Отцы Коктебеля: кто на самом деле основал курортный поселок?

Крымские истории

Коктебель - край голубых холмов, притягивающий туристов своим образом курорта творческой интеллигенции, а также красотой и величием Карадага. Но на военно-географической карте 1817 г. в Коктебеле всего 20 дворов с тремя десятками жителей, а уже в конце XIX-го века Коктебель - популярное место отдыха российского мещанства. Кто же сделал Коктебель Коктебелем?

Крымские истории
Местные жители Коктебеля (слева направо): Степан Афангелов, Ирина Перонко, Василий Чилибиев, Прасковья Стамова, Иван Герасимов, Николай Стамов, Федор Михайлов, Евдокия Стамова (предс. колхоза), двое неизв., Даниил Мавродиев (предс. сельского совета), Федор Цирулиев, Николай Перонко (секретарь сельского совета) (слева на право). 1930 г.

Исследуем этот вопрос с Наталией Мирошниченко, заместителем генерального директора Музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина».

Наталия Мирошниченко, заместитель генерального директора Музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина»

Болгары, Макс и доктор

- Поселения в районе Карадага существовали и в раннюю христианскую эпоху (на плато Тепсень), и во времена правления генуэзцев и венецианцев, - рассказывает Наталия Михайловна, - но это были несколько другие локации, чем теперь. Если мы говорим о поселении Коктебель, которое образовалось под склоном Карадага в ХIХ веке, то это все-таки болгарская деревня. Она была основана переселенцами из Болгарии, приглашенными Екатериной II для возделывания крымских земель. Первой такой семьей стали Стамовы. Выходцы из их семьи играли значительную роль в местном сообществе и были уважаемы в Крыму, среди них были и гражданские руководители, и герои Великой Отечественной войны. Прямой потомок - Татьяна Гагарина, художник и скульптор, выпускница Санкт-Петербургской Академии художеств, чья символичная работа установлена на могиле Александра Грина в Старом Крыму. Бюст писателя-романтика, стоящий перед фасадом его старокрымского домика-музея, также выполнен Татьяной Алексеевной. Известным скульптором и рисовальщиком был и ее дядя - Василий Гаврилович Стамов. А его отец, дед Татьяны, одно время возглавлял руководство города Старый Крым. Семья была большая, а за Стамовыми еще в XIX веке потянулись сюда и другие их соотечественники, в современном Коктебеле еще сохранились старые болгарские дома с характерными террасами.

Поселок же творческой интеллигенции на побережье, который мы все знаем как знаменитый и притягивающий Коктебель, обязан своим рождением другим людям.

Вход в башню нового дома Юнге (вилла «Киммерия»). 1910-е гг.

Вопреки народной молве, их было двое. Максимилиана Волошина называют сразу, но он был после. Сначала в Коктебель приезжает Эдуард Юнге, успешный врач-офтальмолог, удостоенный награды за удаление катаракты в диких условиях Северной Африки. Он много путешествовал по Европе, однако был чужд светского общества. И однажды Юнге приезжает в юго-восточный Крым и видит бухту и разбросанные холмы, напоминающие любимую им прибрежную долину Аликанте в Испании, один из знаменитых центров виноделия. Доктор Юнге оставляет все дела в Санкт-Петербурге и в 90-х годах XIX века переезжает с семьей в Коктебельскую долину, где покупает множество участков вдоль береговой линии - от Карадага и до горы Кучук-Енишары.

- Если говорить о том, что сделал Эдуард Андреевич, - продолжает Наталья Мирошниченко, - то он скупил землю долины, объединив ее, мечтая превратить в сад, и построил семейную усадьбу, сумев привить любовь к этой местности своим сыновьям. Он очень любил природу, уединенность, и это передалось его детям. Супруга его, Екатерина Федоровна Юнге, дочь вице-президента Академии художеств, была художницей. Она тоже приезжала сюда, была дружна с семьей Волошиных и часто писала этюды. Еще при жизни Э. А. Юнге были заложены виноградники, создано единое хозяйство и весь усадебный уклад. Это способствовало тому, что его сыновья Александр и Федор, которые остались жить в Коктебеле, продвигали дело своего отца. Специалисты своего дела, они создали основу для промышленного виноделия в Коктебеле: выращивали виноград, занимаясь разными сортами, производили вино. Именно виноградники Юнге после войны стали первыми плантациями рабочей артели, ставшей затем знаменитым винсовхозом.

Ф.Э. Юнге. 1910 г.

На улице Юнге

Усадьба «Киммерия», к сожалению, пострадала во время событий революции и гражданской войны в России. Здание, где росли дети, не сохранилось, а вот второе, которое возводили уже после смерти Эдуарда Андреевича выросшие сыновья, и сейчас стоит в Коктебеле на улице Юнге - недалеко от современного винзавода и виноградников. Ему дали имя «Экономия», а в советское время здесь располагался детский лагерь «Спутник».

- Это второй дом, который строили уже Александр с Федором, - поясняет Наталия Михайловна. - Территория усадьбы была большая. Там, где стояли дома - старый и новый, была центральная часть. Юнге мечтали оросить всю долину и возделывать ее как сады. Обустраивали они здесь и первые дороги. Федор был инженером, он проектировал и строил ирригационные и другие инженерные сооружения, которые способствовали хорошему урожаю винограда. Завозилось специальной оборудование, обустраивались для хранения подвалы, вы же знаете, что из нового дома они построили переходы прямо в подвалы, чтобы постоянно контролировать процесс выдержки вина. Та бурная деятельность, которую развернула семья в маленьком поселке, привела к созданию рабочих мест - появились первые трудовые артели. Сохранилась незначительная часть архива Юнге - документы говорят о хозяйственности и экономии семьи. Сами жили без роскоши, но думали о других. В трудные времена Александр Эдуардович давал крестьянам взаймы деньги и посевное зерно и не брал проценты. За мысом Топрак-Кая (Хамелеон) в Тихой бухте, где мелкое море и песчаный пляж, защищенный холмами от холодных ветров, Александр Эдуардович собирался создать курорт для больных детей. Не удалось, не успел…

Тонкая наука

Сохранились и винодельня, в которой хранились бутылки, и винные подвалы, а также гербарии Александра Эдуардовича, винные карты, амбарные книги. Александр Юнге заложил основы виноделия в этом районе. Многие сорта винограда сюда привез именно он. Продолжая дело своего отца, сначала он учится в Магараче, затем во Франции, позже нанимается на работы в подвалы в Австрии, Германии, Италии, чтобы на практике изучить вопросы виноделия.

М.А. Волошин в Летнем кабинете. [1914 г.].

- И когда он вернулся сюда, - говорит Наталия Михайловна, - то он уже знал, какие сорта он будет сажать, что здесь будет приживаться - ведь каждый сорт требует особого ухода, как с ним справляться при изготовлении вина и так далее. Виноделие - очень тонкая наука, и Александр Эдуардович понимал в своем деле. Он привез многие сорта из Европы, постепенно создал современное по тем временам производство и наладил выпуск вин алиготе и каберне. Вина, которые делали в усадьбе Юнге, завоевывали награды на всемирных выставках-ярмарках. Так начиналось промышленное виноделие в Коктебеле. Есть даже мнение, что Каберне впервые в Крыму стали выращивать именно здесь, на виноградниках Александра Юнге. На сегодняшний день есть разные форматы вин, которые по выдержке своей, по технологии отличаются друг от друга, но те, которые сделаны в лучших классических традициях, они бесподобны - именно коктебельские, то же каберне! Радует, что люди помнят исторические реалии и дату рождения Коктебельского винзавода ведут именно от Юнге. Естественно, виноградники уже несколько раз менялись, и пройден большой путь от усадьбы до завода, имеющего самую большую мадерную площадку в Европе, но его история началась с семьи Юнге.

На виноградниках Юнге. Вдали вилла «Киммерия» А.Э. Юнге. Коктебель. 1928 г.

Еще одна грань Александра Эдуардовича Юнге - изучение флоры Крымского полуострова. Он был серьезным ученым и в 1916 г. сделал свое самое большое открытие в этой сфере.

- Очень изящный цветок у нас есть - тюльпан, который растет на холмах. Недолго цветет по весне и называется он тюльпан коктебелика (T. koktebelica Junge или Кафа леле - прим. авт.), так как был открыт Александром Эдуардовичем Юнге. Это эндемик наших мест и больше нигде не произрастает. Александр был ботаником, его гербарии хранятся во многих серьезных учреждениях - в Москве, Петербурге, Киеве и в Ялте. Он умер, не дожив до своего пятидесятилетия - в 1921 г. Годы были непростые, он вынужден был пешком в любую погоду ходить в Феодосию за продуктами и лекарствами для своих маленьких детей, и организм не выдержал - Александр Эдуардович больным отправился зимой в город и его нашли замерзшим на улице. А Федор с супругой Ольгой довольно продолжительное время жили в доме Елены Оттобальдовны Волошиной. В «Экономии» жить было невозможно: разграбление имения в годы гражданской войны шло полным ходом. В результате дом просто национализировали. К сожалению, память о Юнге в Коктебеле не отражена в полной мере, как они того заслужили. Мы лишь приблизительно знаем, где они похоронены, так как фамильный их склеп был разорен. В середине коктебельской набережной, если идти из Коктебеля в сторону Тихой бухты, есть небольшой холм. На самом его верху - греческий фронтон погребального сооружения. Это сохранившаяся часть склепа семьи Юнге, но мы не знаем, кто сейчас тут лежит.

Фамильный склеп Юнге в Коктебеле.

Портик с колоннами, обращенный к заливу, был виден далеко с моря. Семейная усыпальница выглядела величественно, как и положено могиле людей, сделавших так много для развития Коктебеля. Надпись гласит, что покоятся тут Эдуард Андреевич Юнге, три его сына, Сергей, Владимир и Александр, и внук Кирилл.

- На сегодняшний день это строение, увы, полуразрушено, виден вход в склеп, видны остатки справа захоронения двух сыновей Эдуарда Андреевича. В годы гражданской войны склеп был разрыт, не знаю, может быть, искали что-то. На сегодняшний день известно, что Александр Эдуардович перезахоронен на кладбище, Владимир и Сергей покоятся, скорее всего, на холме. Ничего не известно про тело самого Эдуарда Андреевича Юнге. Есть версия, что он был похоронен в свинцовом гробу и этот свинец использовали на пули, а тело просто выбросили в море. Сам портик легко восстановим, потому что есть чертежи, много документов сохранилось в доме Волошина.

Первый секретарь ревкома Старокрымского района после установления советской власти в Крыму Г.Д. Стамов с женой Евдокией Даниловной. 1910-е гг.

Другая слава

Известный российский физик Александр Розанов, внук Александра Эдуардовича, вместе с коллективом Дома-музея М. А. Волошина мечтает создать музей семьи Юнге в Коктебеле. На сегодняшний день в поселке нет даже ни одного памятника членам этой замечательной семьи! Бронзовый человек на набережной Коктебеля, похожий на мореплавателя-первооткрывателя, это не Юнге: это поэт и писатель Максимилиан Волошин.

- Максимилиану Александровичу Коктебель обязан славой культурного центра творческой интеллигенции, - продолжает рассказ Наталия Мирошниченко. - После смерти Эдуарда Андреевича средств не хватало, и Юнге в начале XX века стали распродавать свои земли, в основном предлагали своим знакомым. Так создавался поселок творческой и научной интеллигенции, в который Волошин попал еще юношей. Он с восторгом принял решение матери, Елены Оттобальдовны, приобрести тут летний домик: «На юг, к морю! Мы будем там жить», - написал он в своем дневнике. Елена Оттобальдовна не могла позволить себе купить большой участок, но тут можно было жить более свободно и благополучно, чем в больших городах. Свой Дом Поэта в 1903 году, будучи взрослым человеком, он строил в дачном поселке, который уже был наполнен интересными людьми. Были люди, которые стремились пропагандировать здоровый образ жизни, спорт, натуральные продукты, они жили в Коктебеле дольше. Некоторые приезжали на более короткий срок. Люди были самые разные! Со временем уже образовались такие дома, в которых можно было принимать солнечные и морские ванны специально по регламенту, то есть, это было санаторное оздоровление частным порядком. Волошин же создал в своем доме совершенно другую атмосферу.

Особый дар

Волошин - своеобразный художник и поэт. Он обладал энциклопедическими знаниями и толерантностью, никогда не примыкал ни к одному течению, однако сам стремился проникнуть во все и понять, что движет людьми, что есть суть. Его главная миссия заключалась в том, что он всего себя отдавал людям.

- Принимать столько разных людей под одной крышей, и чтобы всем было комфортно - это особый дар! - уверена Наталия Михайловна. - Многим общение с Волошиным указывало на их собственный путь в творчестве и в жизни. Граф Алексей Толстой вспоминал: «Близостью к поэту и переводчику Максимилиану Волошину я обязан началом новеллистической работы». Летом 1909 г. Николай Гумилев написал в мансарде дома Е. О. Волошиной - «Пра», как звали ее гости, - знаменитый цикл «Капитаны». Анастасия и Марина Цветаевы, Игорь Северянин, Осип Мандельштам - это далеко не полный список гостей дома Волошина! Он всегда считал, что он равен любому разговаривающему с ним. Ученому и не ученому - простому человеку, зашедшему случайно в его дом. В доме Волошина всегда царила свобода. Ее декларировал сам хозяин. Главное - это ненасилие ни к образу жизни, ни ко взглядам человека, все должно быть максимально удобно, максимально приятно всем, не нарушая ничьего свободного пространства, ничьего душевного спокойствия. Все должно быть дружелюбно! И вот на этих принципах строилась жизнь в Доме Поэта. Когда люди бежали от революции, гражданской войны, голода, разрухи, а их душа распадалась, что называется, на мелкие частички, поэт умудрялся собирать их, укрепляя веру в собственные характеры. И не зря потом люди часто вспоминали свое пребывание в Доме как напутствие, давшее им новое дыхание, показавшее, куда им идти. Это серьезная духовная работа, и Волошин жил ею всю свою жизнь. А на его жизнь выпали и революционные годы, и годы гражданской войны, и начало установления советской власти. В этот сложный период Волошин помогает людям. Используя свой авторитет, спасает людей от красного и белого террора.

Пророчество земли

Деятельность Максимилиана Волошина, конечно, достойна не одного памятника, вот и на самом Карадаге всегда есть еще один памятник Волошину - его нерукотворный профиль. Однажды он напишет про Коктебель:

Мой стих поет в волнах его прилива,

И на скале, замкнувшей зыбь залива,

Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

- Невероятное пророчество земли! Еще до приезда Волошина в Коктебель скальный профиль фигурирует на фотооткрытках, с натяжкой его приписывают Пушкину, так как поэт имеет кудрявые волосы и бородку, но портрет явно не похож. Двадцатый век внес ясность - без сомнения современники узнавали в абрисе Кок-кая черты профиля Волошина! Причем лицо поэта видно только с одной точки - именно с берегов Коктебельской бухты в районе Дома Поэта. С моря мы его не увидим. Есть такое поверье, что место, где природа создала образ человека, очень благотворно для творчества. И вот кто бы с этим спорил? Коктебель очень благотворен для творчества. Там так много было создано и произведений искусства, и произведений литературы, сценариев, пьес, музыкальных произведений, как, может быть, нигде в другом месте. Энергия земли, наслоение культурных эпох - вот главная тайна этого места, и ее чувствовал Максимилиан Волошин. А земля просто ответила ему взаимностью!..

М.А. Волошин в Зимнем кабинете. Коктебель. 1911 г.

Итак, Коктебель был создан всеми этими людьми: и Стамовыми, и Юнге, и Волошиным. Каждый из них оказался в этом месте в нужный час. Но почему же тогда, если мы говорим Коктебель, то вспоминаем сразу Волошина, а если упоминаем Волошина, то думаем о Коктебеле?

- Во-первых, по той причине, что физически сохранилась только эта усадьба - единственная из дачного поселка, и мы в нашем музее говорим обо всех, кто жил или бывал в Коктебеле. Еще - потому, что Максимилиан Александрович был центром притяжения культурного сообщества везде, где бы он только ни был. Не зря Андрей Белый назвал волошинский дом культурнейшим центром не только России, но и Европы!.. Стамовы пришли на пустое на тот момент место и зародили в нем жизнь, строили быт. Они - зачинатели. Юнге расширили масштабы жизнедеятельности и привлекли к поселку внимание российского общества. Они - фундамент, они принесли сюда цивилизацию. А Волошин - это, конечно, душа Коктебеля, он раскрыл его внутреннюю суть, - завершает свой рассказ Наталия Михайловна.

В мечтах сотрудников Музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина» объединить разрозненные части наследия Юнге и Волошина в один музейно-усадебный комплекс, внести в Реестр объектов культурного наследия не только холм с могилой Юнге, но и сохранившийся дом и, может быть, когда-нибудь восстановить портик над семейной усыпальницей и юнговскую усадьбу. Бюрократических проволочек много, и пока что сам Коктебель - чуть ли не единственная память о своих основателях. Впрочем, согласитесь, это тоже уже немало.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 1 февраля 2023

Заголовок в газете: ОТЦЫ КОКТЕБЕЛЯ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру