Французский некрополь: тысячи павших французов остались в севастопольской земле после Крымской войны

Французский некрополь

Европейские страны всегда были щедры на людские ресурсы, на жизни своих соотечественников. Особенно в тех случаях, когда дело касалось амбиций власть имущих кланов, королей и императоров. Наглядный пример, но, увы, не запомнившийся лидерам Франции, Англии, Сардинии - война 1853-1856 годов, именуемая историками Восточная, или Крымская.

Французский некрополь

По данным генерала...

  Военная элита Франции жаждала реванша за поражение наполеоновского похода 1812 года. Но только в том случае, если на Россию готовы будут навалиться всей бандой. И такая банда собралась в лице Англии, Сардинии, Турции, Австрии. Вспомнить о потерях Франции в той войне, ничего не давшей стране, заставило посещение Французского кладбища в районе 5-го километра Балаклавского шоссе. По количеству погибших и умерших Крымскую войну можно было бы назвать Русско-Французской. Общие потери французской армии составили 96 тыс. человек. Для государства с населением в 36 млн в человек (в том числе армия - 309 тысяч человек) потери были значительны. На 10 человек, погибших в боях или от ран, приходилось 37 умерших от болезней. Конечно, такое количество павших нельзя было захоронить на прямоугольном клочке земли, где сейчас расположен мемориал. Точнее то, что от него осталось. Лишь малая толика павших французов была перезахоронена у себя на родине в фамильных склепах. Только богатые семейства могли себе позволить такие затратные мероприятия. Основная масса убитых и умерших от ран сразу после окончания войны оставались лежать в севастопольской земле на местах сражений и на госпитальных погостах. Собирать их вместе начали чуть позже (в 1863 году) и продолжали в течение нескольких лет. По существующей традиции французы своих соотечественников складывали в склепы без особого разбора по воинским частям. Хотя наименования полков были написаны на склепах. В каждом склепе была организована костница (по-латински - оссуарий), где части скелетов уже были полностью обезличены и складывались по анатомическим признакам. Черепа с черепами, берцовые кости все вместе, ребра отдельно. Для дезинфекции использовали известь. Это было логичным продолжением парижской традиции, где в заброшенные известняковые римские каменоломни с конца XVIII до середины XIX века с городских кладбищ были свезены и складированы останки шести миллионов человек. Сейчас эти каменоломни вошли в состав музея Карнавале, и отдельный участок их открыт для посещения туристами. 

  К моменту окончательного формирования архитектурного облика севастопольского французского некрополя на нем было 17 малых памятников (без различия чинов) и один большой (на могиле десяти генералов, среди которых Александр Бретон, Мишель Бизо, Жюль де Сен-Поль, Жан-Андре-Луис Брюне). По данным бригадного генерала Джона Миллера Адая, проводившего в сентябре 1872 года инспекцию французских захоронений в Крыму, на этом кладбище упокоено около 28 тысяч человек. 

Смотритель кладбища

  Французы купили участок земли у русского генерала А.Б. Бракера недалеко от того места, где была штаб-квартира их войск при осаде Севастополя. Кладбище было посещаемо и местными жителями, и гостями из Франции. За высокой каменной стеной на площади в один гектар были высажены деревья и цветники (позже остались акация, сумах оленерогий, или уксусное дерево, миндаль и сирень). При входе был двухэтажный дом француза - смотрителя кладбища, который одновременно справлял обязанности вице-консула. В начале ХХ века, вплоть до 1915 года, эту функцию выполнял Луи-Антуан Ге. После революции в доме жил сторож, вице-консула упразднили по причине отсутствия дипломатических отношений с Францией. Уход за кладбищенским комплексом осуществлялся советским рабочим. Последним на этой должности был Никита Андреевич Дорохин. Правда, есть и другая информация с упоминанием имени француза. Содержание и охрану кладбища оплачивала Франция. После 1941 года должность смотрителя кладбища потеряла всякий смысл. 

И это собирательное кладбище было не единственным. Остались и по сей день французские могилы на поле Альминского сражения, на кладбище в Евпатории, в Камышовой бухте, в Байдарской долине. Союзников похоронили вместе на месте Инкерманского сражения. А на Малаховом кургане французы, штурмовавшие русские позиции, похоронены вместе с защитниками кургана. В 2020 году при строительстве частных домов в поселке Дергачи были вскрыты могилы французов, умерших от ран и болезней в прифронтовом госпитале. Кладбище не стояло на учете, и о нем забыли и французы, и русские. Останки торжественно перезахоронили вместе с найденными еще в 1913 году, всего в количестве 155 солдат. В церемонии 3 октября 2020 года принял участие и губернатор Севастополя Михаил Развожаев. 

   В ходе боев Великой Отечественной войны кладбище чудом сохранилось, хотя через него дважды прокатилась линия фронта. Остались только следы осколков на склепах, ограде и на стенах дома смотрителя. А вот в начале 50-х годов прошлого века часть комплекса была разобрана на строительные материалы для возрождающегося из руин города, металл ушел в переплавку. И только в мае 1966 года в преддверии первого дружественного визита в Севастополь эскадренного миноносца «Тартю» на кладбище была произведена генеральная уборка, проемы саркофагов заложены инкерманским пильным камнем. Ко второму визиту крейсера «Кольбер» и плавмастерской «Рейн» в 1978 году к общему благоустройству добавилась автодорога к воротам кладбища. Так бы оно и продолжалось, но в 1982 году бульдозеры уничтожили французское кладбище. Большую часть вывороченного камня и грунта с костями вывезли грузовики. Как-то объяснить этот варварский шаг никто и по сей день не может. Увы, не оставил никаких воспоминаний об этих событиях и бывший в 1977-1984 годах 1-м секретарем Севастопольского горкома КПУ Борис Черничкин, который, как первое лицо города, должен был знать обо всем, что творится в Севастополе. Тем более что в 1982 году он был еще и депутатом Верховной Рады УССР по 342 округу (Севастополь). После тщательной работы бульдозеров и экскаваторов на поверхности еще оставались человеческие кости, привлекающие внимание редких прохожих и нелегальных туристов. Нередко такие находки местные мальчишки приносили домой. 

В новейшей истории

      Инициативу по восстановлению французского кладбища в новейшей истории проявило киевское госпредприятие «Центр», получившее 17 сентября 2002 года в постоянное пользование от Севастопольского горсовета гектар земли для строительства нового мемориала. Архитектором выступил киевлянин Юрий Олейник. Открытие состоялось осенью 2004 года в присутствии чрезвычайного и полномочного посла Франции на Украине Филиппа де Сюремена. А на переговорах посла на Украине Жака Фора и заместителя председателя Севастопольской госгорадминистрации Владимира Арабаджи согласована передача Франции этого участка земли в концессию для ухода за кладбищем. Так появился новодел на месте бывшего кладбища.

  Итоги войны показали, что Франция не смогла достичь своих целей, хотя и выступала в общей волчьей стае. Положив своих сынов на чужой земле, на некоторое время она умерила свои амбиции. Британия также осталась без вожделенной победы, только ослабила ненадолго Российскую империю. Единственным «победителем» из этой войны вышло Сардинское королевство, вступившее в войну на ее исходе и с самым малочисленным контингентом. В соответствии с союзническим договором на базе Сардинии и была вскоре создана единая Италия. 

     169 лет назад - 27 марта 1853 года Британия и Франция объявили войну России. Не столько для поддержки Турции, сколько для ослабления влияния России. Войну союзники мечтали завершить за несколько месяцев. Стойкость, мужество, смекалка и героизм русских солдат, матросов и офицеров сорвали эти планы. Война не стала легкой прогулкой для представителей британской знати и самонадеянных французских вояк. Севастополь русские солдаты и матросы обороняли 349 дней, и только после того, как все ресурсы были исчерпаны, войска отошли по наплавному мосту на Северную часть города. География войны была очень широка - Балтийская и Беломорская кампании, Азовская кампания, на Камчатке. Союзники нигде не смогли добиться победы. На Кавказском театре военные действия развивались вполне успешно для России. Турция потерпела крупное поражение, русские войска стали действовать на ее территории. В ноябре 1855 года пала турецкая крепость Карс. Крайнее истощение сил союзников в Крыму и русские успехи на Кавказе привели к прекращению военных действий. Собственно, на этом война и окончилась.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 6 апреля 2022

Заголовок в газете: Французский некрополь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру