"МК в Крыму" узнал, как осужденные отбывают наказание в виде принудительных работ

Исправление через труд

Принудительные работы, а лучше сказать трудотерапия - это один из путей к реабилитации осужденных. За время отбывания наказания человек не теряет прежние трудовые навыки, а главное - получает возможность освоить профессию у работодателя, у которого не вызывает отторжение наличие у него судимости. В исправительном учреждении УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю понимают, что каждому нужен шанс на новую жизнь. Тогда он больше не захочет вернуться за решетку.

Исправление через труд

На сегодняшний день на учете УФИЦ ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в Симферополе к принудительным работам привлечены 57 осужденных, из них 9 - женщины.

Расчет по долгам и реабилитация

           Принудительные работы в России применяются как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести. Но они также могут стать тяжким видом наказания для тех, кто уклоняется от выплаты штрафа по уголовному делу или от исправительных работ по месту жительства. Есть и третий мягкий вариант: принудительные работы как мера поощрения при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы. Наибольшей популярностью они пользуются у первой категории осужденных.

           - Все зависит от степени тяжести совершенного преступления, предусматривается ли в этом случае смягчение уголовного наказания на принудительные работы и заслуживает ли человек такую меру, - рассказывает начальник изолированного участка, функционирующего как исправительный центр при исправительной колонии №1, майор внутренней службы Антон Ткаченко. - По отбытии половины срока у осужденного возникает право на принудительные работы. Если его поведение и характеристика позволяют, то этот шанс у него появляется. Эта мера существует для тех, кто хочет исправиться, адаптироваться в обществе и вернуться к нормальной жизни. 

Начальник исправительного учреждения Антон Ткаченко уверен в своих осужденных.

           При этом осужденные не вправе отказаться от предложенной работы. Администрация учреждения заключает договор с предприятиями, обязуясь направлять на работу спецконтингент, а они должны обеспечивать своевременную заработную плату, оплачиваемый отпуск в количестве 18 дней, больничный. Работа во время отбывания наказания идет в трудовой стаж. Это выгодно обеим сторонам. Осужденные получают работу, а работодатели - послабление в налогах.

           Заработная плата не должна быть меньше минимального размера оплаты труда. Но у осужденных есть нюанс. Своим трудом они не только пополняют бюджет страны, как законопослушные граждане, но и, согласно приговору суда, они еще выплачивают от 5 до 25% от зарплаты в пользу государства. Также если у осужденного имеется какой-то материальный ущерб или судебные издержки либо алименты, эта сумма вычитается из зарплаты. 

           УФИЦ всегда в поиске работодателей. Известно, что немногие горят желанием брать на работу людей с пятном в биографии. Но есть и те, кто не ставит на оступившихся пожизненное клеймо. Сегодня осужденные нашли работу на 19 предприятиях Симферополя: на хлебокомбинатах, предприятиях по уборке мусора и переработке отходов, в строительных организациях, грузоперевозках, на производстве мебели, в интернет-компаниях, юридических фирмах, на очистных сооружениях и т.д.

           По статистике, 7-8% людей после отбытия наказания остаются трудиться на предприятии. МБУ «Город» с удовольствием трудоустраивает дворников, слесарей, сварщиков. 11 человек принял на работу АО «Крым Хлеб». Осужденные занимают должность комплектовщика, укладчика хлебобулочных изделий, кладовщика, подсобного рабочего, осуществляют комплектовку хлеба на лотки, в качестве водителей развозят готовую продукцию по розничным точкам. Одна осужденная работает торговым представителем. 

           - Перед трудоустройством осужденные проходят медицинскую комиссию, по результатам которой выдается заключение и дальнейший допуск для выхода на работу. И уже в отделе кадров им подбирают соответствующую вакансию, - объясняет Антон Борисович. - С высшим образованием можно получить хорошую должность, например мерчандайзером. Работу всегда стараемся подбирать согласно образованию, возрасту, состоянию здоровья. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, женщинам после 60 лет, мужчинам - после 65, инвалидам 1 группы, беременным и женщинам с детьми до 3 лет.

Новая жизнь без криминала

           В исправительном центре осужденный живет полной жизнью: проходит социальную реабилитацию, занимается спортом, ходит к психологу и при желании обращается к священнослужителям. Для получения медицинской помощи осужденные прикреплены к муниципальной поликлинике по месту нахождения УФИЦ. Здесь нет ощущения, что человек находится за решеткой. Атмосфера и условия абсолютно другие. Есть помещения для спальных мест, столовая, комната воспитательной работы, в которой находится телевизор, стеллажи с книгами и настольные игры. Осужденным разрешено пользоваться сотовыми телефонами и интернетом, что немаловажно для современного человека. Продолжая трудиться, принося пользу обществу и зарабатывая деньги, он плавно готовится к выходу на свободу. По истечении срока его с большей вероятностью возьмут на работу, что снижает возможность рецидива.

           - Зачастую человек выходит из мест лишения свободы без денег, без жилья, иногда его никто не ждет, - отмечает Антон Ткаченко. - Он чувствует бесполезность. Ему сложно начать новую жизнь, вернуться в общество после многих лет лишения свободы. А после прохождения ресоциализации, у него появляется желание работать, создать семью и оставить в прошлом свои ошибки. Также у нас предусмотрено обучение на некоторых предприятиях, переквалификация, дополнительное образование. Например, на «Крым Хлебе» мы обучили ребят верхолазанию, довольно узкая специальность. Кого-то отправляли на водительские курсы. 

           Начальник исправительного учреждения уверен в своих осужденных. За это время они хорошо себя зарекомендовали. Он знает, что они не прогуляют работу, не придут с похмельем после получки. Цена этого проступка слишком велика: по решению суда принудительные работы могут заменить обратно на лишение свободы. По словам Антона Борисовича, у них не предусмотрено наказание в виде «простить, пожурить». За свои промахи люди возвращаются в места не столь отдаленные.

           Каждый день осужденные проходят утренний и вечерний досмотр. Кто живет в общежитии, подчиняется строгому расписанию: подъем, по желанию зарядка, утренний туалет, в 6:40 пересчет и все разъезжаются на работу. Они самостоятельно добираются до места. Если осужденный не имеет нареканий, то в свободное от работы время и с разрешения администрации исправительного центра у него есть право свободного выхода, а выходные и праздничные дни он может проводить с семьей за пределами муниципального образования.

           Но это еще не все: в рамках российского законодательства по отбытии 1/3 срока наказания в виде принудительных работ предусмотрено проживание человека в собственной или арендованной жилплощади в пределах муниципального образования, где расположено общежитие УФИЦ.

           - Мы тщательно выбираем тех, кто из осужденных достоин такого послабления наказания, - говорит Антон Ткаченко. - Для них воссоединиться с семьей - это поощрение. Получив этот шанс, они должны работать, не допускать новых уголовных и административных правонарушений и отмечаться один раз в неделю в УФИЦ.

           На сегодняшний день в Симферополе с семьей проживает 10 осужденных. Среди них и 22-летний Костя. Тюрьма, если можно так сказать, помогла уберечь парня от более серьезных проблем.

Костя встал на путь исправления.

           О своем прошлом Костя говорит с неохотой: оступился по молодости, связался с дурной компанией. Зато парень с удовольствием делится планами на будущее. Теперь оно у него точно есть.

           - Я получил срок 4 года 8 месяцев, - начал свой рассказ Костя. - Пробыл в колонии половину срока и подал заявление на принудительные работы. За хорошее поведение мне его одобрили. Предложили несколько вариантов работы, связанных с уборкой города или подсобным рабочим на «Крым Хлеб». Я выбрал второе. Здесь работаю в строительном отделе, узнаю новое по стройке. Работаю уже больше года, втянулся, мне нравится коллектив, адекватное начальство, никто не высказывает негатив в мою сторону. Говорят, каждый может совершить ошибку. Более того, за это время я восстановился в колледже, окончил его и поступил в университет. Я живу дома, раз в неделю приезжаю в УФИЦ отмечаться, также ко мне домой приезжают сотрудники учреждения, проверяют, как я живу. Я понимаю, что совершил ошибку и, если уж наказания не избежать, значит надо приложить максимум усилий, чтобы это не повторилось в дальнейшем. На работе я нашел девушку, после университета хочу работать по специальности, у меня уже есть предложения. В июле подам на УДО. Я уже живу обычной жизнью, а дальше будет лучше.

           Из таких молодых людей, как Костя, будет толк. Важно, чтобы общество не отталкивало тех, кто хочет начать новую жизнь без криминала.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 15 июня 2022

Заголовок в газете: ИСПРАВЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТРУД

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру