На этот раз события, запечатленные на фото, развернулись на арене цирка.
О, спорт, ты - мир
Впрочем, спортивный след в истории этого кадра всё же просматривается, и довольно четко. Дело было в далеких восьмидесятых. Виктор Дрозд уже не помнит точную дату начала отсчета событий. Ориентир такой: в мае 1983 года наш собеседник смотрел спортивную передачу по телевизору…
- Каналов тогда было всего два или три, - вспоминает Виктор Дрозд. - Я смотрел пятнадцатиминутную спортивную передачу. Помню, в ней принимали участие звезды советского футбола Олег Блохин и Леонид Буряк. А в качестве гостя из-за границы, которому, собственно, и была посвящена программа, присутствовал эстрадный певец из Югославии Ивица Шерфези. Тогда, в восьмидесятые годы, имя этого певца было хорошо известно советским людям. «Любите, пока любится», «Клен ты мой опавший» - эти песни в его исполнении были знакомы всем!
Следует отметить, что поющему гостю из дружеской Югославии совершенно не случайно посвятили передачу в спортивном стиле. Ивица Шерфези был близок к спорту. Он играл в теннис и гольф, а еще страстно болел на футбольных и хоккейных трибунах. Встреча такого человека с лучшими футболистами Советского Союза - настоящая находка для телевизионной передачи. Однако судьба распорядилась так, что и Виктор Дрозд, фотограф, в портфолио которого представлены блестящие снимки со стадионов, имеет еще одно большое пристрастие - музыку.
- Всё, что связано с искусством, с музыкой, нужно мне как воздух, - признается собеседник. - Пятилетним мальчиком я играть на гармошке со сцены, потом освоил баян. Бах, Моцарт, Вивальди - я с удовольствием слушаю классику. Когда состояние души легкое и танцующее - для меня поют Джо Дассен, Далида, Тото Кутуньо. Как-то, скачивая музыку в Интернете, я вспомнил, что в юности был счастливым обладателем винилового диска Джордже Марьяновича. Именно это воспоминание привело меня к архиву, где хранился снимок другого зарубежного певца - Ивицы Шерфези. Впрочем, не будем забегать вперед и вернемся к событиям мая 1983 года. Ивица Шерфези и его музыканты прибыли на гастроли в столицу советской Украины, город-герой Киев. На экраны телевизоров вышла передача с участием югославского спортивного музыканта, которую удалось посмотреть Виктору Дрозду. А уже в июне Ивица Шерфези приезжает к нам, в Симферополь, и дает концерт на арене городского цирка. Это было привычно для Симферополя. На арене цирка пели Алла Пугачева, Валерий Леонтьев и, как выяснилось из рассказа нашего собеседника, Ивица Шерфези из дружеской Югославии.
Уникальный кадр
- Я увидел афиши и решил непременно пойти на Ивицу Шерфези и его коллектив, - рассказывает Виктор Дрозд. - Уже не помню, как в моих руках оказался пленочный фотоаппарат Asahi Pentax, но к цирку, окончив работу, я пришел за пару часов до начала концерта. Занял позицию возле черного входа и принялся ждать зарубежного артиста.
Надо заметить, что в памяти собеседника очень хорошо сохранился образ нашего цирка советских времен. Главная особенность - здание под куполом можно было обойти вокруг. Оно не было сковано соседством точечной застройки. Если смотреть на цирк с улицы Горького, справа находился черный ход. Неподалеку от него благоухала ароматами лучшая городская блинная, где можно было заказать блины с любой начинкой - от мясного фарша до меда и варенья. Там, неподалеку от блинной, Виктор Дрозд подготовился встречать Ивицу Шерфези.
- Ждать долго не пришлось, - возвращается в прошлое собеседник. - Вскоре певец подошел к черному ходу в цирк. Никакой охраны, никакого эскорта. Простой, скромный и очень доброжелательный человек. Я поприветствовал его, он откликнулся на отличном русском языке, и у нас завязалась дружеская беседа. Говорили, конечно, о футболе! Время пролетело стремительно - мы не заметили, как провели за разговором целых полтора часа! Не знаю, чем бы всё это кончилось, не взгляни случайно Ивица на свои часы. Он пригласил меня на концерт и поспешил в цирк готовиться к выступлению.
Конечно, в ходе пылкого обсуждения футбольных страстей Виктор Дрозд не забыл сфотографировать нового друга. Потом он сделал несколько снимков в здании цирка. А после концерта, который прошел с большим успехом, крымский фотограф и югославский музыкант не встретились. Виктор Дрозд пеняет на спешку, с которой он уходил из цирка. Нужно было успеть на общественный транспорт, чтобы добраться домой. Виктор Дрозд живет в отдаленном районе, пешком из центра города добираться очень сложно.
- Это была первая и последняя для нас встреча, - рассказывает Виктор Дрозд. - Я сложил негативы в архив и продолжил привычную жизнь. В объектив попадали футбольные матчи, участники фестиваля «Крымские зори», лица людей и события из жизни. Так прошел не один десяток лет. Сменилась эпоха, продвинулась техника. В 2012 году я стал осваивать компьютер, конечно, закачивал музыку. И вот, случайно провел параллель между Джордже Марьяновичем и Ивицей Шерфези. Вспомнился концерт в нашем цирке, знакомство с музыкантом и снимок, оставшийся в архиве.
Жизнь коротка, искусство вечно
Конечно, возможности Интернета пробудили у нашего собеседника желание разыскать давнишнего знакомого и переслать ему снимок, сделанный в далеком 1983 году. Опыта работы с компьютером у Виктора Дрозда практически не было, и поиск Ивицы Шерфези стал очень сложной задачей.
- Я искал его очень долго, а Википедия отсылала меня куда-то в Мирогой, - вспоминает Виктор Дрозд. - Что за Мирогой такой, я никак не мог разобраться. А потом докопался до сути. Есть в хорватском городе Загреб знаменитое Мирогойское кладбище. На нем нашли покой известные деятели культуры, ученые, политики и богословы. 29 мая 2004 года на Мирогойском кладбище появилась могила Ивицы Шерфези.
Май 2004 года, последний месяц весны, похожий на тот май 1983 года, когда в советском Киеве цвели каштаны, украшая гастрольный тур югославских музыкантов, стал последним месяцем на жизненном пути 68-летнего певца. Фотография из архива Виктора Дрозда не смогла долететь по электронной почте до адресата в Загребе. Но крымские фотографы не привыкли отступать.
- Можно сказать, что мне повезло, - признается Виктор Дрозд. - Я отыскал человека, увлеченного творчеством Ивицы Шерфези. Это женщина, она живет в городе Сочи. Мы познакомились и стали переписываться. Выяснилось, что моя новая знакомая побывала в командировке в Загребе. Она посетила Мирогойское кладбище и нашла могилу любимого певца. А еще ей удалось выяснить, что у Ивицы остались жена и две дочери.
Известие о том, что близкие люди музыканта живут и здравствуют, пробудило у Виктора Дрозда новое желание. Теперь фотограф хочет разыскать их, чтобы подарить портрет, сохранившийся в архиве с 1983 года. Черно-белый снимок, который получился с помощью камеры Asahi Pentax, наполнен светом от улыбки счастливого человека. Смотришь в глаза Ивицы Шерфези и нисколько не сомневаешься, что он умел любить, пока любится. Попавшие в кадр часы, стрелки которых уберегли певца от опоздания на собственный концерт в нашем цирке, не только подтверждают подлинность необычной истории, но и в который раз напоминают старую истину: жизнь коротка - искусство вечно.