Тайны вокзала: какое послание Крыму оставил архитектор

Тайны железнодорожного вокзала в Симферополе

Вокзал - это множество встреч и расставаний. И в этом потоке мы часто не можем остановиться и разглядеть само пространство, в котором оказались. А в случае с симферопольским железнодорожным вокзалом это совершенно точно стоит сделать. Прогуляемся там с Ольгой Сергеевой, архитектором-реставратором, членом правления Крымской организации Союза архитекторов России.

Тайны железнодорожного вокзала в Симферополе
Железнодорожный вокзал в Симферополе, фото: М. Львовски

Если вы когда-нибудь бывали в московском метрополитене, то, наверняка, запомнили эти станции: «Маяковская», «Новослободская», «Площадь революции». Жители столицы в одном из опросов назвали их самыми красивыми и отдали им соответственно первое, второе и третье места. Но как они связаны с железнодорожным вокзалом в Симферополе? - Связь тут есть: это - их автор, архитектор Алексей Николаевич Душкин, главный специалист архитектурной мастерской Министерства путей сообщения СССР в период 1946-1967 гг.

Каменная летопись

- Железнодорожный вокзал в Симферополе - это не просто красивое здание, - рассказывает Ольга Сергеева. - Как и любое архитектурное творение, он послание его автора. Но тайны нашего вокзала открываются не сразу, и каждый раз он продолжает преподносить сюрпризы. Вокзал выполнен в стиле неоклассики с элементами античного стиля и стиля итальянского Возрождения. В советской архитектуре его называли сталинским ампиром. Он вбирал в себя множество разных архитектурных стилей, но превалирующими были античный и итальянского Возрождения. Во внутреннем дворике вокзала арка, фонтан, аркада - это все итальянское Возрождение. Для сравнения такой же прием использован в итальянском дворике Ливадийского дворца. Итальянские патио - это вообще прародители нашего симферопольского вокзала. А древнегреческий античный стиль у нас представлен в световом фонаре, который освещает центральный зал, и наверху там идет цитата из античной архитектуры.

Железнодорожный вокзал в Симферополе, фото: М. Львовски

Достаточно вспомнить семь московских башен - семь сталинских высоток, известных далеко за пределами столицы, чтобы представление о сталинском ампире сложилось. Но был ли железнодорожный вокзал в Симферополе обычным проектом для советского времени? - Нет, вокзалом занимался особенный архитектор.

- Душкин такой человек: он не мог не насытить идеологией свой объект, - говорит Ольга Ильинична. - Обязательно в нем была какая-то идея, которую он никому не объяснил. Он не оставил никаких записок, только каменную летопись. Мы теперь с его подачи должны все это расшифровывать. И сколько людей это будут смотреть, столько людей будут иметь свою версию. Я думаю, это и была его затея, чтобы люди спорили, смотрели, задумывались, разгадывали, обращались к мифам, легендам, былинам и даже к эзотерике.

Железнодорожный вокзал в Симферополе, фото: М. Львовски

Знаки и символы

Сначала Алексей Душкин спроектировал вокзалы в Сочи и Днепропетровске. Симферопольский был третьим. Загадки начинаются еще при сравнении: два южных вокзала очень похожи, но есть существенные различия. Так, часы на сочинском вокзале черные, а на симферопольском - красные.

- Скорее всего, определение цвета зависело от того, под каким углом светит солнце, чтобы лучше читались цифры, - предполагает Ольга Сергеева. - Здесь может быть и практичность, чтобы просто человек видел, который час, а с другой стороны, Душкин мог ввести символ. Например, по длинной оси вокзал в плане сориентирован на летнее солнцестояние, по короткой - на зимнее солнцестояние. То есть, 22 июня и 22 декабря. И в этом точно заложен глубокий смысл, это неслучайно, тут он очень серьезно думал. И те колосья, которые были вместо звезды, это атрибут богини Мерцаны, богини утренней зари. Речь идет о восходе, о будущем, ведь утренняя энергетика самая богатая.

Башня вокзала в Сочи, чёрный циферблат. Фото: Е. Семаева
 
Башня вокзала в Симферополе, красный циферблат. Фото: М. Львовски

Колосья, правда, не сохранились - вместо них мы видим звезду. В хрущевскую эпоху шла борьба с излишествами в культуре, и Алексею Николаевичу предложили избавиться от некоторых украшений вокзала. Он отказался, после чего получил запрет на проектирование. Но, к счастью, многие барельефы и другие авторские фишки уцелели. Так, советским идеологам не пришло в голову изменить часы, на которых, по одной из версий, Алексей Душкин вроде бы даже зашифровал судьбу Крыма!

- Он убирает с циферблата созвездия Девы, Весов и Тельца, которыми украшены часы сочинского вокзала, и заменяет их другими, - обращает наше внимание Ольга Ильинична. - Созвездия Девы, Весов и Тельца означают силу воли, добродетель и гармонию. Только представьте себе, что он убирает! Вместо них - Лебедь, Гончие Псы и Змееносец. Лебедь - это любовь, базовое понятие всех учений и религий. Змееносец - символ борьбы добра и зла, и мы знаем, добро всегда побеждает зло, это суть всех сюжетов. Ну, и Гончие Псы - стремление доминировать. И он закладывает в эти три знака символ постоянства и верности в борьбе за справедливость. Я не знаю, чего он хотел: то ли он хотел этого пожелать, или он, закладывая эти качества, меняет предназначение полуострова...

Башня вокзала в Сочи, чёрный циферблат. Фото: Е. Семаева

Лишние голуби

Алексей Душкин сотрудничал с лабораторией нейроэнергетики в Москве, и множество ее идей взял в свои работы. Но время советское, учреждение неминуемо ликвидируют, и архитектора лишают должности и права проектировать. До последних своих дней он мог только преподавать. А ведь на его счету множество знаковых зданий советской эпохи: «Детский мир» на Лубянке, высотка на Красных воротах, несколько знаковых станций московского метрополитена.

- На Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году станция «Маяковская» заслуженно получила Гран-при, но Душкин представил не просто проект, а целое театральное шоу! - рассказывает Ольга Сергеева. - Он построил в павильоне фрагмент станции в натуральную величину, поставил зеркала под определенным углом, и они создали эффект бесконечного отражения, туннель. Так он удлинил пространство. Все были в восторге!

Железнодорожный вокзал в Симферополе, фото: М. Львовски

Совсем иначе восприняли советские граждане некоторые фокусы Алексея Душкина на железнодорожном вокзале в Симферополе. Во внутреннем дворике расположен фонтан, по краям чаши которого разместились шесть голубей. Когда-то по задумке автора их было восемь, но двух убрали. Работники вокзала вдруг заметили, что, если посмотреть сверху и прочертить между птицами соединительные линии, то вместе с хвостами получается… свастика!

- Расположены птицы так, что их хвосты образуют свастику, - подтверждает Ольга Ильинична. - Дело в том, что свастика в античности - это символ солнца и символ вечного движения (это хороший символ, фашисты его просто дискредитировали). И, наверное, неслучайно в Крыму, в Симферополе, в проекте Душкина появляется символ солнца. Вы же знаете, что, если взять весь Крым и посчитать, сколько солнечных дней, все дни в году в Крыму солнечные. Но и сам фонтан с голубями - это не простой фонтан: это символ полуострова, омываемого водой со всех сторон.

Железнодорожный вокзал в Симферополе, фото: М. Львовски

Относительность движения

У фонтана резвятся дети, а мы с вами дождемся ночи, чтобы увидеть следующий фокус архитектора. Алексей Душкин не просто говорит с нами символами - в своей архитектуре он заложил целое иллюзионное шоу, и свои идеи обыгрывает светом. Главное чудо открылось Ольге Ильиничне случайно - когда она встречала поезд из Санкт-Петербурга, он приходит ночью. Это - античный храм в центральной части вокзала.

Железнодорожный вокзал в Симферополе, фото: М. Львовски

- Сам по себе он не тайна, - говорит Ольга Семенова. - Но ночью благодаря авторской подсветке этот храм потрясает воображение. Все это так сделано, что днем это чудо ненавязчиво, а ночью храм парит! Это - шок: выходишь, а над вокзалом парит храм! Вокзал как бы визуально исчезает, а храм как самостоятельная форма парит над городом, над Крымом! Вот это античная традиция, древняя, это такое покровительство богов.

Вокзал меняет свой облик и в зависимости от погоды. Например, в туман открывается еще один его секрет.

- Что я увидела? Я увидела луч прожектора над багажным отделением - в тумане этот луч было хорошо видно. Это имитация фонаря поезда, когда он идет. И таким образом состав с фонарем, в середине с этим лучом, приводит в движение все багажное отделение с башней. Его всегда видно, но в тумане он особенно хорошо прочерчен.

Железнодорожный вокзал в Симферополе, фото: М. Львовски

Или еще один эффект - по теории относительности движения. Стоит заглянуть в арку в корпусе багажного отделения - через нее видны поезда, которые стоят на перроне.

- Вы знаете этот эффект, - поясняет Ольга Ильинична. - Когда вы сидите в поезде и пришел в движение состав, который вы видите из окна, и вам кажется, что это вы пришли в движение, а на самом деле пришел в движение тот состав. Так вот составы, которые видны из-под арки - этот визуальный ряд - он сделан для того, чтобы привести в движение весь этот корпус по теории относительности движения!

Железнодорожный вокзал в Симферополе, фото: М. Львовски

На нашем вокзале, говорит Ольга Ильинична, есть очень много объемно-пространственных приемов, которые, как и положено, влияют на восприятие, формируют настроение, радостное или агрессивное, в зависимости от целей архитектора. Так работает архитектура, и все эти приемы известны, но не все специалисты их используют. Алексея Душкина нельзя назвать великим или гениальным архитектором, но он был большим мастером, который умело, грамотно и деликатно делал свое дело. Так что нам, возможно, предстоит открыть еще не одну тайну железнодорожного вокзала в Симферополе, и, может быть, когда-нибудь мы разгадаем зашифрованное в нем послание Крыму.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 11 января 2023

Заголовок в газете: ПОСЛАНИЕ АРХИТЕКТОРА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру