Ноябрьский день был в меру солнечным, редкие облака закрывали небесное светило редко и не надолго. Главная площадь села Терновка (прежнее название - Шули) поздней осенью была пустынна. Места для парковки сколько хочешь. Здесь мы и оставили свою машину. Теоретически проехать к цели нашей прогулки можно было не только на внедорожнике, но мы помнили мудрость автопутешественников: «Чем круче джип, тем дальше идти за трактором». От памятника вождю мирового пролетариата по мосту перешли через ручей и по улице направились на юг. Многочисленные стрелки указывали направления для туристов в зависимости от их интересов...
Мы повернули влево на восток и стали подниматься по борту балки вдоль частных домовладений. Дорога ровная и равномерно покрытая грязью от небольших лужиц. Справа нависает стена из хитросплетения корней айланта, чудом удерживающая от сползания на дорогу огороды и сараи местных жителей. Ниже дороги видны молодые посадки фруктовых деревьев. Участки довольно большие, но мало ухоженные. Вскоре выходим на развилку, где еще в сентябре можно было легко собрать ведро грецкого ореха. Сегодня многочисленные туристы зачистили ветви деревьев и опавшую листву на поляне. Дорога становится сухой и каменистой, вода журчит рядом по оборудованному руслу. На самом деле ровной дорога стала не сама по себе. Это настоящая мостовая многовековой давности и с регулярным ремонтом. Мостили такую дорогу вручную с учетом особенностей технологии. Камни подогнаны очень плотно и выпадение их из ряда вон не наблюдается. Вот бы нынешних горе-дорожников, разрушивших мостовую на улице Суворова в Севастополе, привезти сюда на экскурсию.
Минут через 20 мы выходим на дамбу водоема, именуемого Терновским прудом. За минувший год изменения на берегу произошли кардинальные. Если раньше здесь стояло до полусотни шалашей-навесов со столами и скамейками, то сейчас они просто исчезли. Нет на прибрежной полке ни мангалов, ни куч недогоревшего угля. О былом популярном месте массового отдыха напоминают только рыбацкие мостки, опирающиеся на забитые в дно деревянные сваи. При отсутствии мангалов кто-то жарил колбаски прямо на камнях между мостками, о чем свидетельствуют небольшие холодные кострища. У кромки воды стоят ивы, не спешащие сбросить листву. Их желтые наряды - единственное украшение леса. Склон горы к югу от пруда покрыт буковым лесом. Листва опала и лежит толстым бурым ковром, создавая цветовой контраст голубеющим стволам деревьев. Берега пустынны. В тщетном поиске пропитания бродит местная кошка. Нет объедков от шашлыков и рыбы, нет и мышей. Полностью снесен и демонтирован дом, некогда построенный в верховье пруда. Исчезли и кучи бытового мусора, которые еще прошлым летом «украшали» опушку леса и берег водоема. Нет шлагбаума и будки контрольно-пропускного пункта.
Поляна выше пруда отмечена примыканием дороги, ведущей от автотрассы Терновка - Залесное. Следы машин есть, но их не много. Наш путь лежит по лесной дороге, изобилующей щедрыми лужами. Воды много, хотя дождей давно не было. Белесая грязь лежит по всей дороге, и обход каждой лужи оборачивается проблемой. Влево вверх уходит дорога к Ай-Тодорскому роднику. Она относительно сухая, но не лишена живописных луж. Для нас это непозволительный крюк, и, пользуясь всеми преимуществами движения в пешем порядке, мы идем напрямки. В этом месте русло ручья разливается очень широко. Поперек русла многочисленные глубокие следы попыток проезда различных автомобилей. Кто-то успешно преодолел брод, но есть и следы буксировки задним ходом. Дальше дорога под сенью леса резко взлетает на холм и приводит нас к придорожному монастырскому кресту. Мы на верном пути. Справа и слева следы одичавших фруктовых садов. Работники колхоза «Память Ленина» когда-то собирали здесь неплохой урожай. Теперь о нем напоминает только кислющая яблоня-дичка и почти сухая черешня. Балка носит название Монастырской. Так сложилось, что в стародавние времена рядом была деревня Ай-Тодор, а рядом монастырь. В 1475 году турки разрушили монастырь, а жителей деревни разогнали. И только в 1868 году по указанию императора Александра II Инкерманскому Свято-Климентовскому монастырю был выделен участок в лесах над Монастырской балкой. Так вернулось сюда православие, и на лесной даче наместника монастыря был построен храм святого Феодора, который и простоял в лесу до 1925 года.
Кроны деревьев смыкаются над головой, создавая затененный коридор. Небольшой взлет и дорога спускается к вратам Спасо-Преображенского скита. Один из братьев обители, заприметив нас, отпирает калитку и приглашает войти. С прошлого года есть изменения. Завершено строительство нового храма, и леса от его стен убраны. Нас пригласили осмотреть его. Храм отапливается современной дровяной печью. А освещается только свечами и лампадками. Электрической сети в ските нет. Внутреннее убранство храма скромное и уютное. Уже есть алтарь и вся необходимая утварь. В храме ведутся службы. Здесь же, в соседней комнате, размещена библиотека, явно располагающая к чтению. По традиции посетили церковь Преображения Господня. Красивое здание гармонично вписалось в лесной массив среди сосен, бука и граба. Испили чистейшей воды из источника святого Феодора.
В ноябре солнце быстро клонится к горизонту, хотелось успеть засветло пройти все лужи на дороге и посуху вернуться в Терновку. Вдоль лесной дороги на фоне синего неба ярко краснели ветви шиповника. Морозы еще не смягчили ягоды, а потому и птицы не торопятся лакомиться полезными плодами. Кусты просто усыпаны витаминами. В последних лучах вечернего солнца видели, как стая рыб устроила хоровод у берега. Вода просто бурлила в водовороте, а потом вдруг стихла и успокоилась.
Прогулка заняла около четырех часов, дала возможность насладиться тишиной и уединением. Последние осенние дни перед зимней спячкой. Со следующей недели начинаем готовиться к зимним походам.