Крым стал Крымом после путешествия в «полуденный край» Екатерины II

Вояж императрицы

После нее все августейшие особы, за исключением Павла I, считали за честь поехать в Крым. Да и первые хорошие дороги были построены здесь к приезду императрицы. С этого времени Севастополь, Симферополь, другие населенные пункты строятся, развивается их инвестиционная привлекательность.

Вояж императрицы
Памятник Екатерине II в Симферополе.

О самой яркой российской пиар-акции XVIII века и крымском пути Екатерины беседуем с Владимиром Руевым, кандидатом исторических наук, доцентом Крымского федерального университета.

- Кортеж вместе с Екатериной II пересек Перекопский перешеек 19 мая 1787 года, по старому стилю, по новому - 31 мая, - начинает свой рассказ Владимир Леонидович. - И важно обратить внимание на ключевую вещь: это самое лучшее время, когда цветет степь. Это красота степной природы, это запахи, это благоухание! То есть, путешествие было рассчитано с такой точностью, чтобы показать крымскую степь во время своего великолепия. Подгадали совершенно точно, просто молодцы!

Ханские дороги

Переночевала государыня в первую ночь в селе под названием Айбары, это сейчас село Войково Первомайского района. Остановилась она у местного помещика Стахеева, где отведала больше десятка видов перекопской соли. И дальше путешествие Екатерины II шло практически по тем транспортным артериям, которые существовали во времена Крымского ханства.

- То есть, фактически она ездила по ханским дорогам того времени, - продолжает Владимир Руев. - Отчасти эти дороги сохранились и до настоящего времени, на этих трассах сейчас только положили асфальт. Например, участок дороги от Армянска до села Трактовое совпадает и с ханскими средневековыми путями, и с тем маршрутом, который преодолела Екатерина II. Только в районе Трактового дорога делает небольшой изгиб. Этот изгиб указывает путь на Бахчисарай, это был прямой путь на Бахчисарай. Но со временем уже к концу 1780-х - началу 1790-х годов там появляется ответвление на Симферополь, и по мере становления Симферополя как центра, губернского города, дорога на Бахчисарай, этот участок, по которому ездила императрица, приходит в запустение, а со временем вообще перестает использоваться. На картах второй половины XIX века его уже нет. Шел он через современное село Школьное, где сейчас построена трасса Севастополь - Евпатория - Мирное, и село Аркадьевка, дальше через долину Булганака, выходил в село Алма-Кермен, ныне село Заветное Бахчисарайского района.

Здесь, в Алма-Кермене, случилась неприятная история. Лошади понесли кортеж с горки, и, если бы не сопровождавшие карету императрицы молодые дворяне из знатных крымско-татарских родов, последствия могли быть самыми печальными. Но татары прямо на ходу вытащили Екатерину из кареты! И таким образом не допустили каких-либо травм и трагедии.

- Надо сказать, что сопровождавшие ее послы, принц де Линь и граф де Сегюр из Франции, отмечали, насколько отважна российская императрица, - говорит Владимир Леонидович. - Она смогла довериться такой новой сопровождающей гвардии, которая в случае чего могла бы ее схватить, и на следующие сутки она предстала бы во дворце османского султана! Все отмечали определенную храбрость Екатерины. Через несколько месяцев после ее отъезда из Крыма полыхнула новая русско-турецкая война 1788-1791 гг. Она не просто поехала в Крым, а, придя к власти в результате дворцового переворота, она настолько за это время упрочила свое положение, что поехала на полгода в путешествие и оставила престол в Санкт-Петербурге! Не боясь, что что-то случится, что изменят, доверяя своим сановникам, доверяя своим служащим. Поступок для того времени по-своему геройский. Это человек так настроил госуправление. Великая! Мы всегда представляем правителя в виде какого-то горящего огня, и в любой момент, находясь вблизи, можно либо обжечься, либо вообще сгореть. Екатерина II, наверное, была одной из первых правительниц на российском престоле, от которой эта опасность не шла. Она с очень большим уважением относилась к своим подданным, мудро воспринимала многие вещи, мудро себя вела. У нее была своеобразная тактика поведения со своими подчиненными, и эта тактика приводила зачастую к тому, что даже ее отъявленные враги после общения с ней становились ее союзниками, она умела располагать к себе. И у нее было чутье по отношению к тому, что мы сейчас называем пиаром. И вот это путешествие в Крым стало, наверное, вершиной пиара второй половины XVIII века. Она действительно во всей красе показала возможности России. Именно во внешнеполитическом факторе, потому что те, кто проехал этот маршрут, теперь понимали, что представляет собой Россия. И это была сила, с которой нужно было считаться уже не на словах, а на деле.

Новый центр силы

Из Алмы кортеж едет в Бахчисарай: это был ханский трактат Бахчисарай - Перекоп порядка 160-170 километров. По нему тогда добиралась два-три дня. В Бахчисарае Екатерина II становится практически новой хозяйкой. Здесь в определенной степени происходит преемственность - она занимает покои ханского дворца, тем самым демонстрируя, что становится правительницей Крымского ханства уже в составе Российской империи.

Памятник Екатерине Великой в Севастополе.

- Туда же стекаются делегации, туда же приходит и новое правительство Таврической области, и представители крымско-татарских знатных родов, присягнувшие на верность, - рассказывает Владимир Леонидович. - И надо сказать, как показало дальнейшее развитие событий, те, кто принял такое решение, не пожалел. Потому что все полномочия, все собственнические интересы, все интересы в плане своей знатности, как было даровано дворянство, аналогичное российскому, - все это было учтено, и статус-кво сохранился. В Бахчисарае был такой очень интересный момент, который описал французский дипломат граф да Сегюр. Они с английским дипломатом де Линем сделали очень похабную выходку. Они подсматривали за женщинами, крымскими татарками. За этим процессом их заметили мужчины и побежали за ними. В общем, им там чудом удалось удрать от этой погони. И когда они уже прибыли во дворец, они с долей иронии начали рассказывать об этом случае, и в том числе сообщили об этом императрице. Она очень серьезно нахмурилась по этому поводу и прочитала такую речь, такую серьезную, проникновенную нотацию, что она не позволит нарушать традиции, права и устой своих новых подданных. Если бы так сложилось, она сказала, если бы это сделали мои пажи, я бы их очень серьезно наказала. Ну, от вас, господа, ожидать такие вещи, я просто в удивлении и недоумении от того, что вы сделали!..

В Бахчисарае Екатерина и ее свита проводят несколько дней. В общей сложности она была там, по пути в Севастополь и обратно, четверо суток. И уже из Бахчисарая она выезжает по новой дороге, которая была построена специально к ее приезду через Мекензиевы горы, через хутор Фомы Фомича (Томаса) Мекензи. На этом хуторе меняли лошадей и потом поехали в Инкерман.

- И когда приехали туда для того, чтобы потрапезничать, сделать путевую паузу, окна были занавешены шторами, в помещении был полумрак. И в ответственный момент светлейший князь Григорий Александрович Потемкин отмечает, что как-то здесь темновато, а не стоит ли нам открыть окна? И тогда, - продолжает Владимир Руев, - слуги медленно раздвигают эти шторы, и открывается совершенно потрясающий вид на Севастопольскую бухту, где в парадном строю был построен новый, только что введенный в эксплуатацию Черноморский флот! К этому времени там было порядка 18 линейных кораблей. И, в конечном счете, все гости привлечены по знаку к окну и видят этот построенный флот. А с кораблей из всех орудий начинается праздничный приветственный салют! Зрелище было потрясающее, но для нашей части делегации это, конечно, был восторг, а вот зарубежные дипломаты напряглись... Здесь появился новый центр силы, с которым придется считаться. Севастополь стал Севастополем!

В Инкермане Екатерина сделала инспекторскую прогулку на лодке, по бухте вдоль кораблей, где салютовала командам, и команды отвечали императрице. Потом Потемкин уговаривает ее поехать в Байдарскую долину - туда, где были его земли, которые потом он продал адмиралу Мордвинову. Но сейчас он приглашает государыню посмотреть, как это отмечалось дословно, своих козочек ангорской породы.

- Дорога туда было достаточно сложная, и нужно было преодолевать перевалы, - описывает Владимир Леонидович, - нужно было ехать по неудобным местам. Дорогу, конечно, готовили к путешествию Екатерины. По пути они проехали вблизи селения Кадыкой, сейчас это территория Балаклавы, где находится Балаклавский рынок. Там их встретила рота так называемых амазонок, жен балаклавских греков во главе с Еленой Шидянской. Это было представление, все девушки были в красивых, расшитых камзолах, Екатерине понравилось, доставило ей удовольствие… Она одарила Елену Шидянскую очень дорогими подарками, и дальше дорога отправлялась в горы. И, что интересно, по этой дороге, только в обратную сторону и спустя несколько десятилетий, ехал другой, очень известный человек. В точности по этому маршруту от Байдарской долины до Балаклавы! Но он, правда, приехал в Балаклаву, а не в Кадыкой. Этим человеком был Александр Сергеевич Грибоедов. Эта дорога сейчас находится уже в районе Варнутской долины, на северных склонах мыса Айя. Она проходит по лесу, она сохранилась, используется лесниками. Дальше она спускается в Варнутскую долину, это в районе села Гончарное. Там же проходит Большая севастопольская тропа...

Козочки и транзитный городок

Вдоль этой дороги тогда были разбиты сады, но по сравнению с предгорьем, где находились крупные городские центры (Бахчисарай, Ак-Мечеть, Карасубазар), дороги были тяжелые. Они служили для того, чтобы жители Южного берега могли сходить в предгорье, поменять достояние южнобережной земли, сельскохозяйственную продукцию, на продукты ремесла, на книги и вернуться обратно... Екатерина тем временем едет по этой дороге смотреть на козочек.

- Они поехали в деревню под названием Скеля. Скеля - это сейчас село Родниковское, территория города Севастополь. Место живописное, потому что там как раз таки находится по сути Скельский источник. Это, ну, фактически начало реки Черной, тогда она, правда, называлась по другому - Казакой-Узень. Это одна из самых полноводных рек Северного склона главной гряды Крымских гор. Но увидела ли Екатерина козочек или нет, мы не знаем. Козочки, наверное, послужили просто предлогом, чтобы решать с Потемкиным важные государственные дела, так сказать, в уединенном режиме. В свите некоторые выражали недовольство по поводу визита в Байдарскую долину по плохим дорогам...

Дальше из Байдарской долины кортеж уезжает тем же путем, но съезжает в районе села Камары, Оборонного, в долину реки Черной и выезжает опять на Мекензиевы горы. По Черной реке вдоль Федюхиных высот они отправляются на новую дорогу Бахчисарай - Севастополь и уезжают в Бахчисарай. И уже из Бахчисарая выезжают в Симферополь.

- Тут, кстати, тоже очень интересные истории, - отмечает Владимир Леонидович. - Наши замечательные крымские легенды про приятное свидание, про то, как Екатерина мылась в Чистеньком, как они с Потемкиным уединялись. Но это все глупости полные, хотя бы по одному простому факту. В 9 утра Екатерина выехала из Бахчисарая, проехали Симферополь и уже после обеда были в Карасубазаре. А еще в Симферополе императрица побывала в церкви, успела отслужить молебен, а после приняла чиновников в путевом дворце. Не было у нее времени на другие дела. И мыться ей не нужно было - у нее ванна с теплой водой была в отдельной карете, то есть можно было на ходу ее принимать. Село Приятное Свидание появилось на месте одноименного трактира, в котором находились офицеры во время Крымской войны. И в 2014 году еще до строительства трассы «Таврида» мы с известным крымским ученым Вячеславом Георгиевичем Зарубиным устанавливали там памятную доску в честь этих событий, но связаны они с Крымской войной и к Екатерине не имеют никакого отношения.

Симферополь стал для Екатерины транзитным городком, смотреть здесь тогда было нечего, но нужно было принять администрацию. Все прошло очень быстро. Сажать шелковицы, которые якобы она тут посадила, времени тоже не было. По некоторым данным, администрация вообще встречала ее на подъездах к городу. А вот Карасубазар (Белогорск) в то время был очень важный, крупный центр, на пересечении ключевых путей. Туда даже из Перекопа вела прямая дорога. Симферополь такой похвастаться не мог.

- В Карасубазаре Екатерина уже отдыхала, обед, вечер - говорит Владимир Леонидович. - И там, как отмечают источники, был совершенно потрясающий салют в ее честь, там она наслаждалась фейерверком!.. Дальше дорога проходила по тому же тракту, который выбрали наши строители трассы «Таврида». Она пошла северней горы Кубалач, северней горы Агармыш. И когда у нас велись изыскательские работы, предшествующие строительству «Тавриды», был найден объект дорожной инфраструктуры, мост, который может быть датирован концом 18-го века. Мы не знаем, ездила по нему Екатерина II или нет, но находки, которые были зафиксированы на этом мосту - нумизматический материал - относят объект к XVIII-XIX векам. И Екатерина действительно проезжала селение Мелек, в районе которого построен мост, 27 мая 1787 года. Тем не менее, этот тракт был пойман во время строительства трассы «Таврида». Когда мы едем северней Агармыша, в районе села Приветное (бывшее Субаш) и Карасубазара, Белогорска, тут мы можем для себя понимать, что Екатерина II по этому тракту проезжала.

Обогнув Агармыш, свита императрицы заехала в Старый Крым. Там был только прием пищи, а ночевала в построенном тут путевом дворце Екатерина уже на обратном пути из Феодосии. В Феодосии она тоже пробыла недолго. На местном монетном дворе отчеканили и преподнесли в подарок знатной гостье золотую медаль с профилем государыни и картой ее путешествия по полуострову.

- В Феодосии путешественники наконец смогли увидеть море, - говорит Владимир Леонидович. - И посетив бывшую Кафу, кортеж повернул обратно. Далее - Старый Крым, Карасубазар, Перекоп. Но все могло пойти другим путем. Были разные проекты ее путешествия. За год до него о нем уже говорили, было много информации. Есть опубликованный в 1786 году проект путешествия, как планировалось совершить маршрут. Но от этого плана отошли - видимо, скорректировали уже здесь. Так вот, в одном из проектов предполагалось, что Екатерина заедет в Судак и обратно поедет по Арабатской стрелке через Геническ. Но это все осталось только на бумаге, обратно Екатерина поехала опять через Перекоп. Вопрос по Керчи не стоял вообще. Итак, с этого путешествия начинается новая история Крыма. Потом будет еще покупка земли в Новой Ореанде Александром I, назначение генерал-губернатором края Воронцова и его вклад в развитие полуострова, но именно с путешествия Екатерины Великой Крым получает совершенно иное развитие.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 31 мая 2023

Заголовок в газете: ВОЯЖ ИМПЕРАТРИЦЫ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру