От подводы до подлодки: история капитана 2 ранга Любимова

Капитан 2 ранга Анатолий Любимов рассказал свою историю жизни на земле и под водой

Мать Толика работала во Фрунзе возчиком - на подводе перевозила мусор из города на свалку или трупы - из больницы в морг. Часто брала на работу с собой сына. И вскоре 7-летнему пацану выделили отдельную подводу, и начался его персональный трудовой стаж. Попросился мальчик в конюхи, ухаживать за лошадьми.

Капитан 2 ранга Анатолий Любимов рассказал свою историю жизни на земле и под водой
Любимов с товарищами по службе.

Первые деньги заработал, но тянулся к чему-то другому. Дядя развел руками: «А что я тебе могу предложить? Разве что учеником к знакомому сапожнику пристроить»? И отвел в учебный комбинат. А тут и отца освободили, он к семье вернулся, на работу бухгалтером устроился. Толик научился тачать сапоги и стал зарабатывать неплохие деньги, приносить их в семью. Попросил маму велосипед купить, чтобы на работу ездить. В те времена велосипед был большой редкостью, но дядя помог найти его и купить. Счастье Толика оборвалось с криками мальчишек, которые бежали по городу: «Война! Война»! Это был 1941 год. Отец был уже в возрасте, военкомат признал его негодным к строевой службе. Прикрепили его в учебную автороту водителей готовить. Позже рота передислоцировалась в Нахабино под Москвой. Там отец и служил до конца войны...

Выход к морю

Из Фрунзе 19-летний Анатолий уезжал в Ленинград. Аттестат на руки получил 5 июля 1949 года, а в «Дзержинку» должен был прибыть не позже 7-го. От Фрунзе до Ленинграда трое суток пути. Еле убедил директора отдать аттестат, едва успел бегом на вокзал. Трое суток на верхней полке без одеяла и подушки. Но успел! По прибытии в Ленинград с трудом нашел училище. Предъявил документы и был допущен к сдаче экзаменов. Неожиданно объявляют построение и сообщают об открытии нового училища в Пушкине и о наборе туда курсантов. 8 апреля 1948 года было образовано 2-е Военно-морское инженерное училище (в/ч 62750) по подготовке специалистов по паросиловым и дизель-электрическим корабельным энергетическим установкам ВМФ. Из Киргизии было трое абитуриентов. Вот они и решили вместе в Пушкин ехать. Роту сформировали довольно быстро и привезли ее в Пушкин в здание без окон и дверей, но под крышей. На плацу прозвучала команда: «Ставьте палатки, стройте столовую. Обживайтесь. Это ваше училище!» Выдали матрасы, подушки и одеяла. А тут как раз дожди зарядили. Палатки протекают, постели сразу намокли. Кормили, правда, хорошо, грех жаловаться.

Вскоре инструмент привезли: лопаты, кирки, кувалды, ломы. Нужно строить училище, восстанавливать обрушившиеся стены, столярку вставлять. И только в ноябре курсанты покинули палатки и перебрались в некоторые комнаты каменного здания под крышу. До учебы, однако, дело не дошло. Продолжились строительные и хозяйственные работы. Но казарма была уже сухая. В декабре начались регулярные занятия в оборудованных классах. Учебников было достаточно. Командовал училищем с 1948 по 1952 год контр-адмирал Дмитрий Петрович Жмакин, начальником факультета был капитан 3 ранга Жуков. Пять с половиной лет учебы прошли незаметно. Курсовая практика проходила на Ижорском и ленинградских заводах. Дизельный факультет проходил практику на линкоре «Марат». Впервые подводную лодку Любимов увидел на курсовой практике в Севастополе. Это была подводная лодка Щ-203.

С первых дней в училище судьба свела Анатолия Любимова с Валентином Даниловым и далее вела их вместе по жизни. Даже в один взвод вместе с Даниловым попали в училище. И сейчас эта дружба продолжается...

Анатолий с родителями и братом.

Своя лодка

Сразу после государственных экзаменов курсантов переодели в офицерскую форму и распределили по флотам. Любимов рвался на Северный флот, но командование послало в Горький в воинскую часть № 42750. В отделе кадров повертели в руках документы лейтенантов и сказали: «Вашей лодки здесь нет». - «Как так? А где она?» - «Ваша лодка С-200 ушла в Баку для проведения ходовых испытаний». Поехали Данилов с Любимовым в Баку. А лодки и там нет. Прошла она ходовые испытания и возвращается по Волге на завод в Горький. Лишь неделю спустя нашел Анатолий свою лодку в Горьком, когда она уже готовилась к переходу на Северный флот. Через две недели начался поход лодки в плавдоке по Волго-Донскому каналу на север. А в Полярный лодка пришла уже своим ходом в ноябре. На С-200 Любимов прослужил два года командиром группы. Сдал экзамен на самостоятельное управление лодкой и был переведен командиром БЧ-5 на лодку С-181. Начали отработку курсовых задач и лодку перебазировали в бухту Ягельную, которую только начали обживать. Три лодки с одного борта плавбазы, три - с другого. К причалу лодки не могли подходить, он не был еще оборудован.

Курсант Толя Любимов.

В ходе службы на С-181 был взрыв дизеля. Вывались картеры 5 и 6 цилиндров в результате самопроизвольного пуска дизеля. Комиссия прибыла на лодку, разобралась, в чем дело: «Командир БЧ-5, бери ноги в руки, дуй за запасными частями. Звонок мы сделаем, встретят с пониманием. Бери сварщика, бери материалы и немедленно приступай к ремонту». С огромным трудом удалось всё необходимое собрать в нужном месте и в нужное время, всех мастеров пригласить. Задача была сложной, но Любимов ее выполнил оперативно.

Прежде чем попасть на Черноморский флот, пришлось освоить лодку 629 проекта. В Ягельной набирали экипажи. Отправили Любимова на К-113. Приняли лодку в Северодвинске, испытания прошли на Белом море. Загрузили пятого декабря лодку водой, топливом, маслом и послали на переход в Ягельную. Сутки спустя лодка пришла к месту назначения и разгрузилась.

Экипаж.

Лодку вернули в базу и начали набирать экипаж для атомоходов. Молодых выпускников училищ, с ориентацией на атомоходы, приняли на новые лодки. А дизелистов, со старых лодок, перевели на другие флоты. Любимов выразил желание продолжить службу на Черном море. Послали на лодку 613-го проекта. Вот так Анатолий Любимов попал служить на Черное море.

Товарищи подводники.

Черноморский флот

Сперва попал Анатолий в резервный экипаж лодки. Командиром лодки был капитан второго ранга Круглов. Замполит - старший лейтенант Никифоров. А командир БЧ-5 - капитан второго ранга Любимов Анатолий Антонович. Чуть позже капитан третьего ранга Грязнов присоединился к этому экипажу. И вот командование отправило этот неполный экипаж в море для отработки задач. С той поры Любимов в море ходил очень часто. Выходил неоднократно с резервным экипажем под командованием Алексея Лушникова. Завершал службу помощником флагманского механика - должность обязательная для уходящего из плавсостава командира БЧ-5.

Капитан второго ранга.

В 1975 году пришла пора демобилизоваться. В октябре того же года пригласили друзья-товарищи плавать четвертым механиком на танкер вспомогательного флота ЧФ. После того - работа старшим инспектором в Госрыбфлотинспекции. Потом пошел на завод №13 механиком-наставником на целых три года. Потом - завод имени Орджоникидзе.

Анатолий Антонович прошел с честью свой путь от подводы до подводной лодки.

Хобби Анатолия Антоновича Любимова - дача, сад, огород. В 2006 году с работой на предприятиях пришлось завязать. Весь ушел в огород: «Но море снится и по сей день. Нет ночи, чтобы море не увидел во сне!»

На 92-м году жизни Анатолий Любимов активно работает в Совете ветеранов-подводников Севастополя. День моряка-подводника России в марте 2021 года отмечал вместе с товарищами у памятника «Витязям черноморских глубин» на улице Героев Севастополя. Было о чем поговорить, кого вспомнить.

Василий Кондаков, Анатолий Любимов, Валентин Данилов и Анатолий Романов в Севастополе, март 2021 г.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 31 марта 2021

Заголовок в газете: От подводы до подлодки