Ольга Полякова на КЖД проработала 38 лет. Знала весь коллектив, помнила многих руководителей. 2014 год стал самым счастливым. В Крыму началась новая жизнь, вдохнуть которую обещали и в железную дорогу.
– Когда пришел новый директор, начались первые увольнения, – вспоминает Ольга. – Якобы есть установка снимать крымских руководителей. Я в это не верю до сих пор.
По словам Ольги, увольнять могли по незначительной причине, чаще просто придираясь. С 2015 года состав крымских железнодорожников претерпел серьезное сокращение. На место компетентных кадров приходили люди без опыта работы, хотя ж/д дорога – это, прежде всего, безопасность.
Сотрудники рассказывают, что руководство с ними не церемонится. Люди не понимают, зачем их настраивают против России... Создают такие условия, что некоторые работники морально не выдерживают и сами увольняются. Ветераны предприятия не понимают смысла сокращения штата, когда железная дорога должна была оживать.
По словам сотрудников, весьма ощутимая разница и в зарплатах: кадрам с материка платят в 2-3 раза больше местных. На получение ипотеки (предприятие компенсирует проценты) в приоритете руководящие должности и приезжие. Пробовали обращаться к председателю профсоюзной организации КЖД – безрезультатно: начальник всегда прав.
Владимир (фамилию по его просьбе не называем - прим.авт.) работает на железной дороге более 30 лет.
– Ни одного не заменили лучшим работником. За 5 лет предприятие уничтожено, – с сожалением говорит сотрудник КЖД. – На железную дорогу возлагают большие надежды. Пассажирские поезда пошли, а с грузовыми будут проблемы. С крымской стороны до сих пор не построили комплекс системы безопасности.
Мы обратились за разъяснениями к руководству КЖД. В личной встрече в виду занятости гендиректора нам было отказано, но мы получили письменный ответ от первого заместителя гендиректора Алексея Красоткина. На вопрос, насколько сократился штат сотрудников с 2014 года, нам ответили уклончиво, сославшись, что в связи с избыточностью персонала на объемы выполняемых работ, отсутствием пассажирских перевозок и железнодорожного сообщения с материковой частью, необходимостью повышения конкурентоспособности предприятия и с целью дальнейшей возможности повышения уровня оплаты труда и экономической рентабельности предприятия, на дороге был проведен ряд организационно-штатных мероприятий.
– Прием сотрудников осуществляется в установленном трудовым законодательством РФ порядке, при наличии у соискателя соответствующей квалификации и опыта работы, – утверждает Алексей Владимирович. – Предприятием ведется статистическая и внутренняя отчетность по персоналу, среди которой учет работников по территориальному признаку не предусмотрен. Оклады работников предприятия формируются на основании локальных актов ФГУП «КЖД», разработанных на основании действующего законодательства РФ, с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета.
По словам первого заместителя гендиректора, с каждым работником проводят разъяснительные беседы с целью недопущения возникновения в коллективе напряженных ситуаций.
Юрист Наталья Осолодкина, к которой мы обратились за комментарием, оказалась в теме: два года назад она консультировала проводницу из Джанкоя, которая жаловалась на невыносимые условия работы. Наталья считает, что сейчас самое время отстаивать свои права. Сегодняшняя ситуация с коронавирусной инфекцией заставила поставить соблюдение прав работников на первое место. Но коллективу КЖД нужно выступить единым фронтом. Причем можно привлечь и бывших сотрудников.
– КДЖ находится в структуре Федерального агентства железнодорожного транспорта, надо обратиться туда, – объясняет юрист. – К сожалению, профсоюзы сейчас редко отстаивают права работников. Но вот генпрокуратуру могут заинтересовать эти нарушения, если они поступят от группы лиц. Также нужно обратиться в инспекцию по труду РК. Когда обращений 1-2, значит, это скандальный работник, когда 20-40 – там явно что-то не так.