Битва за умы: как в Крыму гуманитарии оценили поручение Путина

Крымские эксперты поддерживают инициативу президента по повышению качества преподавания гуманитарных дисциплин

Впервые за долгие годы на уровне государства особое значение получило гуманитарное направление образования. По поручению президента Владимира Путина должно повыситься качество преподавания гуманитарных дисциплин в школах и вузах. Насколько важна поставленная цель, выясняем с помощью специалистов Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.

Крымские эксперты поддерживают инициативу президента по повышению качества преподавания гуманитарных дисциплин
фото: Владимир Бабко

Как отмечает профессор кафедры истории России КФУ им. В.И. Вернадского Олег Романько, поручение президента имеет серьезные основания, в том числе в крымской системе образования.

- Работая в сфере образования много лет, я всегда видел пренебрежительное отношение к гуманитарным наукам, - говорит он. - Всегда складывалось впечатление, что недооценивают историческую науку, хотя всегда говорилось, что мы за правду истории.

По словам Олега Романько, от традиционного спора между лириками и физиками не осталось и следа, а на смену ему с 90-х годов прошлого века пришла коммерциализация науки.

- После падения СССР начались процессы коммерциализации, это распространилось и на научную сферу, - отмечает Олег Романько. - Нам стали говорить некоторые господа на уровне университета, они и сейчас нам говорят: «Что не продается - это не наука. То, чем вы занимаетесь у себя, - это кружки по интересам. Вот если вы придумаете вакцину от ковида или какие-то разумные маслины, которые сами себя с деревьев собирают и в ящики упаковывают, это важно. А то, чем вы, историки, занимаетесь, филологи или журналисты, - это вообще не наука, это такая ерунда».

Как отмечает профессор Института филологии КФУ им. В.И. Вернадского Владимир Орехов, вложения в науку являются обязательными для государства.

- Есть один закон: государство, которое не развивает фундаментальную науку, рано или поздно проигрывает и на уровне прикладной науки, - говорит он. - Потому что прикладная наука всегда опирается на фундаментальные исследования. Государство, которое не вкладывает в гуманитарную науку, превращается в потребителя чужой информации. Такой потребитель обязательно будет существовать в тех рамках, которые будут насаждаться со стороны.

В свою очередь начальник Управления международной деятельности КФУ им. В.И. Вернадского Александр Мащенко утверждает, что, если не развивать свою гуманитарную науку и не строить суверенный образовательный гуманитарный процесс, придется учить историю по чужим учебникам и находиться в подчинении у другого мира, который создает свою концепцию прошлого, настоящего и будущего. По его словам, это то, что с Россией и Украиной произошло после распада СССР.

- Только с Украиной это произошло до совершенно катастрофических размеров, которые мы сейчас наблюдаем и пытаемся как-то нейтрализовать, - говорит Александр Мащенко. - Что такое СВО по денацификации Украины? Это, в известном смысле, операция и по приведению гуманитарного знания на Украине в соответствие с тем, чем эта страна была на самом деле. История Украины героическая, связана с подвигами во время Великой Отечественной войны Тимошенко, Рыбалко, Кожедуба, а не с историей горстки идиотов, которые прятались в бандеровских схронах на Западной Украине.

Из сказанного собеседник делает вывод о том, что гуманитарное образование и гуманитарные знания - это вопрос государственной безопасности страны.

- Это вопрос выживания, вопрос самого существования государства как такового и ни в коем случае не меньше, - убежден Александр Мащенко. - Мы отмечаем девятую годовщину воссоединения Крыма с Россией. Само это воссоединение стало возможно во многом только потому, что подавляющее большинство крымчан пришли на референдум и проголосовали так, как они проголосовали. А стало это возможным потому, что создавали это общественное мнение, вели за собой людей те, кто еще учился в СССР. Не было бы этого, еще бы лет 10 просидели мы на Украине, - не было бы уже ничего. Выросло бы поколение тех самых людей, которые сейчас с криками «Хайль, Бандера!» воюют с нами на Украине. Поэтому все, кто недооценивает гуманитарное образование, гуманитарную науку, все, кто пытается финансировать ее по остаточному принципу, это люди, которые работают против России, против российского государства и против российского Крыма.

Обращаясь к вопросу правильного восприятия неразрывной связи между Крымом и Россией, Владимир Орехов отмечает важность значения русской литературы.

- Чтобы создать нормальную идеологию, нормальное мировосприятие, не нужно идеологизировать науку, - говорит он. - Достаточно просто объективно показать реальность. Что касается литературы, я с этим сталкиваюсь на каждом шагу. Чтобы показать, почему в 2014 году крымчане и вся Россия так себя повели, нужно окунуться в то, как 200 лет русская литература изображала Крым. Крым никому не был известен до тех пор, пока его не начали изучать наши ученые и изображать наши писатели. Крым как идеологема - это наше произведение, произведение нашей культуры и нашей, русской, литературы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 22 марта 2023

Заголовок в газете: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: ОСНОВА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру