Как караимы доказывали свое происхождение императрице и на что повлияли находки Фирковича

Загадочный этнос

Самый загадочный народ не тавры! Таковыми считают караимов, небольшую этноконфессиональную общность Крыма. Споры о происхождении этноса велись жарко, до сломанных академических карьер, а единого мнения нет до сих пор.

Загадочный этнос
Караимская женщина на гравюре Огюста Раффе, 1837 г

Беседуем с доктором исторических наук, доцентом кафедры документоведения КФУ Дмитрием Прохоровым.

Доказательная база

- Собственно, до присоединения Крыма к России в XVIII веке вопросов о принадлежности караимов к какой-либо национальности не возникало, - рассказывает Дмитрий Анатольевич. - 31 января 1839 г. Таврическим губернатором М.М. Муромцовым, по просьбе Одесского общества истории и древностей (ООИД), а также Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора князя М.С. Воронцова караимскому гахаму Симхе бен Шломо Бабовичу официально были направлены шесть вопросов, в том числе и о древности проживания караимов в Крыму. Задавались они в контексте юридического и экономического определения статуса караимского населения. Собственно, кто вы такие? В рамках распространения русского языка, русской образованности, интеграции населения присоединенного Крыма тогда это не называлось старожильческим населением, этот термин существует сейчас, и караимов относят к старожильческому населению Крыма. А тогда их называли «российские инородцы», которым, в общем-то, нужно было определить место в нише народов Российской империи. Поначалу их именовали евреи-караимы, и после присоединения их отнесли к еврейскому населению. Однако внутренняя российская политика в те далекие годы определялась поражением в правах еврейского населения: это было и двойное налогообложение, и коробочный сбор, и свечной сбор, и т.д. И в 1795 г. караимы подают прошение Екатерине II c просьбой не причислять их к еврейскому компоненту, поскольку они - в прошении это говорилось - отличаются от евреев.

Дмитрий Прохоров.

В столицу доказывать нееврейское происхождение караимов отправляется делегация из представителей духовенства и купцов. С тех пор споры об этногенезе народа не утихают. Удивительно также то, с какой именно доказательной базой караимам удалось в глазах Екатерины II отделиться от евреев.

- Главный тезис был в том, что раз евреев притесняют по национальному признаку, то нужно доказать, что мы не евреи, - говорит Дмитрий Прохоров. - Различие в конфессиональной принадлежности было: главное отличие караимов от евреев состоит в религиозной составляющей - были догматические, календарные споры. Караимы не признают Талмуд в качестве комментариев к Торе. Главным постулатом караимизма стал принцип, обоснованный основателем этого вероучения Ананом бен Давидом, жившим в Багдаде в начале VIII века: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение». То есть, искать ответы нужно исключительно в Ветхом Завете, в Пятикнижии. Екатерина II подписала указ, по которому караимы освобождались от солдатского постоя, от выплаты двойного промыслового налога и рекрутской повинности. И, тем не менее, в документах они продолжали именоваться как «евреи-караимы». Различия на самом деле не настолько четкие, общины постоянно контактировали. В 1830-х гг. караимы, настаивавшие на своих принципиальных отличиях от евреев (непризнание Талмуда и пр.), добились изменения их официального наименования: вместо «евреи-караимы» их стали называть «русские караимы ветхозаветного вероисповедания». В 1837 г. караимы Таврической губернии получили право религиозного самоуправления. Но созданное в первой трети XIX века «Одесское общество истории древностей» из научного интереса отправляет таврическому гражданскому губернатору Матвею Муромцеву запрос о караимах, об их происхождении, занятиях, религии. Этот запрос был ретранслирован тогдашнему главе общины Симхе бен Шеломо Бобовичу. Это был крупный, зажиточный купец. Бобович принял решение, что нужно предоставить убедительные доказательства происхождения караимов, и выбрал для этой миссии другого известного караима - Авраама Самуиловича Фирковича, который приехал в Крым из Луцка. И он, Фиркович, благодаря финансовой поддержке С. Бобовича и содействию властей в смысле беспрепятственного доступа ко всем интересующим его объектам, начал деятельность по сбору рукописей и артефактов, имевших отношение к истории караимов.

Академический спор

По версии Фирковича, караимы пришли в Крым еще в хазарское время, и, возможно даже, они потомки хазар. Благодаря работе Фирковича появились большие коллекции уникальных документов и рукописей о караимах и их истории, книга о надгробных надписях (мацевах) и многое другое.

- Находки Фирковича стали причиной большого академического спора, он был уличен в подделке ряда рукописей, - продолжает Дмитрий Анатольевич. - Если в еврейском алфавите буквы отражают цифры, то очень легко удлинить надпись на самой рукописи на 100, 150 или даже тысячу лет. Но упрекать Фирковича в подделке всех рукописей сложно - есть информация, что он покупал уже измененные фолианты. Он, вероятно, знал об этом, но цель стояла совершенно прозрачная… Сегодня хазарская версия археологами не подтверждается, - рассказывает Дмитрий Анатольевич. - Вторая версия происхождения караимов - семитическая: то есть, караимы - суть евреи, которые откололись от традиционного иудаизма в определенное время и потом уже с потоками миграции населения попали в Крым. Основателем караимизма считается Анан бен Давид, проживавший в Багдаде в VIII веке. И эта вторая версия была противопоставлением версии хазарской. И была еще третья гипотеза, которая пыталась объединить постулаты обеих теорий. Спор продолжается до сих пор, потому что в XIX веке ничего не было известно, например, о генетических исследованиях, которые сейчас тоже проводятся, и… они абсолютно противоречат друг другу!

Изучение этноса по его далеким предкам - это достаточно большая погрешность. Караимов осталось всего лишь пять сотен! Сегодня мы можем точно утверждать то, что караимы - старожильческий народ Крыма, он со средневековья населял эти места. И народ этот очень талантливый и предприимчивый.

- Достаточно сказать, что среди караимов на протяжении второй половины XIX - начала XX века было 12 миллионеров! - говорит Дмитрий Прохоров. - А внутри общины в самый расцвет ее насчитывалось всего 12 с небольшим тысяч человек. То есть, на одну тысячу приходился один миллионер. Отличительная черта караимов - умение находить нишу, которая быстро приносила большой доход. Это и виноградарство, и плодоводство. Фабрика братьев Шишман в Симферополе изготавливала консервы из овощей и фруктов. Один из наших крымских караимов был известен далеко за рубежом: это Абрам Исаакович Пастак. Он поставлял фрукты, и не только нашему императорскому двору, но и ко дворам многих других монархов, в том числе и иранскому шаху. При участии крымских караимов было создано «Симферопольское отделение Императорского Российского общества садоводов». Был придуман специальный вагон для длительной перевозки фруктов, чтобы они не портились. Вагон курсировал между Симферополем и Москвой. Сохранился чертеж этого чудо-хранилища на колесах. Но самым прибыльным предприятием караимов, конечно, было выращивание табака, табачные фабрики. Изобретательность народа проявилась и в рекламных кампаниях - прибыли были огромны! После национализации миллионы советских граждан, сами того не осознавая, продолжали употреблять буржуазную продукцию, которая была названа в честь острова Ява Малайского архипелага, и выпускали ее на бывшей фабрике караимов.

Внутри общины существовала огромная социальная поддержка - нищих не было: им помогали. Для девиц копилось приданое, закупались швейные машинки, была очень развита система благотворительности между богатыми и средним классом.

- Был так называемый налоговый сбор - ареха: при посещении общественных собраний жертвовали, например, на школу, на образование в университете. Один из первых караимов, который получил высшее образование, был Илья Ильич Казас. Он был известным просветителем и ввел новые методики преподавания, чтобы быстрее адаптировать караимов в российские социальные институты, т.к. традиционная караимская школа сильно отличалась. Караимы следовали постулатам и заповедям, изложенным в Ветхом Завете, в котором сказано, что ближним надо помогать, добрые дела важны. И нужно учитывать тот факт, что караимы не всегда были в привилегированном положении. В 1930-1940-х годах во время событий Второй мировой войны истреблялось еврейское население. Потом вопрос очень долго будировался, было много споров: кто же все-таки смог доказать расовому бюро Германии, что караимы не евреи? Называются разные фамилии… Несмотря на миф, что караимы составляли личную гвардию императора, еще со времен Крымского ханства существовал запрет на ношении ими оружия. Они были на положении так называемых зимми (признавались как жители мусульманских обществ с поражением в правах - прим. авт.). Документы свидетельствуют, что до 1874 г., когда была введена обязательная воинская повинность, караимы в армию практически не попадали. В 1827 г. они еще раз подавали специальное прошение об освобождении их от воинской повинности как «малого племени, оставшегося на лице земли». В кенасе Евпатории потом даже появилась стела с благодарностью императору Николаю I за освобождение от рекрутчины, - завершает Дмитрий Прохоров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 3 мая 2023

Заголовок в газете: ЗАГАДОЧНЫЙ ЭТНОС

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру