Исколесила всю Южную Америку и отправилась на яхте через Магелланов пролив

Ия: «Мечты сбываются, в них только надо верить!»

С жительницей Феодосии, имеющей необычные увлечения, меня познакомил руководитель городского турклуба «Карадаг» Юрий Ильющенко. Рассказал о том, что юная девушка - заядлая путешественница, недавно стала участницей кругосветной экспедиции в составе экипажа яхты «Елизавета».

В честь бабушки родители Татьяна и Борис Лысенко дали дочери редкое имя Ия (в переводе с греческого - фиалка). Некоторые подробности своих приключений она рассказала мне сама.

Родом из детства

Мы встретились в одном из самых тихих кабинетов Феодосийского ГДК, в обстановке, совершенно не располагающей к познанию прелестей и ужасов природы. Да и сама моя собеседница абсолютно не походила на дерзкую любительницу острых ощущений. Тем не менее, именно она, единственная из сотен туристов, живущих в небольшом приморском городе, ринулась покорять огромные просторы нашей дивной планеты. Всматриваясь в ее карие глаза, оценивая спортивную фигуру, слушая мелодичный голос, я пытался понять, что дало ей силы и отвагу для преодоления преград, которые нередко останавливают даже умудренных жизненным опытом мужчин. Представил Ию на борту небольшой яхты, идущей через огромный Тихий океан. Подумал: без знаний, опыта и сноровки здесь не обойтись. Как же справилась с этим молодая крымчанка? Вопрос не застал Ию врасплох.

- Моя история из далекого детства, - начала она свой рассказ. - Пожалуй, позвали меня в мечту строки песни, которую в непредсказуемые 90-е при свете керосинки под звон гитары пел мне папа. Позже я ее услышала в исполнении незабвенной актрисы Тани Дорониной. Такие душевные слова: «Я мечтала о морях и кораллах. Я поесть хотела суп черепаший. Я шагнула на корабль, а кораблик оказался из газеты вчерашней». От этой красивой мелодии и зародились мои заветные детские грезы: о навигации по далеким морям и океанам. А тут еще в один из дней рождения мне пожелали: «Пусть все, что было твоей мечтой, - станет завтра частью жизни». Удивительно, но это свершилось! Детская мечта сбылась - меня приняли в экипаж самой настоящей русской яхты «Елизавета», идущей в кругосветную экспедицию!

Думаю, названное событие все-таки не случайность. Перед этим я получила закалку, отправившись в 2019 году в путешествие по Южной Америке. За год с небольшим исколесила автостопом почти весь континент по кругу. Взобралась на гору Мачу-Пикчу, увидела величественный многоуровневый каскад водопадов Игуасу, пересекла самую сухую на планете пустыню Атакаму, проехала на корабле по Амазонке, «волонтерила» в Бразилии, прошла Патагонию… Запомнились острова французской Полинезии, Пасхи, Робинзона Крузо… Всего не перечислить.

Поиск приключений

- Ия, а не боязно было юной девушке отправляться в одиночку на поиски приключений?

- Здесь, по моему мнению, оказали свое влияние гены. Ведь я начала путешествовать по Крыму, еще не родившись. Просто мои родители, Татьяна и Виктор, были заядлыми туристами феодосийского клуба «Карадаг» и не прекращали походы, когда я только начинала свой жизненный путь в ипостаси зародыша. Понятно, жутко было уезжать в далекие края, не имея опыта. К тому же Южная Америка казалась мне такой неприступной и страшной, что поджилки тряслись. Когда я летела в Колумбию, о которой было известно только одно, что это страна наркотрафика, старалась успокаивать себя, мысленно напевая популярные строки авторов нескольких песен о том, что «все будет хорошо».

Путешествовать решила исключительно автостопом и по каучсерфингу (бесплатное жилье), чтобы узнать настоящую жизнь людей, а не оболочку для туристов. Южная Америка оказалась очень большой и гостеприимной. Вскоре заговорила на испанском, хотя не знала ни слова до путешествия. И тогда поняла, что могу своими силами и знаниями чем-то помочь людям. Стала волонтером. В итоге вместо плановых четырех месяцев мое путешествие затянулось, приведя меня к самой заветной мечте: совершить экспедицию на яхте через Магелланов пролив, через девственные чилийские фьорды, пройти по шхерам лютых сороковых на русской яхте «Елизавета», которая совершала кругосветку. Я не предполагала, что меня пригласят в экспедицию и примут в экипаж. Это был серьезный переход с элементами экстрима. Почти месяц мы провели в океане, не ведая о новостях. Я участвовала в двух этапах. Сначала Ушуайя (Аргентина) - Пуэрто-Монт (Чили). Три недели пути на яхте. Через девять месяцев - второй этап: Пуэрто-Монт (Чили) - Фиджи - Южно-Курильск - Камчатка. Длился 7 месяцев. Это порты захода, возле остальных островов стояли на якоре.

Дойдя до намеченной финальной точки - города Пуэрто-Монт, наша команда попала в информационный вакуум. Правда, по счастливому стечению звезд на небе, мы успели прибыть в порт до официального карантина. В этих краях потрясающая природа, но хорошая погода бывает редко, поэтому, сойдя на берег, мы поспешно сорвались в горы. Прекрасно отдохнули. Но через несколько дней, спустившись в цивилизацию, узнали: начался всеобщий мировой страх из-за пандемии. Люди в масках и перчатках - даже в маленьких городках. Автостоп не всегда помогал. Водители лишь изредка подбирали пассажиров.

Избегая всеобщей паники, я вернулась на яхту к своему экипажу, который стал мне как родная семья. В нашей марине все было довольно тихо и спокойно. Мы занимались ремонтом нашей прекрасной «Елизаветы», достаточно потрепанной дикими океанскими штормами. В один из дней внезапно в одночасье все изменилось. Поступило сообщение о том, что мы должны срочно уехать из страны. Для этого нужны были «бешеные» деньги, которых у меня лично не имелось. Поэтому я осталась одна в Пуэрто-Монт. И тут мне повезло. Меня принял на правах волонтера хозяин закрытого на карантин кафе. Он в помощниках не нуждался, но согласился меня приютить, чтобы помочь, дать кров и еду. А мне так хотелось домой, в любимый Крым. Только как добраться?..

Одна в чужой стране

- Это было удивительно безалаберное время, - рассказывает Ия. - Каучсерфинг и автостоп практически перестали функционировать. Мне все-таки будто помогали высшие силы. Теперь-то я понимаю, что дело в другом. Просто чилийцы оказались людьми отзывчивыми. Один из каучсерферов предложил мне свою помощь и перевез в дом на берегу океана. Другой помог добраться из Пуэрто-Монт до Сантьяго, это почти 1000 км. Я их до этого ни разу не видела. И как приятно вспоминать, как эти обычные труженики, узнав о моих проблемах, о том, что одинокая русская путешественница попала в беду, протянули мне руки помощи. Теперь хочу уже издалека поблагодарить семью, которая не могла меня принять в свой дом из-за карантина, зато подарила билет на автобус.

Моя история восхищала каучсерферов и простых людей, которых встречала в пути. Они с радостью меня принимали, но не в карантин. Тем не менее, находились и такие, кто не боялся помогать. Большую моральную поддержку мне оказали мой капитан Алексей Логинов и старпом. Они чудом сумели прорваться на Родину, купив билеты за последние деньги по бешеным ценам, поднявшимся в три раза.

Я осталась в чужой стране одна. И все же надеялась на чудо, на счастливое завершение стольких невероятных событий в моей жизни. Жила на берегу океана в Чили. У меня там появились друзья. Конечно, было тяжело морально потому, что, несмотря на помощь чилийцев, там все чужое. Я очень люблю свою страну, радуюсь, что мой аскетизм позволяет изучать мир бюджетно. Путешествия для меня почти как воздух, а не способ сбежать из России. Несмотря на многие беды, к ситуации всегда отношусь философски. Мой девиз: все трудности нам даны для совершенства.

Крым навсегда

- Не скучно ли было на яхте в океане?

- Скучать - это не про меня. Посвящаю время творчеству, саморазвитию, наполнению собственного сайта. Я графический дизайнер и художница. Пишу картины. Так что занятия всегда нахожу. Коротко расскажу о походе. Когда я узнала, что на «Елизавету» ищут двух членов команды, сразу спросила, какие обязанности буду выполнять? Оказалось, наравне со всеми придется нести вахту по четыре часа два раза в сутки. Управлять яхтой меня научили быстро. Остальное я знала по жизни. Сразу поняла, что на яхте каждый член экипажа выполняет работу, которая необходима в этот момент. К примеру, готовит пищу, ловит рыбу, моет полы или чинит двигатель. Короче, делали все, что нужно.

Одна из серьезных проблем - психологическая совместимость. Ты всё время находишься с одними и теми же людьми в ограниченном пространстве, поэтому желательно быть терпеливым и мудрым. Нужна физическая выносливость, ведь яхту обслуживать нелегко. Нам еще повезло - у нас был попутный ветер, когда шли через Тихий океан. 36 суток длился наш путь, почти всё время шли под парусом. Постоянный крен. Поэтому спали только на боку, передвигались порой буквально ползком.

Немного познакомлю с нашим «кораблем»: около 20 метров в длину и чуть больше 3,5 метра в ширину. Яхта имела стальной корпус, так что могла свободно передвигаться даже в северных широтах. Я не участвовала при старте похода. До меня экипаж провел яхту из Красноярска по Енисею через Северный Ледовитый океан, Балтику. Затем спустились к Лиссабону, пересекли Атлантику, зашли в Рио-де-Жанейро, пришли в Антарктиду. Остановились в Чили, где и меня приняли в команду.

Я родилась в Феодосии, и всегда буду дорожить Крымом, любить его и ценить. Очень люблю море. Не все могут справиться с его бурным нравом. Мне же стихия по душе. Если снова пригласят пойти в морское путешествие, соглашусь без раздумий.

- Захочется ли после таких приключений покорять простые крымские маршруты?

- Конечно! Ведь Крым - уникальнейшее и самое любимое для меня место на Земле. Где бы я ни была, всегда скучаю по малой родине. Благодаря родителям, исходила крымские горы вдоль и поперек. В пещерах - с пяти лет. И по сей день открываю для себя новые интересные места. А сколько разных красот в неизведанных уголках полуострова! После океана уже много где побывала. Прошла, проехала и облетела Камчатку. Добралась автостопом от Москвы до Феодосии. Приняла участие в категорийном походе по горам Архыза, благодаря руководству опытнейшего горника, члена клуба «Карадаг» Александра Алейникова. Обкатала Красную поляну и Кольский полуостров на горных лыжах. Исполнилась еще одна моя мечта: увидела северное сияние в Арктике. Недавно вернулась из спелеоэкспедиции, проходившей в Абхазии. Там под руководством опытнейшего спелеолога, спелеоподводника и спасателя МЧС, карадаговца Андрея Леонова посетила одну из самых перспективных пещер мира. По Крыму мотаюсь постоянно. Полеты, байдарки, походы, пещеры, веломарафоны, виа-Ферраты, лыжи… Жизнь продолжается!