Курортный сезон в Крыму: всё об Орджоникидзе и его окрестностях

В Двуякорной бухте

Когда я впервые собирался в Орджоникидзе, был уверен, что это последняя глухомань на краю полуострова. Как же я ошибался! Конечно, он далек от южнобережного размаха и столичного пафоса, и в каком-то смысле поселок действительно на краю, но это один из самых замечательных краешков, которые довелось увидеть.

В Двуякорной бухте

Мечта о Зурбагане

Поселок Орджоникидзе находится на юго-востоке Крыма, между Феодосией и Коктебелем. Расположился он на длинном мысе Киик-Атлама, похожем, если смотреть на карту, на перевернутого морского конька. В большинстве источников интерпретация названия звучит как «прыжок дикой козы». Мне этот вариант не очень нравится. Например, если первую часть названия «киик» произнести как «кыйик», то это будет уже не «дикий», а «кривой», а если «кайык» - получится «лодка». Если провести в интернет-сети несколько часов, можно найти столько вариантов, что не хватит всей газеты. Так что оставим это неблагодарное дело историкам.

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Смотрите фотогалерею по теме

С трех сторон поселок защищен невысокими горами, лишь его западная сторона открыта всем ветрам, радуя при этом великолепной панорамой крымского побережья на фоне морской дали. Свое название он получил в 1937 году в память о народном комиссаре тяжелой промышленности Григории (Серго) Константиновиче Орджоникидзе.

В 2007 году поступило предложение переименовать поселок в Зурбаган - если помните, так назывался вымышленный город-мечта в феериях Александра Грина, жившего, кстати, неподалеку - в Феодосии. Под Зурбаганом писатель подразумевал Севастополь, но по духу Орджоникидзе подходит лучше. Приехав сюда, также невольно попадаешь в иное время - не в прошлое, и не в будущее - в параллельное.

Здесь тихо и уютно, красивые рассветы и закаты, с двух сторон море, отличные песчаные пляжи и длинная набережная. Здесь живут простые и добрые люди.

Есть в этом затерянном мире и своя инфраструктура: небольшие кафе с невысокими ценами, Интернет и детские аттракционы, рыбалка и прогулки на катере, сообщение с Коктебелем и Феодосией. На сегодняшний день в Орджоникидзе нет никаких предприятий, нарушающих экологию, никаких трасс - только представьте, какой тут воздух! Окружающее мыс море делает его еще и целебным, насыщая ионами соли. Особенно хорошо здесь отдыхать с детьми.

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Смотрите фотогалерею по теме

Не успели мы подумать о том, где остановиться, как услышали за спиной:

- Вы жилье не ищете?

- Ищем.

- А дача вас устроит?

- Дача? А где у вас дача? - в понятии городских - дача, это где-то за городом, и мы пытались понять, где тут может быть дача? Приготовившись идти куда-то далеко, остановились через 50 метров у ворот, ведущих в сад, в глубине которого стоял двухэтажный дом.

- Это и есть дача?

- Она самая.

- Так это же обычный дом!

- У нас это называется дача, - улыбнулась хозяйка. Невольно вспомнились строки Волошина:

«Дверь отперта. Переступи порог.

Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.

В прохладных кельях, беленных известкой,

Вздыхает ветр, живет глухой раскат

Волны, взмывающей на берег плоский,

Полынный дух и жесткий треск цикад.

А за окном расплавленное море

Горит парчой в лазоревом просторе».

Оставив вещи, сразу пошли на набережную, что протянулась вдоль всего поселка, убедившись в правильном выборе места проживания. Дальняя часть Орджоникидзе - тихая и спокойная, а на той, что ближе к выезду, расположилось большинство заведений, магазинов и сувенирных лавок.

Незаметно наступил вечер, радуя потрясающими красками заката! За ним - романтика ночного неба, одинокая Луна, мерцание прибрежных огней и лунная дорожка, до самого горизонта!

На следующий день мы решили обследовать дальнюю часть мыса. Старая дорога привела на вершину юго-восточной оконечности мыса, похожей на огромную пирамиду. Отсюда открывается отличный вид на все окружающие горы и бухты Киммерии. Здесь же находится бывший, или теперь уже будущий, военный пост, старый маяк, мемориальная доска в память о воинах-артиллеристах, защищавших Крым от фашистов, да небольшой памятник матросу, сорвавшемуся со скалы.

Самый краешек мыса словно отрезан ножом великана и представляет собой отдельно стоящий остров под названием Иван-Баба. Говорят, в древности на острове стоял православный храм, а мыс носил имя Святого Иоанна.

Известный путешественник и писатель Евгений Марков, посетивший эти места в 1872 году по пути из Феодосии, так упоминает остров в своих «Очерках Крыма»:

«Святым Бобом называется пещера на берегу моря, в скале, которая оторвалась от гор и образовала пролив саженей в 6 шириной. Горы тут весьма живописны, особенно при закате солнца. На пути к Святому Бобу виднеется на горе часовня святого пророка Илии. Она построена по обету каким-то греческим шкипером, которого застигла в этих местах в Ильин день сильная буря. К часовне этой к Ильину дню приходит на поклонение множество народа из дальних мест, даже из Киева…»

Запретная зона

Даже крымчане не все смогут ответить, где находится мыс Киик-Атлама и поселок Орджоникидзе. Еще меньше знают, что такое «Торпедный завод». Те немногие, что слышали о таком объекте, могут добавить лишь то, что находится он на краю полуострова, не работает, но охраняется, притом что охранять там особо нечего. Не знаю, как сейчас, но еще несколько лет назад именно так и было.

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Смотрите фотогалерею по теме

Помню, в 2014 году ради интереса подошли к проходной и спросили у охранника: «Можно ли пройти и осмотреть территорию завода?» В ответ - изумленное лицо: «Да вы в своем уме? Это же секретный объект! Запретная зона! Быстро уходите отсюда!» Ушли, обошли со стороны, на самой территории никакой охраны не встречали. Зато видели старую ограду из колючей проволоки на изоляторах. Это убедило нас без слов, что когда-то предприятие охранялось очень серьезно. На каком-то этапе периметр завода был под напряжением.

Для путешественника, хорошо знающего Крым, попасть на территорию некогда секретного военного предприятия всегда было заветной мечтой. Территория завода небольшая, но очень плотно загруженная всевозможными зданиями и сооружениями. Отдельные участки территории напоминают улицы заброшенной Припяти, другие похожи на неухоженный парк старого санатория. В одно время оказываешься в далеком прошлом, а уже через пять минут разглядываешь декорации современной съемочной площадки.

Строительство завода «Гидроприбор» началось в 1911 году, превратив при этом курортный поселок в запретную зону. Не знаю, правда ли это, но говорят, что все жители поселка давали подписку о неразглашении. Впрочем, скорее всего, так и было, ведь в те времена чуть ли не в каждой местной семье кто-нибудь работал на этом заводе. Секретность, как правило, порождает слухи. Слышал истории про подземные ходы, тайные цеха и даже подводные тоннели для входа подводных лодок! Впрочем, в Крыму много мест, где можно услышать подобные «секреты».

В 2014 году заводу исполнилось 100 лет. Вот только отмечать было некому. С тех пор сохранилась железная надпись на одном из зданий: «Гидроприбор» и дата «1970». А еще силуэт дельфина. В другом месте красуется один из символов эпохи развитого социализма - панно в виде изображения рабочего, молота, голубки и слов «мир» и «труд». Создано в 1982 году, из бросового материала - осколков глазурованной плитки, а держится до сих пор. Умели делать! Правда, слово «май» куда-то подевалось.

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Смотрите фотогалерею по теме

На протяжении десятилетий «Гидроприбор» занимался производством и испытанием торпед разных типов, научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой, испытывал торпеды, выпускал контролирующую аппаратуру и готовил соответствующих специалистов для ВМФ. Во времена СССР предприятие было одним из ведущих в торпедостроении. Попутно, как на любом уважающем себя советском военном заводе, здесь выпускали ширпотреб в виде расчесок, заколок, невидимок и даже вязальных спиц.

После развала СССР завод приостановил работу, а потом и вовсе был закрыт. Большинство жителей Орджоникидзе остались без работы. Одни стали предлагать курортные услуги заезжим туристам, другие нашли работу в соседней Феодосии, кто-то дотянул до пенсии, а кто-то и вовсе уехал. По крайней мере, численность населения сократилась наполовину. Хорошо еще, что с поселка была снята секретность.

Сегодня корпуса завода утопают в густо разросшейся зелени, напоминая маленький городок после глобального катаклизма, словно в каком-нибудь современном фантастическом фильме. На крыше главного корпуса до сих пор сохранился старый рупорный громкоговоритель 50 ГРД-3-8. Кажется, сейчас зашипит, закашляет и разнесет по всей округе строгим голосом: «Граждане, будьте бдительны!»

Заглянув в одно из окон корпуса, можно увидеть мастерскую, заполненную тысячью разных предметов, какие можно встретить в мастерских при любом заводе. Впечатление такое, что в срочном порядке готовились к переезду, но так и не переехали. Кажется, сейчас в открытую внутри комнаты дверь войдет рабочий в комбинезоне, посмотрит удивленно и спросит: «Вы как сюда попали, кто пустил?» Интерьер комнаты напоминает игру-квест, где нужно искать всевозможные предметы на неподвижной картинке: вот молоток, вот тиски, ножовка, вон чья-то рубашка под потолком висит. А еще весы, лампочка, сейф, картина, корзина, картонка...

А вот и «собачонка»: неподалеку отпечатанный в бетоне след шириной не меньше 10 см. Очевидно, территория охранялась еще и собаками. Рядом дата, оставленная, как и след, в сыром бетоне - 1968 год.

Главная ценность этого места - не разрушающиеся корпуса и оборудование, а отличные пляжи, чистый воздух, великолепные виды и тишина. Именно это оценили в свое время два украинских олигарха, выкупив в 2007 году основной пакет акций предприятия. Однако судьба распорядилась по-иному. Одно время ходили слухи, что завод может вернуться в «оборонку». В любом случае, такое уникальное место не должно оставаться в забвении и разрухе.

Есть тут и настоящее бомбоубежище, оборудованное системой фильтрации воздуха, на случай применения отравляющих веществ. Помещение находится глубоко под землей, перекрыто бетоном, а сверху еще и земляной холм насыпан. Сразу видно, гражданская оборона была на уровне.

Причал «Лотос»

Когда видишь издалека этот причал в бухте Двуякорной, понимаешь, что он большой, но не догадываешься насколько! В море масштабы теряются. Когда подходишь ближе, осознаешь его истинные размеры. Посреди моря, на краю бетонного пирса длиной 180 м, стоит огромное, похожее на универмаг 70-х здание, размером 30 х 40 м и высотой в 6 этажей! Оно объединяет в себе пакгауз, мастерскую, лабораторию, административные помещения и наблюдательный пост. Главное же назначение этого павильона - испытание торпед. По всему пирсу проложена узкоколейка. Очевидно, по ней торпеды подвозили в корпус и отстреливали в море. Говорят, на дне, напротив берега, до сих пор лежат торпеды разных годов и модификаций.

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Смотрите фотогалерею по теме

Нижний зал - самый большой, с огромными окнами и воротами, через которые свободно пройдут два слона, причем стоя друг на друге. Внутри, на месте «заботливо» снятых кем-то рельсов, давно уже растет трава. Пустые колеи ведут в специальную шахту с кучей металлических конструкций, откуда опытные торпеды можно было то ли спустить на воду, то ли запустить прямо из здания в открытое море.

Рядом шахта лифта, вокруг нее винтом идет лестница, по которой и сейчас можно подняться наверх. Два-три этажа занимают кабинеты с необычными окнами от пола: надоело все - взял и вышел в море... А что, представьте себе: лето, жара, а тут - море под окнами. Все, говоришь ты, с меня хватит! Встаешь, открываешь окошко, шагаешь - и через пару секунд наслаждаешься прохладой морских волн! Главное, чтоб в это время торпеду не пустили…

Здесь до сих пор сохранились старая советская мебель, журналы, формуляры и кучи разбросанных бумаг. На самом верхнем этаже - помещение, похожее на капитанский мостик. Наверное, именно отсюда начальство наблюдало за пуском торпед и тем, как они поражают цель. Если подняться еще выше, можно попасть на крышу наблюдательного пункта. Отсюда открывается отличная панорама, видно даже море с другой стороны мыса.

Внизу небольшой заводской порт. Когда-то здесь стояли спецкатера, а сейчас прячется прогулочная шхуна «Алые паруса».

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Смотрите фотогалерею по теме

Город для Поддубного

Один из заводских корпусов выглядит нестандартно, он похож на изящное старинное здание. Это наши кинематографисты постарались. Здесь, в южной части территории «Гидроприбора», в 2012 году снимали эпизоды фильма «Поддубный» с Михаилом Пореченковым в главной роли.

Ради этого была очищена и замощена камнем небольшая площадь, установлен бутафорский забор, построены магазинчики, рыночные прилавки, развешаны вывески и афиши. Таким образом, был создан кусочек Феодосии конца XIX века, где в те времена Иван Максимович работал грузчиком в порту. Внутри заводской корпус «играл роль» бойцовского клуба.

В массовках участвовало несколько сотен жителей Орджоникидзе, Коктебеля и Феодосии, засветились в нем даже отдыхающие. А одним из противников Поддубного на ринге - помните мускулистого темнокожего парня - оказался недавно приехавший из Кении студент Крымского медицинского университета. Он даже не успел еще выучить русский язык, так что режиссеру и артистам приходилось общаться с ним на английском.

Неподалеку еще одно здание с вывеской «Приемное отделение». По сюжету фильма это больница. Не знаю, что здесь было в то время, когда работал завод, но хорошо помню, что в кинокартине ступени этого бутафорского госпиталя связаны с самым драматичным моментом.

Кстати, исполнявшая роль возлюбленной Ивана Поддубного, воздушной гимнастки Маши, - актриса Екатерина Шпица - приехала на съемки в Орджоникидзе с трехмесячным сынишкой. Без няни, конечно, тут не обошлось.

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Этот курортный поселок потерял гриф секретности: что увидели туристы

Смотрите фотогалерею по теме

Фильм вышел на большие экраны в июле 2014 года, по мне, это одна из лучших ролей Михаила Пореченкова. Думаю, крымчанам, особенно жителям Орджоникидзе, будет интересно пересмотреть этот фильм: наш герой, наша история, кроме того, теперь вы знаете, где он снимался.

Вот такая история. Что правда, что выдумка, судить не мне, рассказал обо всем, что увидел, услышал и прочитал в разных источниках. В любом случае, место необычное, интересное и очень красивое. Завод заводом, а в самом Орджоникидзе побывать нужно обязательно, хотя бы разок!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 28 июня 2023

Заголовок в газете: ОРДЖОНИКИДЗЕ В ДВУЯКОРНОЙ БУХТЕ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру