Пешком к мысу Фиолент: крымский поход выходного дня

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно.

Природные, архитектурные, ландшафтные и фортификационные достопримечательности в Севастополе расположены так тесно, что иной раз одно скрывается за другим и незаслуженно обходится туристическими группами. Это замечание относится и к району расположения Балаклавского Георгиевского монастыря.

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно.

Относительно недавно на монастырской земле появился благоустроенный сквер с комфортабельной автопарковкой. В зависимости от габаритов легковых машин и микроавтобусов здесь может разместиться от 50 до 80 автомобилей. Первым делом гости любуются открывающимся видом на море. Потом отправляются к храмам монастыря или на Яшмовый пляж по крутой каменной лестнице. Отреставрированная многоступенчатая лестница оборудована перилами, доступна для путников любого возраста и сама по себе является достопримечательностью. Скала-остров с поклонным крестом на вершине в сотне метров от линии прибоя чудесного Яшмового пляжа овеяна легендами. Летом пляжники не отказывают себе в удовольствии сплавать к острову и подняться по лестнице на его вершину. На обратном пути туристы утоляют жажду и голод в монастырской чайной в сквере у автопарковки. Посещают памятный знак, посвященный визиту Александра Сергеевича Пушкина в монастырь. Многие гости уверены, что они посетили мыс Фиолент, но это не так. Сам мыс находится западнее монастыря в двух километрах. А побывать там стоит...

Фисташка и опунция

Самый простой путь пролегает через дачные кооперативы «Успех», «Риф», «Дельфин». Но можно спуститься к пушкинскому знаку-ротонде, пройти сквозь калитку монастырской ограды и выйти на тропинку ландшафтного заказника «Мыс Фиолент», созданного в 1996 году. В мае 2015 года он внесен в Перечень особо охраняемых территорий и имеет площадь более 31 га. Взглянув на схему заказника на информационном щите, можно решить, что площадь его большая - гуляй хоть целый день. Но большая его часть приходится на крутые оползневые и обвальные склоны. Для прогулки доступна только узкая полоска по краю обрывов. Вдоль тропы произрастает краснокнижная фисташка туполистая. Осенью она украшается гроздьями разноцветных орешков - от оранжевых до красных и фиолетовых. Эти плоды для человека интереса не представляют из-за их непригодности в пищу, но птицы ими лакомятся с огромным удовольствием и с большой пользой для распространения ареала обитания дерева. Вдоль заборов дачных наделов можно встретить вызревающую опунцию. Этот кактус был в 1854 году завезен в Крым сардинскими войсками, участвовавшими в осаде Севастополя. В массовом количестве он разросся на вершине горы Гасфорта, на склонах Телеграфного холма, в Батилимане и в Балаклаве.

 

Среди деревьев возвышается холмик, на котором первоначально инициатором установки памятного знака поэту были проведены все общестроительные работы, отлиты фундамент и цоколь. Можно было уже мраморные плиты завозить. Но Владимир Стефановский в 2008 году монтировал памятник на земле воинской части, что командованию показалось плохой идеей. И ночью тяжелая техника срезала почти готовый памятник. Пришлось начинать строительство на новом месте по согласованию с настоятелем монастыря. Ротонда приняла свой нынешний облик в 2011 году.

Рассекреченная «Буря»

Уже минут через 10 после выхода на тропу можно заметить остатки железобетонных сооружений. Вот тут и стоит вспомнить, что сразу после освобождения Севастополя в 1944 году началось проектирование и строительство двухбашенной береговой артиллерийской батареи №330. В секретных документах она числилась под шифром «Буря». Полуразрушенные сооружения - все, что осталось от юго-восточного прожекторного поста. Второй такой пост располагался в двух с половиной километрах к северо-западу от мыса. Железобетонные огневые блоки батареи были построены на некотором возвышении к северу от мыса в верховьях балки Бермана и были прикрыты искусственным рельефом местности. Две башни несли по два 180-мм орудия с дальностью стрельбы 38 километров. Интересно и расположение трех наблюдательных постов батареи. Восточный располагался на вершине Кая-Баш над Балаклавой на позициях батареи №21 еще царской постройки 1914 года. Второй наблюдательный пункт расположили на правом командном пункте разрушенной батареи №35. А западный пост построили на Северной стороне Севастополя вблизи русла реки Кача в Языковой балке. Балка в свое время получила название по фамилии командующего Черноморским флотом в 1811-1816 годах Николая Львовича Языкова, дача которого располагалась в этой балке. А вот командный пункт «Бури» находился на вершине мыса Фиолент на брошенных позициях батареи №18. Батарея была уничтожена в 2001 году и порезана на металлолом. Сегодня можно обнаружить ее следы в маленьком лесочке западней Монастырского шоссе напротив садового кооператива «Дубок». 

С видом на море

По мере продвижения к мысу по кромке обрыва открываются виды на мыс Айя. Меняется и очертание Яшмового пляжа у подножья горы. Поляны и скальные выступы над обрывом давно облюбовали свадебные фотографы, проводящие здесь захватывающие фотосессии над пропастью. Одновременно снимаются две-три пары. То ли сразу после загса, то ли дождавшись благоприятной безветренной погоды. А то не ровен час, и невесту в пышном платье ветром унесет. Беда только в том, что необходимой инфраструктуры для столь популярного места любования собой, близкими и природой здесь нет. Несколько редких кустиков проблему не решают. И это заметно невооруженным глазом. 

Еще лет 10-12 назад вершина мыса Фиолент была открыта для посещения, но сейчас подземные и наземные сооружения нашли новое применение для нужд обеспечения судоходства. Закрытую территорию можно обойти севернее и выйти к линии берега мыса Фиолент до самого Херсонесского маяка. У кромки обрыва сохранился дальномерный пост береговой батареи, несколько подземных железобетонных сооружений. Узкий острый мысок облюбовал владелец кофе-машины. Горячие и прохладительные напитки разбираются туристами бойко. Кофеварня вне конкуренции. Других торговых точек рядом нет. А еще инициативный предприниматель привез сюда видавшее виды пианино. Играть на нем уже не получится, а вот фотографии можно сделать оригинальные. 

Рядом выросли многоэтажки апартаментов с видом на море. Вид на море есть, а вот моря - нет. Безопасный спуск на безопасный пляж так и не удалось построить. Берег постоянно ползет и обрушается к линии прибоя, унося с собой различные рукотворные тропы, трапы и лестницы. Экстремалы находят путь к узкой полоске берега, но комфортной эту дорогу никто не решится назвать. Постояльцы апартаментов благоразумно едут транспортом на пляжи «Омега» и «Парк Победы». Далеко, но безопасно. 

Нельзя обойти стороной и вопрос о правописании названия мыса. Первоначально мыс назывался «ФЕолент». Фео... - святой, святая. ФЕолент - святая земля. И на первых морских лоциях так было написано. Позже появилась транскрипция (написание) «ФИолент». Полосатый, тигровый. Но тигры в Крыму не водились. Топонимика очень сомнительная. Еще позже на картах название мыса стали писать через И. Подробно этот вопрос неоднократно разбирали уважаемые специалисты по топонимике. Апелляция к написанию слова исходя из различных языковых корней никого особо не убеждает. Греческие, тюркские, готские или иные. Ломать копья не стоит. Это тот случай, когда оба написания правомерны и равноправны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 12 октября 2022

Заголовок в газете: ПЕШКОМ К МЫСУ ФИОЛЕНТ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру