Как некто по фамилии Домбровский бил в Крыму «своих», а потом учил американцев рисовать

Абстракции Ивана / Джона

О Джоне Грэме американские искусствоведы неизменно пишут с придыханием. Мол, благодаря «прорицателю», «гению», «интеллектуалу из интеллектуалов», его теоретическим изысканиям и неумолимой энергии, миру явился феномен под названием абстрактный экспрессионизм.

Абстракции Ивана / Джона
«Настольный натюрморт с птицей» Джона Грэма (1933). фото: fwweekly.com

Многочисленные бывшие жены этот восторг в свое время не поняли. А многие из «белых», заполонивших Европу после поражения в Гражданской войне, при упоминании бывшего соотечественника лишь горько сплевывали на асфальт.

«МК в Крыму» попытался проследить жизненный путь человека, ставшего наставником тех, кто именовал себя представителями «новой культуры».

Осторожно, цензура

Биография Ивана Грациановича Домбровского (он же Джон Д. Грэм) похожа на книгу, из которой кто-то вырывал страницы, а на оставшихся что-то с усердием вымарывал, а что-то добавлял, так сказать, для красоты повествования. Особенно пострадала середина этой книги, до такой степени, что порой вдруг начинает казаться, что наш герой перемещается во времени и пространстве совершенно волшебным образом. Хотя начиналось и заканчивалось все достаточно прозаично…

Иван Домбровский родился в Российской империи, в городе Киев. Его родителями были известный адвокат Грациан-Игнатий Домбровский и Юзефа Брезинская, названные в некоторых источниках «знатными аристократами». В 1913 году Иван Домбровский окончил университет Святого Владимира все в том же Киеве. А дальше… Дальше появляется первый несколько неожиданный биографический факт.

Пишут, что Домбровский служил в Черкесском полку с момента его создания. В чем тут странность? А в том, что, как известно, Черкесский полк был одним из шести полков (помимо Ингушского, Татарского, Кабардинского, Дагестанского, Чеченского) знаменитой «Дикой дивизии», сформированной 24 августа 1914 года по приказу императора Николая II. 90% дивизии составляли добровольцы-мусульмане - уроженцы Северного Кавказа и Закавказья, которые в соответствии с законодательством Российской империи не являлись военнообязанными. Оставшиеся 10% полка составляли кадровые офицеры царской армии. Мог ли Домбровский, окончивший университет в 1913-м, год спустя являться кадровым офицером? Вряд ли. Ведь для этого нужно было получить соответствующее образование. Правда, он мог быть одним из тех, кто, в связи с большими потерями среди офицерского состава в первые месяцы войны, попал в так называемую школу прапорщиков. Но туда, как известно, в основном принимали представителей купечества, мещанства и крестьянства. А это уже не вяжется с предполагаемым дворянством Домбровского.

А был ли мальчик?

В действительности, у любого логически мыслящего человека, который впервые знакомится с биографией Ивана Грациановича Домбровского, в голове время от времени невольно всплывает целый ряд вопросов: «Ничего ли здесь не напутано? Действительно ли это все о нем, об одном и том же человеке?» Биографы настаивают, мол, да, это все он, Добровский, или, если хотите, Дабровски, Грэм, или, если угодно, Грэхем. Биографы вроде как в своей правоте убеждены, но и в их, казалось бы, беспристрастных текстах Домбровских-Грэмов как-то излишне много. И все они какие-то разные.

В своей первой ипостаси Домбровский предстает перед потомками достойным гражданином своей страны, доблестным воином с Георгиевским крестом на груди. Женой его на тот момент являлась Екатерина Александровна Микулина. И дети имелись: сын Кирилл, рожденный в 1913 году в Москве и ставший впоследствии кинорежиссером и сценаристом научно-популярного кино в СССР, а также дочь Мария, появившаяся на свет в 1916 году в Киеве. В этом амплуа он пробыл тридцать с лишним лет.

Во второй ипостаси Домбровский эмигрант, в 1920-м бежавший транзитом через Париж в США. Женат уже на Вере Александровне Соколовой, а сына его зовут Николас.

Джон Грэм «доехал» до Америки. фото: aaa.si.edu

Точка соприкосновения

Российский офицер Иван Домбровский и Иван Домбровский, эмигрант, были настолько разными людьми, что, казалось бы, ничего общего между ними нет и быть не может. Однако это не так. Одна точка соприкосновения между ними все же имелась. И это тюрьма.

После расстрела царской семьи в 1918 году Домбровский номер один «по причине своей принадлежности к аристократическому сословию» попал в места не столь отдаленные…

Пройдет совсем немного времени, и из заключения выйдет совсем другой Домбровский. А потом документы Ивана Грациановича и прилагавшаяся к ним личность всплывут на польских территориях, которые после Первой мировой войны объявили независимость от Российской империи.

Лучше не задумываться

Самая большая странность в биографии Домбровского - это его пребывание на Крымском полуострове в качестве борца с контрреволюцией. Этот факт настолько странен, что многие биографы предпочитают о нем не упоминать. Они делают своеобразный монтаж, и в их версии Иван Домбровский после своих военных подвигов сразу оказывается в Нью-Йорке, где начинает совершать подвиги во имя продвижения культуры в массы. Делается подобное, видимо, чтобы добиться хоть какой-то логики повествования и не задумываться, каким образом человека может угораздить стать трижды предателем в один миг. Тут придется вновь упомянуть Черкесский полк.

Основная масса всадников, из которых состоял Черкесский полк, не поддержала большевиков. И, как следствие, многие из них оказались в рядах Добровольческой армии Деникина. И в ноябре 1918 года в Добровольческой армии была сформирована Черкесская конная дивизия. То бишь бывшие сослуживцы Домбровского оказались «белыми».

Считается, что Домбровский попал в Крым в 1919 году, в том самом, с которым антибольшевистское движение связывало большие надежды. Ставка Деникина располагалась в Севастополе, там же располагались войска Антанты (в том числе французские). А Польша уже готовилась к вторжению на Украину в ходе Советско-Польской войны. Таким образом, «прибыв в Крым для борьбы с контрреволюцией», Домбровский, если таковое реально имело место быть, предавал бывших «своих», то есть деникинцев, нынешних «своих», то бишь поляков, якобы отправивших его на полуостров, и даже «своих» будущих, то есть французов, в гости к которым, пусть и ненадолго, он отбудет в скором времени.

Новое пришествие

Казалось бы, столь лихо закрученный сюжет не сулит главному герою ничего хорошего. Ан нет. Иван Домбровский явился миру вновь. В третьей своей ипостаси. С новыми пристрастиями и новым именем (официально Джоном Грэмом Иван Домбровский стал только в 1927 году, получив гражданство США, но свой «псевдоним» эксплуатировал начиная с начала 20-х годов).

Итак, теперь он зовется Джон Грэм, коллекционер произведений искусства и наставник художников-абстракционистов Нью-Йорка, сменивший одну за другой еще трех жен.

С юристом и офицером Домбровским художник Грэм имел не так уж много общего: обоих отличали совершенно лысые головы да умение отлично держаться на лошадях. Мэри Габриэль в своем исследовании об американских художниках «Женщины девятой улицы» упоминает, что Грэм «умел делать сальто-мортале с галопирующей лошади». Довод не совсем убедительный, если использовать его в качестве доказательства, что Грэм «в прошлом был кавалерийским офицером русской армии». Художник-абстракционист Ли Краснер, жена Джексона Поллока, вспоминала Грэма «безумным, диким и красивым человеком», который как-то заявил ей: «Я был рожден для власти и обучался править».

Кое-кто из вновь приобретенных приятелей время от времени замечал, что этот Дж. Д. Грэм больно уж «непрозрачный», «закрытый на все пуговицы, хоть и душа компании». Правда, объясняли эти странности тем, что Грэм с целью заинтересовать американскую общественность, серьезно и с пониманием дела работал над мифологизацией собственной личности и исключительно по этой и только-то причине сообщал о себе противоречивые, а зачастую и вовсе не соответствующие действительности сведения. Даже дату своего рождения путал, называл то 1881 год, то 1886-й, то 1887-й.

А еще Грэм редко фотографировался. И терпеть не мог показываться в местах, облюбованных русскими эмигрантами.

Большинство знавших Грэма считало такое его поведение, нет, не подозрительным, а показательным. Мол, подобные причуды характерны как раз таки для русской интеллигенции, ведь «ее представители прославились своей отчужденностью от общества».

Проще говоря, Грэм окружающих удивлял, но поводов для сомнений и подозрений не давал. Все восторженно верили человеку, который получил паспорт на имя Ивана Дабровски в польском консульстве уже на американской земле. Никаких русских документов, подтверждающих личность, он не имел.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 8 февраля 2023

Заголовок в газете: АБСТРАКЦИИ ИВАНА/ДЖОНА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру