Инспектор ГАИ не знал, что водитель два года был под водой

Наши ветераны

Севастопольский подводник Юрий Лагун рассказал о своей жизни до и после «автономок»

Наши ветераны
Трифонов, Лагун, Ковалёв, Б-821.

Лучшими учителями в своей жизни Юрий считает отца, бабушку, маму: "Это они научили меня учиться всему в жизни, читать, думать, анализировать, принимать решения. Это они - мои самые любимые, самые лучшие учителя! Я их люблю и помню! Отец - Лагун Николай Иванович, закончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. Служил на кораблях Черноморского флота. Службу закончил в Техническом управлении ЧФ старшим офицером-электриком отдела эксплуатации. Мама - Лагун Тамара Павловна, до войны закончили художественную школу. Очень хорошо рисовала. Война внесла изменения в судьбы людей, и мама стала чертежницей. Работала в ЦКБ «Черноморец» и в штабе Черноморского флота..."

 
Бабушка Юрия Лагуна и руководители Севастополя.

Драки и идеология

- Бабушка - Фалько Зинаида Герасимовна, мой ангел и лучший учитель на всем белом свете! - рассказывает Юрий Николаевич. - Работала на Севастопольском морском заводе до войны, во время войны и после войны. Была большим начальником на заводе. Имеет медали «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа». Она - лучший мой друг в жизни! Лучший! Так сложилась судьба, что я не видел умершими своего отца, свою маму, свою бабушку. Не хоронил их. Не мог с ними попрощаться! Я все время был по долгу службы далеко, не в Советском Союзе. Нас не могли отпустить в то время домой даже по такому печальному поводу. 

Отец Лагуна (крайний справа) с товарищами.

Уже в 5-м классе Юра решил, что обязательно станет офицером-подводником, причем - механиком! Взрослые хвалили целеустремленность. Так было вплоть до 11-го класса, когда он выбрал для поступление Севастопольское высшее военно-морское училище (в народе тогда его называли «Голландией»). А тут многие оказались против такой профессиональной ориентации. Учительница по математике сокрушалась, что она надеялась Лагуна увидеть в МВТУ имени Баумана на механическом факультете в качестве изобретателя принципиально нового поколения двигателей внутреннего сгорания. Мама была против будущей службы на подводных лодках. Но Юра подал документы и готовился к экзаменам. Единственное, что омрачало перспективу, так это исключение из комсомола за драки. В школьные годы умел на улице за себя и друзей постоять, не пасовал перед верзилами-хулиганами. Стоял на учете в милиции в комиссии по делам несовершеннолетних. В личном деле абитуриента все это было подробно освещено. Но с первого раза поступил, сдав все экзамены на отлично. Искренне рада была только бабушка, которая новоявленному курсанту подарила золотые часы со словами: «Будешь хорошим офицером-подводником!» Было это в 1966 году. 

Юра Лагун в Севастополе.

Очень тепло вспоминает Юрий Николаевич начальника факультета Георгия Михайловича Буйнова, служившего примером офицерского поведения. С Буйновым дружил до последних дней его жизни. Он дал Лагуну рекомендацию в партию. Так Юра пришел в училище без комсомольского билета, а вышел коммунистом. Воеводин Евгений Петрович был заместителем начальника по учебной части, Лебедев Леонид Николаевич - замначфака по политической работе. До сих пор Лагун дружит с Алексеем Николаевичем Стрельниковым. Преподаватели не только разъясняли устройство материальной части, но и учили правильной идеологии эксплуатации узлов и механизмов, правильной идеологии в жизни. 

Курсанты.

- Идеология - это система идеалов, ценностей, взглядов и убеждений, посредством которой личность выражает свое отношение как к существующей социальной реальности в целом, так и к конкретным ее аспектам, - говорит Лагун. - Сейчас государственная идеология в Российской Федерации, согласно статье 13 Конституции РФ, запрещена. 

Лейтенант Лагун в строю выпускников Голландии.

Мастер спорта

Спортивная жизнь в «Голландии» активно бурлила в течение всего года. Только набрали курсантов, идет школа молодого бойца, ребята с автоматами по плацу вышагивают. Подходит начальник кафедры боевой практики капитан 1 ранга Иванов с вопросом формирования команды для флотских соревнований по парусному спорту. Команде не хватает рулевого, который в парусах разбирается. Вызвалось человек пять, Лагун молчит. Вопрос от Иванова: «Ял-6 - какого класса судно?» Все молчат, Лагун за спиной Иванова: «Класс пятый». Начальник был высокого роста. Обернулся и с интересом глянул на невысокого курсанта. «А какое парусное вооружение у Яла-6?» Лагун снова свое слово вставляет: «Фок разрезной». Следующий вопрос: «Ветер, который дует прямо в борт?» Получив правильный ответ, отбирает у Лагуна автомат, передает командиру роты со словами: «Забираю парня на соревнования». Познакомился с командой гребцов, все здоровые амбалы, не чета худосочному Лагуну. Юра просит у Иванова на соревнования выдать секундомер. Опытные яхтсмены насторожились: «Пацан просит секундомер?» Но просьбу удовлетворили. И Юра организовал старт по секундомеру, а не по сигнальной ракете. Гонку выиграли.

После этого командир роты дал приказ организовать ротную команду. Стимулировал старания Лагуна вручением постоянного увольнительного билета, который курсанты называли «аусвайс». Обычно его могли получить курсанты только с 4-го курса. Лагун сопротивлялся как мог: «Не хочу заниматься спортом. Я пришел сюда учиться. Времени на все не хватит». Но командир был непреклонен. С таким билетом не было смысла ходить в самоволку. Курсант, когда хотел, тогда и увольнялся. Юрию нравилось быть в училище, где он чувствовал себя как дома. С пониманием относился к субординации. Никогда не станешь хорошим командиром, пока сам не научишься подчиняться. В парусном спорте еще до поступления в училище Юра имел звание кандидата в мастера спорта. Но в училище ему не было равных в ином виде спорта. Бегал, плавал, нырял он быстро, подтягивался больше всех. Полоса препятствий принесла Лагуну на первом курсе звание мастера спорта СССР. Он с гордостью носил этот значок на груди.
В каюте.

Первые подводные лодки

А в 1971 году флот получил лейтенанта, который по-настоящему хотел служить на лодках. Распределился на Северный флот в 4-ю эскадру подводных лодок в город Полярный. Первый раз в этот город Лагун попал курсантом еще в 1969 году. Курсанты на практику попали на дизельные подводные лодки «Б-400» и «Б-413», которые ходили на Кубу, в Гвинею, в Средиземное море. Юрий на этой практике выучил всю подводную лодку, выбранная специальность ему нравилась. Флагманский механик бригады, ходивший на этих лодках, высоко оценил старания Лагуна: «Если бы тебе сейчас дать погоны лейтенанта, то ты бы уже сейчас был командиром БЧ-5 у своих одноклассников!» Флагмех реально помог курсанту освоить многие тонкости практической работы боевой части пять.

Лагун: "Солю сало. Атлантика. Глубина 120 метров. Лодка Б-36".

А вот в 1971 году лейтенант Лагун в отделе кадров Северного флота в городе Североморске узнал, что мест на лодках нет. Две недели предлагали самые разные должности, но Юрий был непреклонен. Только на лодку. Добился своего и приехал в Полярный. Душа радовалась тому, что учеба и курсантская практика позволили лейтенанту стать высококлассным специалистом-подводником. Первая лодка была «Б-64» под командованием Владимира Александровича Казанского, БЧ-5 командовал Валерий Шлайн. Служил на этой лодке и Геннадий Сучков, с которым Лагун начинал офицерскую службу. Дружили с ним до самой его смерти. Он часто приезжал в Севастополь, встречались, вспоминали службу. В 1973 году Лагуну присвоили звание старшего лейтенанта. В положенный срок стал капитан-лейтенантом в должности командира БЧ-5. Только в 1986 году после классов он стал помощником флагманского механика.

В тропиках.

В Полярном в моря подводная лодка ходила на восемь, на четырнадцать месяцев. Был случай, когда после 13 месяцев автономки на базе подходит Ларионов Виталий Петрович (адмирал, сейчас в Севастополе живет, дружит с Лагуном - прим. авт.) и говорит: «Юра, очень надо. Следующая автономка через 11 дней. На «Б-825» нет командира БЧ-5. Нужно идти!» После 13 месяцев похода - 11 дней отдыха и снова в поход на 11 месяцев. Вернулся в Советский Союз, а там много чего изменилось. Лагун даже не знал, что за это время произошла замена водительских удостоверений. В Мурманске останавливает инспектор, майор ГАИ: «Два года в стране менялись права, год назад обмен завершился. Вы что, не знали, что нужно поменять удостоверение?» Инспектор очень удивился тому, что эти два года водитель провел под водой. 

Время на чтение всегда удалось выкроить.

Что касается культурной жизни, то у Лагуна всегда под рукой были программы спектаклей ленинградских театров. Офицер отпрашивался у командования и летел на спектакль. Билет на самолет из Мурманска в Ленинград стоил 22 рубля, и такую поездку мог себе позволить любой гражданин СССР. После спектакля Лагун пил кофе, ужинал и вовремя возвращался в Полярный.

Боевая часть 5, лодка Б-821.

Возвращение на Черное море

В 1986 году Юрий Николаевич перевелся на Черноморский флот. Не хотел в Феодосию ехать, тянуло в Севастополь к родным местам. Согласился снова на должность командира БЧ-5 на лодку «Б-41». В общей сложности за годы службы Юрий Николаевич пробыл на лодках 17 с половиной лет. Лодка часто ходила в походы, посещали дружественные страны, иногда экипаж на пару недель возвращали на отдых в Севастополь, чтобы команда «размагнитилась» на берегу. Отдыхали в Ялте и на базе отдыха подводников на Фиоленте.

Лагун выступает на Общественном экономическом Совете.

Пришло время, и Лагун был назначен старшим офицером-подводником отдела эксплуатации Технического управления Черноморского флота. В том самом техупре, где заканчивал свою военную карьеру его отец. Отвечал за все подводные лодки КЧФ, чтобы они не горели, не взрывались, не тонули. Закончил службу в 1993 году. Выслужил все сроки и ушел на гражданку. Занимался подводным плаванием, туризмом в горах Крыма. И сейчас не упускает возможности пойти в поход. 

Юрий Лагун, ноябрь 2021 г.

Уже в первые годы после увольнения со службы создал частное предприятие ЧП «ЮТЭГ» по переработке морепродуктов, придумал и запатентовал технологию переработки моллюска рапаны на мясо свежемороженое. Организовал и оборудовал свой лицензированный цех в Камышовой бухте. Это предприятие было единственным официальным производителем свежемороженого мяса рапаны. Спрос на продукцию был довольно серьезным. Предприятие поставляло мясо рапаны для администрации пpезидента Украины Кучмы, потом для Януковича. Магазины, бары, рестораны немного закупали, только ради официального документа от производителя. А основную закупку делали контрафактной, низкого качества и по низким ценам. Конкуренция с незаконным производством аналога такой продукции была непосильной. Предприятие пришлось закрыть, цех ликвидировать. 

Без дела Лагун себя не представляет. Тяга к технике сказывается постоянно. Сейчас он работает старшим механиком катера-торпедолова отряда охраны водного района ЧФ. Счастлив, что вернулся на флот, что может выходить на вахту в море. Работа ему дает, а не забирает здоровье и хорошее настроение. В свободное время Юрий Николаевич ходит в горы, летом живет и ныряет в Батилимане. Внуки есть и внучки. Недавно правнучка родилась. Прадед занимается ее воспитанием с огромным удовольствием. Часто гуляет с ней в районе сквера на улице Тараса Шевченко. 

Капитан 3 ранга Ю. Лагун.

Дед Лагуна в годы Великой Отечественной войны был парторгом группы партизанского отряда. Погиб Иван Сурай 1 декабря 1941 года в урочище Чайный домик на склоне горы Ай-Петри. Приспешники фашистов из местного населения провели немецких и румынских карателей горными тропами к месту базирования партизан. Дед был в группе, прикрывавшей отход основных сил отряда. Юрий Лагун выполнил наказ бабушки побывать на могиле деда. Теперь каждый год поднимается от Большого каньона Крыма мимо водопада Серебряные Струи к Чайному домику, приносит кисти, краску, растворитель. Вместе с егерем приводит в порядок партизанскую могилу. 

Юрий Лагун на могиле деда на Чайном домике.

Большой удачей всей своей жизни Лагун считает встречи с замечательными людьми. Повезло с учителями в школе, с преподавателями в училище, с сослуживцами на лодках, с коллегами на торпедолове. И в горах он ходит с замечательными людьми, которые влюблены в свой Крым. И с автором этих строк Юрий дважды ходил к Чайному домику на могилу деда. Вот только еще неизвестно, кому больше повезло. Лагуну нравятся его спутники, а спутники заряжаются от Юрия оптимизмом и жизнелюбием.

По роду своей нынешней работы на катере ОВРа Юрий Николаевич встречается с подводниками Черноморского флота. Преемственность поколений в действии. Он частенько им рассказывает о своей службе на подводных лодках в Атлантике, в Средиземном море, на Севере, интересуется их службой на современных кораблях. И он уверен, что новое поколение подводников прошло достойное обучение, уверенно применяет свои знания.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 19 января 2022

Заголовок в газете: Инспектор ГАИ не знал, что водитель два года был под водой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру