезет наткнуться на целое скопление - и если локацию не самого дома, то венецианского квартала получится определить. Пока же исследователи только предполагают, где искать. Вся городская жизнь кипела в порту, и дом по логике должен был находиться в той части города - в прибрежной полосе.

Участники экспедиции-2013 на раскопках в портовой части.

- Он, скорее всего, должен сохраниться, - размышляет Вадим Владиславович, - поскольку фундаменты всех домов сохранились достаточно хорошо, некоторые даже сохранились на половину и две трети своей высоты. Безусловно, во второй половине XIV века, после занятия города генуэзцами, они перестраивались, но эта перестройка была связана с тем, что просто надстраивались существующие стены. Они ремонтировались и использовались как фундамент для стен более позднего периода. Получился такой слоеный пирог! Я думаю, что дом, если его искать, нужно искать в Судаке, в портовой части города. Это южный склон Крепостной горы. Он достаточно хорошо раскопан, там обнаружены дома второй четверти XIII века, сохранившиеся фундаменты. Учитывая, что еще примерно 2/3 территории не раскопано, дом Марко Поло может находиться как раз на не исследованной части. Логично предположить, что он мог находиться на террасах портовой части города. Пока это все, что мы можем сказать о доме Марко Поло в средневековом Судаке, но надежду терять нельзя.

Легенда о неприступности стен

На северном и южном склонах Крепостной горы гордо расположилась Судакская крепость, давшая название самой горе. О героической защите крепости во время ее осады турками в 1475 году с удовольствием и красочно рассказывают на экскурсии. Но! Исследователи считают, что никакой осады на самом деле не было.

- После захвата турками Константинополя в 1453 году судьба генуэзских колоний была уже предрешена, - рассказывает Вадим Майко. - Для многих граждан Генуи Крым стал почетной ссылкой - год консульства и радостное возвращение домой. Такая судьба была уготована и Христофоро ди Негро, последнему солдайскому консулу, но, вероятней всего, он находился на своей должности не как все предшествующие ему консулы, сроком один год, а два, а может быть, даже и три срока. Очевидно, что именно по этой причине местное население относилось к нему хорошо.

Солдайя была подготовлена к нашествию османов. Но быстро сдается Кафа, противник явно сильнее, чем предполагали. Если ди Негро и планировал оборону, то в существующих обстоятельствах сопротивление было бессмысленно. Разум и любовь к Солдайе продиктовали другое решение: Вадим Майко уверен, что консул город туркам сдал.

- Я думаю, что осады не было. По крайней мере, все раскопки, которые мы проводили, говорят именно об этом. В частности, мы вели очень подробные раскопки на территории цитадели Солдайи. На сегодняшней день она раскопана как минимум на две трети, и никаких следов пожаров, связанных с захватом горда турками, нет, абсолютно! Никакого штурма, который легендарно описан, скорее всего, не было! И Христофору ввиду надвигающейся катастрофы удалось убедить и местное население, и генуэзскую администрацию сдаться.

Раскопки под стенами и башнями, где, очевидно, должен был происходить захват города с суши, также проводились, и также не было найдено очагов пожаров генуэзского периода. Тогда как же возникла легенда о подвиге жителей и их героической защите крепости?

- Для ответа на этот вопрос нам нужно отправиться на век позже происходящих событий - в 16-е столетье от Рождества Христова, - говорит Вадим Владиславович. - В то время возникает легенда о героической обороне, и эта легенда имела достаточно веские под собой основания. Первые путешественники, посетившие османскую Солдайю - поляк Мартин Броневский и турок Эвлия Челеби, -замечают возле храма множество человеческих костей. И они же предполагают, что последние жители города закрылись в храме, где и были сожжены безжалостным врагом. Нельзя сказать, что и Эвлия Челеби или Мартин Броневский сочиняли это. В 1980-е годы храм раскапывает Игорь Баранов. И раскопки этого храма показали, что возле храма существует огромнейший некрополь. Некоторые из могил находятся неглубоко, и не исключено, что какие-то из этих могил, естественно с человеческими костями, могли путешественники и видеть. Но это было не что иное, как средневековый христианский обряд - места было мало, людей было много. Как раз эти скопления костей от обычных погребений путешественники и приняли за останки последних защитников Солдайи!

Одна из башен генуэзской крепости.

Загадка Христофоро ди Негро

Без злого умысла, но и тому и другому была выгодна история героического штурма и героической осады. Челеби был горд за османов и их воинскую силу, Броневский - за силу духа христиан. А кости пролежали на том же месте еще четыре века, до той самой экспедиции Игоря Баранова. А что же с героической смертью Христофоро ди Негро? Ведь он герой, погибает в пожаре во время осады крепости османами!

- Консул происходил из знатного рода Генуи, это мы знаем наверняка, - рассказывает Вадим Владиславович. - В Италии есть другие выдающиеся представители этого рода. Но ни о возрасте Христофоро, ни о его внешности ничего не известно. Судить же о его характере можно по письмам. В банке Святого Луки в Генуе сохранилась переписка консула Христофоро ди Негро и консула Кафы Антониетто ди Кабела. Из нее очевидно, что Христофоро обладал хорошими организаторскими способностями, был человеком решительным, не боялся сложностей. К ди Негро неоднократно обращались местные жители с жалобами на братьев ди Гуаско, и консул пытался решить этот вопрос справедливо - наказать зарвавшихся и защитить обиженных.

Храм Девы Марии в судакской крепости на фото 1982 г. И.А. Баранова.

Один из директоров Феодосийского музея древностей Людвиг Колли в XIX веке пишет о Христофоро как о борце за правду, неподкупном и непоколебимом, который погиб с мечом в руке на ступенях храма. «Пал ли он во главе 300 защитников Солдайи под беспощадным железом турок», пишет Колли, «или был увезен в неволю в Стамбул, нам неизвестно». Но, предполагают современные ученые, не случилось ни того, ни другого.

Лето 1992-го.

- В 1992 году на территории Судакской крепости велись очередные раскопки, - продолжает Вадим Майко. - Исследователи находят большой мусульманский комплекс раннетурецкого времени. Его, как и многие другие строения, возводили из материалов генуэзских сооружений. Да, это давняя крымская традиция, она была перенята и османами, и, может, поэтому на территории крепости мы пока нашли только одно целое генуэзское надгробие, надгробие Анжелики Деметрио де Трави, и небольшую часть другого, для нас наиболее интересного. В кладке стены турецкого времени в постройке, которая как раз находилась напротив храма Девы Марии, нам удалось зафиксировать кусок генуэзского надгробия. В нем читались несколько букв, в частности удалось прочитать окончание слова «су», которое реконструировано было ученым Александром Витальевичем Джановым, и реконструировано как «консул».

Фрагмент надгробья Христофоро ди Негро, раскопки 1992 г.

И было даже имя - Христофорус! Ученые с полным правом реконструировали надпись как «консул Христофорус ди Негро». Остатки других слов на плите до сих пор пытаются прочитать. И пока не нашли ничего более этого куска.

- Мы в 1992 году внимательно обыскали все, что можно, в поисках хоть еще какого-то кусочка этой плиты, - рассказывает Вадим Владиславович. - Но никакого кусочка не нашли, потому что ясно, что она была разбита, эта плита, и кусок, оставшийся в качестве обычного строительного камня, был просто вмонтирован в турецкую кладку. Сама кладка, само это сооружение, это примерно конец XV - начало XVI века, то есть сразу после захвата города турками в 1475 году. Вероятней всего, что Христофоро ди Негро мог быть погребен в Солдайе, и это не что иное, как кусочек его надгробного камня.

И если консул имел надгробие, значит он точно не погиб в легендарном пожаре. И очень может быть, что умер в своей постели и даже при турках был удостоен могильной плиты. Судя по ней, Христофоро ди Негро нашел свой конец все же в Солдайе. Но почему в свое время он вообще остался тут более чем на один срок?

- Вероятней всего, этого мы не узнаем уже никогда, - улыбается Вадим Майко. - Еще не все архивы банка Святого Георгия в Генуе разобраны, и слабая надежда, что они прольют свет на эту тайну, конечно, есть. Но пока историки изучают документы, может родиться новая легенда, например, о красивой любви генуэзского нобеля и простой жительницы Солдайи. А почему нет? Ведь почему-то же он остался в Солдайе не на один год! Реальная история, реальные факты, о которых мы узнаем благодаря археологии и письменным источникам, зачастую интереснее выдумки.

Замок на вершине холма

Красавица Судакская крепость - одна из достопримечательностей полуострова, но если проехать дальше к Морскому и походить около башни Чобан-Куле, то можно увидеть остатки чуть меньшей, но тоже генуэзской крепости. Возникают разного рода мистические версии. Было много толков, почему башня стоит одна в чистом поле?

Общий вид замка Чобан-Куле.

- Сама башня-донжон, получившая название Чобан-Куле (это название достаточно позднее, крымско-татарское), эта башня была известна еще путешественникам XVIII века, и она детально описана, - отвечает Вадим Владиславович. - Это не что иное, как круглая башня-донжон, причем с самого начала было ясно, что возведена она была поздно. Знание о том, что это достаточно позднее генуэзское сооружение, в дальнейшем оказалось очень важным. В 1993 году экспедиция под руководством Виктора Леонидовича Мыца и Владимира Петровича Кирилко проводит здесь масштабные раскопки, изучается вся примыкающая к башне территория, и быстро выясняется, что эта башня-донжон когда-то находилась в центре крепости. Помимо донжона, раскопками были зафиксированы еще две крепостные башни, обе они были полукруглые, по сути подковообразные в плане. И помимо этого, было раскопано три стены, три куртины, соединяющие эти две башни и башню-донжон. Исследователям удалось реконструировать план замка. Крепость располагалась на вершине холма, а в его нижней части находилось поселение. Обнаруженные развалины храма и погребения рядом дали понять, что это поселение было православным - скорее всего, греческим. Стандартная ситуация для генуэзцев: они не пытались поглотить чужую культуру, а сотрудничали с населением.

Замок Чобан-Куле в реконструкции А.В. Иванова.

Но братья ди Гуаско, владельцы нашей крепости, были другие. В историю они вошли как разбойники с большой дороги. Их владения находились между Солдайским консульством и княжеством Феодоро, и ди Гуаско периодически совершали грабительские рейды в Феодоро, создавая тем самым постоянное напряжение на границе.

- Ди Гуаско были жестокими феодалами и поступали полностью по своему усмотрению, и, конечно же, местное население страдало от них. Они были классическими захватчиками, им необходимо было строить замок. Для того, чтобы строить этот замок, нужны были и рабочие руки, и деньги. Поэтому эксплуатация местного населения была очень жестокой. Накануне турецкого вторжения в Крым здесь идет активное строительство: полностью возведен донжон, но достроить до конца стены и другие башни братья не успевают. Именно этим и объясняется то, что башня стоит в округе одна-одинешенька. Наши раскопки зафиксировали как раз неоконченное строительство. Сейчас после проведения раскопок до сих пор видны остатки недостроенных стен башен, которые раскопали наши археологи. Это тоже очень важная проблема: так как эти стены и башни были недостроены, они быстро разрушаются! Даже по сравнению с тем, как они выглядели в начале раскопок и сразу после их окончания в 1993 году, и сейчас, спустя 30 лет, конечно, выглядят они намного хуже… Обычные зеваки и туристы видят только донжон. Но если двигаться по склону вниз к морю, то можно наткнуться и на остатки крепостных стен, уже достаточно глубоко осевших в земле. Археологи знают наверняка, что при раскопках откроют тут еще не одно строение данного архитектурного ансамбля, - завершает рассказ Вадим Владиславович.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 19 июля 2023

Заголовок в газете: СЛЕД ГЕНУЭЗЦЕВ В СУДАКЕ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру