Почему житель юга всегда договорится с северянином: как формировался язык крымских татар

Есть понимание

Все крымские татары понимают друг друга, при этом в крымско-татарском языке существует три диалекта, и они достаточно отличаются друг от друга. Каждый имеет свое название и закреплен за определенной частью Крыма. Об этом нам рассказала Эдибе Меджитова, старший преподаватель кафедры крымско-татарской филологии КФУ имени В.И. Вернадского.

Есть понимание
Выступление студии крымско-татарского танца «Атеш» на фестивале «Этно-Крым». фото: А. Кадников

На карте полуострова

- Начнем с севера Крыма, - говорит Эдибе Назимовна. - Территориально мы называем этот диалект северным, или шималь-шивеси. Крымские татары, которые говорили на этом диалекте, проживали в основном как раз в северной, степной части Крыма. Следующий диалект – срединный, или орта-елак. Это средняя полоса, которая находится между севером Крыма и его южной частью. Южный диалект - ялы-бою - соответственно занимает юг Крыма, прибрежную его полосу и частично захватывает Севастополь. Весь восточный Крым и Феодосия - это татары, которые говорили на северном (степном) диалекте. Это Керчь, прежде всего, потом чуть южнее спускаемся до Кафы. Далее Белогорск и поднимаемся на север: безусловно, Джанкой и Чонгар. Двигаемся на запад - здесь основные точки Евпатория и Саки.

Эдибе Назимовна показывает точки на старой карте полуострова, еще начала XX века. На ней отсутствуют Курортное и Щебетовка: вместо них одно поселение Отузы. Нет, конечно, и Белогорска, город тогда назывался Карасубазар. Вместо Виноградного под Феодосией - Герценберг (немецкое поселение), Солнечная Долина - Козы, а дальше на запад ни Верхней, ни Нижней Кутузовки - только деревня Шума. Но возвращаемся к диалектам.

- Срединный - это смешение северного кипчакизированного и южного огузированного диалектов, - поясняет Эдибе Назимовна. - Именно он лег в основу литературного языка крымских татар. Теперь посмотрим на его территориальное распространение. Центр - это Бахчисарай! Но сюда же мы будем относить и Ак-Яр, и Севастополь, и Симферополь, но с большим влиянием северного диалекта. А если говорить о юге, то это Ялта, Алушта, Гурзуф, уходим в горы - Ай-Серез, Судак… В Севастополе тоже есть села, язык которых можно с полным основанием относить к южному диалекту.

Три диалекта появились сравнительно недавно: долгое время ученые считали, что их всего два. Однако теперь подумывают о выделении четвертого - ускутского. Ныне село, где живут носители этого говора, называется Приветное. Село долгое время существовало обособленно в горах, и здешняя лексика сильно отличается от всего, что есть в наречиях других крымских татар.

Эдибе Меджитова, старший преподаватель кафедры крымско-татарской филологии КФУ имени В.И. Вернадского.

- Это огромное количество греческих слов, латинских ботанических терминов, - перечисляет Эдибе Назимовна, - названия деревьев, растений, грибов. Есть отличия в предметах быта, строительства, ведения домашнего хозяйства. С чем это связано? С обособленностью жизни от других крымских татар и близостью к грекам и римлянам. В те времена не так-то просто было добраться до побережья через узкие горные тропы, и связи между отдельными селами порой не было десятилетиями. Условия жизни и исторические события всегда влияют на язык. Например, на сегодняшний день в крымско-татарском достаточно узбекизмов - слов, вошедших в язык из узбекского. И это несмотря на то, что в депортации народ стремился сохранить культуру и язык от проникновения извне! В Узбекистане у нас выпускалась газета «Ленин байрагъы» («Ленинское знамя» - прим. авт.), был свой журнал, который назывался «Йылдыз» («Звезда» - прим. авт.), периодически публиковались романы, стихотворения, повести и рассказы наших писателей. И прежде, чем все это отправляли в печать, происходила серьезнейшая проверка, редакция со стороны самых известных носителей литературного языка, также писателей и поэтов. Если только они обнаруживали в статье заимствование из близкородственного языка, все это немедленно вычеркивалось! И тем не менее, сегодня крымско-татарский имеет несколько десятков узбекизмов.

В южном диалекте большое количество огузских элементов - из языка огузов, предков турок, азербайджанцев и туркменов. Оба языка относятся к западной ветви тюркских языков, но один из них северный, а другой - южный. Южные крымские татары, жители Алупки, Ялты, Гурзуфа, и турки и азербайджанцы неплохо друг друга понимают. Влияние на язык и его говоры оказывает и география расселения народа. На севере Крыма населенные пункты расположены достаточно далеко друг от друга. На юге село на селе, но разделенное горными хребтами.

- Мы практически не ощущаем разницы между собой, когда общаемся на северном диалекте, - продолжает Эдибе Назимовна. - Если брать южный диалект, тут можно говорить о большом количестве подговоров - то есть, каждое село имеет свои ни на что не похожие особенности. Поэтому о чистоте диалектов сегодня говорить сложно. А вот язык степных татар - средний диалект - мало чем отличается от села к селу, и поэтому он и лег в основу литературного языка, рафинированного, выхолощенного. Многие ученые отмечают, что и этногенез у срединных крымских татар был слегка другой. У срединных крымских татар это результат смешения севера и юга, но и этногенез северных крымских татар и южных крымских татар в свою очередь тоже довольно существенно отличается.

История происхождения

Вот здесь и возникает интересный вопрос, кто же такие ногаи? Так порой называют некоторых представителей крымско-татарского народа.

- Мало того, мы сами себя так называем! - смеется Эдибе Меджитова, но поясняет: - Ногайская орда, как известно, образовалась ближе к началу XVI века в результате распада монголо-татарской орды. Пришла она с северного Кавказа, ее воины участвовали в битвах, в том числе против Крымского ханства, но были изгнаны. И очень небольшая часть ногаев осталась тут, в Крыму. Это очень малая часть! И сейчас мы можем говорить лишь об одном ногайском селе - это село Кият. А с точки зрения этногенеза в крымских татарах нет ничего ногайского.

Впрочем, татарское, тюркское - тоже не в каждом встречается. Но этноним «татары» прилип к целому народу. А если разбираться и «поскрести» крымского татарина, то в ДНК не всех крымских татар окажется достаточное количество тюркской крови. Некоторые из них так до сих пор и представляются: «Я из готов». Из готов, Карл! Из германцев?!

Выступление ансамбля юных крымско-татарских барабанщиков на фестивале «Этно-Крым». фото: А. Кадников

- Мы как народ, - поясняет Эдибе Назимовна, - образовались на территории Крыма в результате взаимодействия с древнейших времен родов, племен, затем разных неродственных народов и т.д. Крымские татары являются результатом этого коктейля. Если рассматривать этногенез северных крымских татар, тут в большей части участвовали кипчако-половецкие племена, и у их языка наблюдается очень большая близость с языком племен Средней Азии. Посмотрите, что получается: одна часть крымских татар - это кипчаки либо те, кто произошел от кипчако-половецких племен, а южная часть, юг Крыма - это огузированные племена, то есть их непосредственными предками являются огузские племена.

Бывает так, что черты одних племен, например кипчакские, а человек говорит на чистом южном диалекте, или наоборот. Эдибе Назимовна показывает на себя: она из северных крымских татар, но, глядя на лицо, можно подумать, что она представительница южных земляков.

- Северные крымские татары - это явно выраженные монголоидные черты. В южных крымских татарах полное отсутствие монголоидных черт! Этнически очень неоднородные племена участвовали в этногенезе крымских татар, в их формировании как народа: тавры, готы, греки, генуэзцы - все эти черты есть в наших южных крымских татарах. Отсутствие монголоидных черт, продолговатое смуглое лицо, большие черные или голубые глаза, черные волосы, статные, высокие, крепкие!.. Чем отличаются срединные крымские татары? Есть абсолютно готский тип: длинные лица, светлые волосы, светлые глаза, зеленые, голубые, сине-серые. Сдавленные с боков головы, чуть вытянутые черепные коробки… Вы спросите, какие же это татары? Наименование «татары» приклеилось к народу так же, как и ногаи, и не только к нашему. Этногенез крымских татар начался не с периода прихода в Крым Золотой Орды, а много раньше и завершился к XIV веку. По капле поучаствовали все. Даже неродственные народы - такие, как греки, славяне. В очень малом количестве, но крымские татары женились и на еврейках, которые исповедовали ислам и полностью принимали образ жизни и язык крымских татар, - завершает свой рассказ Эдибе Меджитова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 22 февраля 2023

Заголовок в газете: ЕСТЬ ПОНИМАНИЕ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру