Секреты Севастополя: что за 120 лет происходило с береговой батареей №11

Среди севастопольских музеев под открытым небом береговая батарея №11 занимает особое место.

 Расположена она практически в центре города, на улице Владимирского (до 6 июня 1974 года - улица Амурская), но в перечне экскурсионных объектов появилась только несколько лет назад.

Среди севастопольских музеев под открытым небом береговая батарея №11 занимает особое место.

В этом году минуло 120 лет со дня завершения строительства береговой батареи №11. Построена она в 1898 - 1900 гг. для защиты главной базы флота от неприятельских кораблей. На ней для кругового обстрела на станках Дурляхера было установлено восемь 9-дюймовых мортир образца 1877 года. По замыслу командования, мортиры навесным огнем должны были поражать палубы вражеских броненосцев, бортовая броня которых не пробивалась прямой наводкой береговых орудий. Над уровнем моря позиции возвышались на 51 метр. Расстояние между осями вращения орудий - почти 11 метров. Дворики со стороны моря были защищены 3-метровым слоем бетона и 13-метровым земляным бруствером. По 135 снарядов могло храниться в каждом из трех снарядных погребов. Входы в погреба прикрывали сквозники. В I Мировой войне батарея не сыграла никакой роли. А к началу Великой Отечественной это фортификационное сооружение по тактико-техническим данным утратило свое значение как артиллерийская батарея. Орудий на ней уже не было. Батарея стала станцией наблюдения и связи береговой обороны, позже ей придали функцию командного пункта.

Командный пункт

В первые дни обороны города в железобетонных казематах батареи разместился командный пункт береговой обороны под командованием генерал-майора береговой службы Петра Моргунова. Чуть позже, 6 ноября, здесь же разместился и штаб Приморской армии под командованием генерал-майора Ивана Петрова. В казематах нашлось место для командного пункта начальника артиллерии Приморской армии полковника Николая Рыжи (позже - генерал-полковника артиллерии) и КП начальника артиллерии Береговой обороны подполковника Бориса Файна (пропал без вести у 35-й батареи 2 июля 1942 г.).

После освобождения Севастополя батарея утратила свое значение и как командный пункт, и как штаб Приморской армии. Казематы приходили в запустение. В 50-х у стен батареи оборудовали памятное место. В одном из четырех орудийных двориков даже установили два корабельных 130-мм орудия Б-13 с эсминца «Бойкий», который защищал город во время войны, поддерживал огнем войска, привозил пополнение и боеприпасы, эвакуировал раненых.

Народный музей

После развала Советского Союза памятное место было заброшено. Охотники за металлоломом положили глаз на батарею. Часть бронированных дверей была срезана, в казематы начали свозить мусор. В пионеры возле орудий уже не принимали, праздничные линейки и митинги не организовывали. Всё реже появлялись цветы у мемориальной доски и у орудий. Горы мусора росли. Это не оставило равнодушным выпускника севастопольской «Голландии», сына участника войны, флотского разведчика. После увольнения с флота подводник-атомщик Владимир Семенов собрал единомышленников и создал некоммерческую организацию «Севастопольское общество содействия развитию 11-й береговой батареи». Уже несколько лет энтузиасты стараются привести в порядок казематы, расширить импровизированный музей.

- В 2011 году, 8 декабря, мы вскрыли эти казематы, - вспоминает Владимир Александрович. - Мусора в них оказалось чуть ли не под потолок. Десятки самосвалов вручную погрузили и отправили на свалку. И мы решили создать экспозицию, которая бы рассказывала не о генералах и адмиралах. О командном составе флота и армии есть экспозиции во многих музеях страны. Мы хотели рассказать о простых солдатах, которые сидели в окопах, о моряках, которые ежедневно отражали вражеские атаки.

Уже с первых дней создания экспозиции севастопольцы стали приносить интересные экспонаты. Это не только образцы вооружения и боеприпасов времен войны, но и предметы быта - от утюга и чайника до швейной машинки, гармошки, настенных часов. Теперь здесь можно увидеть макеты стрелкового оружия, осколки снарядов различного калибра, гильзы артиллерийских орудий, солдатскую посуду. Есть алюминиевая фляга, пробитая тридцатью осколками.

Эхо войны

В 70-х годах прошлого века практически в каждом севастопольском дворе можно было найти - остовы винтовок и автоматов разной степени сохранности, пистолеты и ракетницы, рубашки от гранат, гильзы, корпуса от противопехотных и противотанковых мин, болванки и осколки артснарядов и авиационных бомб, минометных мин. Каждый год часть из них сносилась на школьные дворы при сборе металлолома. Но для музеев в таких экспонатах недостатка не было. Реже сохранялись личные вещи бойцов - котелки, кружки, ложки, бритвенные приборы. Еще реже - записные книжки, фотографии, письма и газетные вырезки разных лет.

Постепенно в казематах батареи начала складываться экспозиция из бытовых вещей времен 30-60-х годов. Вот тогда и появилась задумка создать копию класса подземной школы. Но сперва в одном из помещений казематов уже была оборудована экспозиция подземного госпиталя. Здесь есть различные флаконы и склянки из-под лекарств, медицинские инструменты, которыми пользовались эскулапы. Подарили музею ручную машинку для стрижки волос. Здесь же на чугунном станке стоит действующая швейная машинка «Zinger». Хоть сейчас шей женское платье по истрепанному учебнику-руководству для швеи. На стене висят старинные часы, стрелки которых символически установлены на времени первой бомбардировки города 22 июня 1941-го. Есть действующий радиоприемник 1939 года выпуска, черные тарелки проводного радио. В соседнем помещении оборудован класс подземной школы времен 1942 года. Здесь керосиновые лампы различных модификаций, чернильницы-непроливайки, ручки с перышками, деревянные струганые столы и табуретки, тетради и прописи...

Севастополь - единственный город в Советском Союзе, где в 1941-1942 учебном году практически не прекращались занятия в девяти подземных школах. Ежедневно 77 учителей проводили от 4 до 6 уроков. В 20-х числах мая всем ученикам (2440 человек) были вручены табели и аттестаты. Надежность таких школ была столь велика, что за весь учебный год с декабря по май в школах не погиб ни один ребенок.

Владимир Семенов отмечает, что ребята-современники на экскурсии в казематы ведут себя тихо, не шумят, не галдят. Они внимательно слушают гида и только потом задают вопросы. В подземном классе при керосиновых лампах они пишут краткие сочинения, макая перьевые ручки в чернильницы. Иногда их угощают свежим чаем из солдатских кружек. Но на весь класс экскурсантов полагается одна столовая ложка сахара. Ломтики черного хлеба или сухари пользуются спросом. Старшеклассникам доверяют массагабаритные макеты (ММГ) автоматов и винтовок. Три-четыре раза по склону горы пробежится парень с автоматом ППШ весом 6 кг, вспотеет. И совсем по-иному воспринимает рассказ о войне. А пулемет с патронами (15 кг) и пот, катящийся градом, заставляют на все экспонаты музея другими глазами смотреть.

Исследовательская работа

Помещение второго каземата занимал штаб Приморской армии.

- Мы пытаемся воссоздать экспозицию штабного помещения, - рассказывает Владимир Семенов. - Здесь есть рабочий стол, за которым сидел генерал Петров, есть планшеты и карты. Помещение было в очень плохом состоянии, ремонт его еще не закончен. Но уже есть действующие радиостанции советского и американского производства времен войны. В дальней комнате хотим оборудовать кинозал и показывать посетителям 10-минутные документальные фильмы. Нашли в городе списанный киноаппарат под 16-мм кинопленку. Есть несколько фильмов.

Исследовательская работа продолжается. Пока пополняется экспозиция этого необычного музея, удалось под слоем штукатурки найти замурованную дверь. За ней небольшое помещение, в котором лет 40 никто не бывал, и… новая загадка. В стене явно видна следующая дверь, заложенная грубой каменной кладкой. Что за ней - пока никто не знает. Есть еще одно перспективное направление поиска. По имеющимся сведениям, от ББ №11 до ББ №10 (где сейчас яхт-клуб флота) существовала потерна. Из уст в уста передавалась такая легенда. Так ли это, был ли подземный ход, сохранился ли - еще предстоит выяснить.

Загадка дыры: как пенсионеры раскопали подземную пирамиду

Загадка дыры: как пенсионеры раскопали подземную пирамиду

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 27 мая 2020

Заголовок в газете: Береговая батарея №11

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру