Социальное страхование: как сэкономить время и силы

Электронные сервисы при поддержке ФСС РФ

Шаг на встречу к цифровизации сервисов сделал Фонд cоциального страхования Российской Федерации. Теперь более 18 услуг можно получить не выходя из дома, сэкономив при этом массу времени и сил. Новшества касаются не только физических лиц, но и работодателей. Больше ничего не нужно откладывать на потом, все можно сделать здесь и сейчас в режиме реального времени без предварительных договоренностей и звонков.

Электронные сервисы при поддержке ФСС РФ

На заседании ФСС, при поддержке издательского дома «Аргументы и факты», были рассмотрены актуальные на сегодняшний день вопросы, связанные с получением услуг и документов через электронный сервис. Так же во время «круглого стола» были рассмотрены действующие на территории Республики Крым проекты.

Во время заседания Сергей Бугаев, заместитель управляющего отделением ФСС по РК, заявил, что количество поступивших в 2019 году заявлений на предоставлении государственных услуг возросло и показатель превысил отметку 263 тысячи, по сравнению в предыдущем 2018 году их было получено всего 256 тысяч. Рост продолжился и в 2020 году, так за первое полугодие данный показатель был на уровне 138 тысяч.

Особое внимание было уделено новшеством, так: 

- На все 18 видов госуслуг, которые оказывает ФСС, заявление можно подать удалённо, — рассказал Сергей Бугаёв. — Плюсы очевидны: никаких очередей, оформление заявления в любое удобное время, экономия времени сотрудников, снижение бумажного документооборота.

В то же время минусы так же имеются, к примеру, требование о личном предоставлении оригиналов документов от заявителя для некоторых видов услуг до сих пор имеются. Но над этим вопросом уже работают специалисты, поэтому в скором времени для получения государственных услуг инвалидами, а именно выделении средств технической реабилитации по индивидуальной программе, оригиналы документов не потребуют. А работники, которые получили травму на производстве, могут получить компенсацию через ФСС без посещения отделения лично.

Социальный навигатор

Абсолютным новшеством при поддержке ФСС РФ «Cоциальный навигатор» стала новая функция – создание удобного для вас маршрута для посещенияcоциальных объектов. Распложенные в пешей доступности отделения уже нанесены на карту, поэтому включив режим «проводника» можно с легкостью добраться до указанного адреса. Разумеется, не все в силу своих возможностей, как физических, так и материальных, смогут воспользоваться данными технологиями, но благодаря удобному интерфейсу с помощью сети Интернет – это доступно всем.

Сотрудники ФСС заявили, что несмотря на свой возраст, а также при помощи родственников, люди пожилого возраста все чаще обращаются к электронным услугам, тем самым подавая заявления не выходя из дома, не стоя в очередях, без спешки и волнений.

Электронный листок нетрудоспособности

Как заявила начальник отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регионального отделения ФСС РФ по РК Елена Столыпинская «Электронные листки нетрудоспособности выдаются во всех регионах страны, собираются в единую базу. В 2017 году только 0,3% больничных выдавались в электронном виде. В следующем году их уже было 6,2%, в 2019-м — 40,6%. А уже в первом полугодии этого года 58,9% всех листков нетрудоспособности выдано в электронном виде». Рост электронных обращений связан с доступностью и простотой отправки заявления, а тенденция направлена на рост в связи с полной цифровизацией услуг.

- Уменьшаются расходы на производство бумажных бланков, усиливается контроль за расходованием средств ФСС — система прозрачна для контроля, — перечисляет преимущества электронного листка нетрудоспособности Елена Столыпинская. — Экономится время врача, пациента, снижается необходимость пребывания в местах скопления людей.

На сегодняшний день электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) – это наиболее часто запрашиваемый тип документов в рамках проекта ФСС РФ, именно поэтому при разработке приложения ему было уделено повышенное внимание. Так, ежедневно, более 300 человек отправляют запрос на получение ЭЛН. Теперь больше не нужно идти в медучреждение за справкой, ждать своей очереди, предварительно записываться к доктору на прием. Единственное, необходимо заранее написать соответствующее заявление о получение ЭЛН у лечащего врача и после выздоровления получить номер ЭЛН любым удобным для вас способом: на телефон, электронную почту или напрямую в бухгалтерию своего предприятия. При этом сам бухгалтер, сможет еще до вашего выхода на работу, получить в общей базе необходимые данные для проведения расчетов. Непосредственно выплатой пособий занимается сам Фонд cоциального страхования Российской Федерации.

Открытый контракт

Заместитель управляющего отделением ФСС РФ по РК Светлана Перегуда рассказала о электронном компоненте более подробно:

- Здесь выкладываются сведения о предстоящих закупках на сумму свыше миллиона рублей. Данные включают в себя техзадание, информацию о начальной максимальной цене контракта, требования к участникам, статус закупки, обращения и ответы на них. Просмотреть всё это может любой посетитель сайта, а также принять участие в общественном обсуждении закупки.

Открытый контракт – это открытая информация о проведенных Фондом cоциального страхования закупках. Действительно, это что-то новое, так как ранее все данные не публиковались в открытом доступе. Сегодня, каждый желающий, может узнать о выделяемых средствах на закупку слуховых аппаратов, путевок в санатории, инвалидных колясок, средств ухода, тростей, не выходя из дома. Данные о проводимых закупках, в том числе суммах и датах уже размещены.

Люди, которые не равнодушны к проблемам общества, могут также принять активное участие в обсуждении планируемых закупок, высказать свое личное мнение по этому поводу, тем самым повысить качество закупок ФСС.

Отсрочка по уплате взносов, проверки и полная информация о расчётах

ФСС совместно с Правительством Российской Федерации анонсировало хорошие новости в виде переноса сроков уплаты страховых взносов на обязательное cоциальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: за март 2020 года до 15.10.2020, за апрель 2020 года до 15.11.2020, за май 2020 года до 15.12.2020, за июнь 2020 года до 15.11.2020, за июль 2020 года до 15.12.2020. Об этом рассказала Ирина Воронова, начальник отдела администрирования страховых взносов Государственного учреждения-регионального отделения Фонда cоциального страхования Российской Федерации по Республике Крым. Специальные меры по обеспечению устойчивого развития экономики для малого и среднего бизнеса для 19 различных отраслей были обнародованы во время проведения заседания.

Ирина Воронова также добавила, что:

- Отсрочки (рассрочки) предоставляются на основании информации, полученной от налоговых органов о принятых решениях о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов в соответствии Правилами, утвержденными Постановлением № 409, на те же сроки, на которые предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов налоговыми органами. Решение о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов на обязательное cоциальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отменяется Фондом cоциального страхования Российской Федерации с начислением пеней со дня, установленного Федеральным законом для их уплаты, в случае, если по информации, полученной от налоговых органов, решение о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов отменено налоговым органом.

Фондом cоциального страхования отсрочка (рассрочка) по страховым взносам также распространяется на страхователей по страховым взносам на обязательное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев.

В рамках поддержки бизнеса, все плановые и внеплановые выездные проверки страхователей, за исключением внеплановых выездных проверок подписанного Президентом Российской Федерации поручения были отменены до 1 января 2021 года включительно. Контроль осуществляется посредством камеральных проверок страхователей на основании имеющихся в территориальных органах ФСС РФ документов, а также представленных страхователем копий документов, необходимых для проверки, с применением дистанционного взаимодействия со страхователями.

Чтобы отследить страховые взносы и не допустить просрочки и возникновение пеней, руководители крымских предприятий должны принять участие в новом проекте Фонда cоциального страхования «Информирование страхователей». В рамках которого ФСС гарантирует предоставление актуальной информации обо всех вступивших в силу и зарегистрированных в законодательстве Российской Федерации изменениях. Страхователь в свою очередь сможет видеть любые изменения реквизитов, сроков уплаты, возможной переплате, задолженности по страховым взносам, предстоящем обучении страхователей по вопросам обязательного cоциального страхования, сроков предоставления отчетности, изменения порядка заполнения и самих форм отчетности. Согласно данным ФСС РФ, более 50% страхователей уже присоединились к проекту и данный показатель растет.

Для получения актуальной информации на адрес электронной почты страхователю необходимо заполнить форму заявления на сайте регионального отделения Фонда: r82.fss.ru и предоставить оригинал или скан копию подписанного заявления в филиал Регионального отделения Фонда по месту регистрации любым удобным способом: по адресу электронной почты anketa@ro91.fss.ru, почтовым отправлением или лично.

Обеспечение предупредительных мер

На сегодняшний день за компенсацией за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний обратились уже более 10 страхователей, согласованная сумма составила более 1 млн руб. об этом на заседании заявила Юлия Белова, начальник отдела страхования профессиональных рисков Государственного учреждения-регионального отделения Фонда cоциального страхования Российской Федерации по Республике Крым.Также она сообщила, что для поддержки работодателей в стремлении обезопасить рабочие места, а также сократить вред, причиняемый здоровью сотрудников и обеспечить проведение ежегодных медицинских осмотров,ФСС РФ компенсирует часть расходов на данные мероприятия.

В связи с возникшей ситуацией, в условии пандемии COVID-19, в этом году был расширен перечень мероприятий, которые подлежат подлежащих финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов, в том числе, на время карантина были включены расходы на приобретение одноразовых масок и респираторов, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов, дезинфицирующих салфеток и кожных антисептиков, рециркуляторов воздуха, средств для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей, термометров.

Дополнительно Фонд компенсирует расходы на проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.

Так в 2020 году в бюджете Регионального отделения Фонда на финансовое обеспечение предупредительных мер было запланировано 46 720 ,00 тыс. руб., при этом фактическое согласование по состоянию на начало сентября получили 285 страхователей из 293 представивших заявления на общую сумму 36 348,38 тыс. руб. Больше половины средств пошло на проведение периодических медицинских осмотров — 18,6 млн руб. или 51,3%. Ещё чуть больше четверти (9,2 млн руб. или 25,2%) было потрачено на приобретение средств индивидуальной защиты работникам. 7,2 млн руб. или 19,3% работодатели израсходовали на проведение специальной оценки условий труда. Оставшиеся средства были распределены на другие мероприятия.