Теряем легенду: единственный в мире сельский трамвай не выходит на линию

Небольшое село Молочное расположено в 10 км от Евпатории.

Пейзаж типичен для западного Крыма: бесконечная асфальтовая дорога, разбросанные по степи дома и соленые озера, которых множество на западном побережье полуострова. Именно здесь находится интересная достопримечательность – одна из самых коротких трамвайных сетей в мире.

Небольшое село Молочное расположено в 10 км от Евпатории.
Трамвай в Молочном, 2009 г., фото: Майк Львовски

Более четверти века здесь каждое лето курсировал небольшой трамвай. Он состоял всего из двух старых, списанных в Евпатории, вагонов. Старенькие «Готы» из ГДР 50-х годов прошлого века яркой раскраски с характерной чайкой вместо номера украшали собой унылый степной пейзаж.

Полуторакилометровый маршрут состоял всего из двух остановок. Путешествие начиналось на окраине села, у пансионата «Береговой», и заканчивалось около одноименного пляжа. Постояльцы пользовались бесплатным проездом, местные жители и другие туристы вносили скромную плату - стоимость, как и в городском трамвае Евпатории.

фото: Майк Львовски

Трамвай в селе появился не случайно. Пансионату требовался способ доставки людей до пляжа. Об истории возникновения путей в Молочномв нам раньше рассказывала бывший директор «Берегового»Татьяна Чистякова: "Наш пансионат рассчитан на 450 человек, и подвозить людей к морю на автобусах ЛАЗ всегда было неудобно: в салоне жарко и тесно. А строить ближе его нельзя было по объективным причинам: зимой озера разливаются и все вокруг затапливает. Я искала какой-то более удобный транспортный вариант для наших отдыхающих. И случай в 1987-м свел меня с представителями Коростенского отделения Юго-Западной железной дороги. После трагических событий на Чернобыльской АЭС они искали пансионат, куда можно было бы вывозить на оздоровление своих работников из загрязненной зоны. Но у нас же лишних путевок не было, пришлось договариваться с ними о долевом участии в развитии "Берегового". Так и вышли на совместное решение транспортного вопроса. Сначала думали о дрезине, но она работает на бензине, и это бы наносило ущерб экологии, вокруг же озера с целебными грязями. А трамвай – самый безвредный для природы вид транспорта".

Уже в 1989 году в Молочном появилась своя собственная трамвайная линия.

По воспоминаниям местных жителей добираться до пляжа на трамвае было удобно. Неспешное покачивание вагонов и разливающаяся из открытых окон прохлада успокаивали и расслабляли после активного, проведенного на море дня. Из окна трамвая можно было понаблюдатьза размеренным ходом жизни крымской степи и полюбоваться мелькающими на горизонте «тарелками» телескопов Центра дальней космической связи.

фото: Майк Львовски

Но уже с летнего сезона-2014 трамвай выходил на линию  с перебоями. Окончательно, по официальным данным, линия закрыта уже 4 года. Сейчас идет сложная процедура продажи пансионата. Трамвайная система, состоящая из самой сети, депо и собственной подстанции, выставлена на торги.

Текущая ситуация плачевна. Рельсы заросли травой, кустами. В некоторых местах через шпалы проросли деревья. Пути оставались незаметными со стороны дороги, если бы не высокие столбы контактной линии.

Пляж в Молочном и сейчас пользуется популярностью у туристов. В этом месте широкая береговая полоса светлого песка плавно переходит в бескрайнюю морскую гладь. Отдыхающих привлекает мелководность и отсутствие камней. Вдоль озер и степной полосы припарковано много машин. Здесь можно встретить людей как из разных регионов России, так и из Украины, и непризнанных республик ДНР и ЛНР.

Впечатления у туристов смешанные. Алексей уже много лет приезжает в июле в Молочное:

- Мне всегда здесь нравилось. Очень приятный пляж, совсем не глубоко. На трамвае было легко добраться. Быстро, просторно. Я по нему скучаю, была какая-то изюминка.

Слухи о реставрации трамвайных путей и перезапуске движения уже несколько лет ходят и здесь, и в соседней Евпатории. В то же время сами сельчане в восстановление трамвайной сети не верят:

- Это больше никому не нужно. Люди, которые этим занимались, уже давно оставили свою работу, – делится мыслями местная жительница Инна, – они привыкли добираться до пляжа на велосипеде и пешком. Вместо трамвая теперь ходят автобусы.

На месте остановки «Пляж», на платформе, размещен паркинг. Автобус останавливается на конечной каждый час. Этим летом рейсы выполняет одна из евпаторийских транспортных компаний.

Кажется, местных это вполне устраивает:

- Мне без разницы. Но автобус все-таки удобнее. Он отходит из центра села, – сетует Инна,– на море я так-то бываю редко. В основном хозяйством занимаюсь, на отдых немного времени.

Как бы к нему не относились, местный трамвай – уникальная достопримечательность. За свою сравнительно недолгую жизнь он прославился на весь мир. Ничего подобного не было ни в одной стране - единственый в мире сельский трамвай с самой короткой на планете трамвайной линией. Да, и немецкие бегунки - две "готы" 1954 и 1957 гг. выпуска были самыми старыми в мире, действующими трамваями. Ценители этого чуда-техники специально приезжали из разных уголков России и мира, чтобы пувидеть старый трамвай и прокатиться по самому короткому пути... В других курортных регионах о таких достопримечательностях только мечтают, а у нас она запросто пропадает, уходит в утиль...

К сожалению, иногда хозяева диковинных вещей сталкиваются с финансовыми трудностями. Так погибают большие и малые чудеса. И сейчас еще не до конца ясно, услышат ли снова гости и жители села Молочное стук трамвайных колес.