Как немец вернулся в Крым и организовал преуспевающее хозяйство

Ферма Вилли Мартинса

За самым вкусным сыром из козьего молока со всего Крыма едут на «Монтанай». Это фермерское хозяйство в Раздольненском районе также славится растениеводством, молочным и мясным животноводством. Там всем заправляет Вилли Мартинс.

Ферма Вилли Мартинса

Он восхищен и влюблен в полуостров, называя Крым землей своих предков, Вилли уважительно относится к российскому государству, заверяя, что в нашей стране есть все условия для жизни, нужно только дать возможность работать.

По зову предков

           Родственники Вилли живут в разных странах мира - в Бразилии, Канаде, Парагвае… И себя он считает гражданином мира. Детство его прошло в Казахстане среди депортированных народов. После окончания Алма-Атинского зооветеринарного института он работал на руководящих должностях в сельском хозяйстве Казахстана. В 1993 году переехал в Германию, где устроился на фирму по производству сельхозтехники. В 1997-м руководство фирмы отправило его главой представительства в Москву. А спустя 10 лет он почувствовал усталость от такой работы и поехал в Крым, в Раздольненский район, где жили его предки.

           - В царские времена село Новоселовское называлось Эльгеры-Монтанай, или хутор Мартинсов, - рассказывает Вилли. - Здесь на более чем 4 тыс. десятин земли мои предки занимались растениеводством, выращивали лошадей и были основными поставщиками коней в российскую армию в Крыму. А у другого прадеда было одно из самых больших овцеводческих хозяйств в Восточном Крыму. Крымская земля притянуло и меня. Мне всегда хотелось заниматься сельским хозяйством.

           На земле предков Вилли застал разруху. Земли бывшего колхоза не обрабатывались многие годы, имущественные паи были разделены и заложены в банке. Предприимчивый немец решил заключить договора аренды с владельцами, взяв для начала 1400 гектаров земли. Сегодня это уже около 3 тыс. гектаров и успешное фермерское хозяйство: семья Мартинсов разводит овец и коз, производит сыропригодное молоко, выращивает пшеницу, ячмень, горох, подсолнечник, лен.

           - У сельскохозяйственных животных потомство наследует приспособленность к местным условиям, адаптацию к сложностям, а от папы - продуктивные качества: шерсть, мясо, молоко. Я купил немецких баранов и скрещивал их с местными матками. В итоге получил тех овец, которых хотел. Все восхищаются западными технологиями, а я не сторонник перенимать всё подряд из-за границы. Нужно выявлять главный узел или технологический момент и применять к нашим машинам, технологиям или местным реалиям. В случае с животноводством это производитель, - убежден фермер.

           Рассказывать о производстве без дегустации Вилли не может, поэтому гостеприимно угощает козьим молоком. Козье молоко известно как самое полезное, гипоаллергенное, по составу его можно сравнить с грудным. Специалисты в один голос твердят, что это целебный продукт. Тем не менее, с легким опасением подношу стакан, вспоминая о возможном специфическом запахе молока. И тут меня ждет приятная неожиданность: молоко абсолютно без постороннего запаха. Вкусное и чуть сладковатое.

           - Мы не уходим в питьевое молоко, делая ставку на сыропригодное, - продолжает хозяин. - Наша фишка, что мы готовим сыры из молока не коровы, а козы, но тут много тонкостей. Во-первых, мы подбираем и балансируем кормление, отказываемся и ищем альтернативу некоторым лекарствам. Каждая порода производит молоко разной жирности, содержания белка, поэтому, чтобы найти тот самый вкус, я их и скрещиваю. Моя цель - стать основным поставщиком не просто молока, а именно качественного сыропригодного козьего молока в Крыму. Есть еще мечта - доить овец, как делали мои предки.

           Разведение овец Вилли называет своим хобби. Рассказывает, что, когда родился сын, им с женой Светланой захотелось экологически чистого мяса. Лучше молодой ягнятины продукта нет. Особенно если не только правильно приготовить, но и качественно вырастить. Поэтому семейство Мартинсов ест только свое мясо.

           Из-за отсутствия пастбищ, овец немного - около 150, коз - свыше 500. В следующем году Вилли хочет увеличить поголовье до 1000, а глобальная цель - 3 тыс. дойных коз.

           Радушный хозяин приглашает за стол, чтобы угостить деликатесом, который мало где найдешь - выдержанный сыр из козьего молока. Начинать нужно со свежих - 3, 5, 15 месяцев, переходя к сыру 22-месячной выдержки, который из-за своей насыщенности надо есть последним. Вот нежнейший сычужный сыр с добавками зелени, паприки, орехов, сушеных помидоров, гауда 5-месячный и 11-месячный - это два разных вкуса, кому-то канестрато покажется пикантным, кому-то - сладким.

           Ценители гастрономических изысков за особенными продуктами отправляются на фермерские подворья. Развитие сельского туризма предусматривает домашнюю кухню с экологически чистой продукцией. Это всё есть у Мартинсов, но купить его сыры вы нигде не сможете. Сегодня это хобби, угощение для друзей и гостей, но выйти на рынок и покорить отдыхающих и жителей Крыма мешают бюрократические условности.

Мечты и планы

           Мечтая открыть сырный цех, Вилли обратился в Роспотребнадзор РК. Там ему рассказали, что по закону РФ сыроварня должна находиться не менее чем в 1 км от населенного пункта и в 1 км от животноводческого пункта. Затем необходимо пробурить скважину, сделать очистные сооружения, от каждого угла здания в 100 метрах высадить лесополосу и оградить всё забором. Помимо этого, на каждый сыр нужно сделать сертификат. Один сертификат стоит 90 тыс. рублей. Пока чиновник диктовал условия, фермер мысленно подсчитывал расходы и понял, что этот бизнес ему не потянуть. В прошлом году они производили 600 литров молока в день, это максимум 60 кг сыра - стоит ли это бурения скважин? Вот и желание делать сыр пропадает.

           А жаль, ведь выдержанный твердый сыр из козьего молока мог бы стать крымским брендом…

           Как же удивился Вилли, когда в этом году в Московской области коллеги-козоводы похвастались уже утвержденным проектом сыроварни, который прошел согласование тех же организаций, что и в Крыму, но только с другими цифрами и расстояниями. Бизнесмены с материка озадачились: а по каким законам работает Крым и почему чиновники не помогают развитию своего региона?

           Когда Вилли понял, что ему не светит выпускать сыры, решил сконцентрироваться на производстве самого лучшего вида молока - сыропригодного. Не без гордости немецкий фермер говорит, что их молоко, произведенное на крымской земле, получило высокую оценку французского эксперта.

           Для производства хорошего сыра нужно качественное молоко. Фермерам разрешено продавать свое молоко только на сертифицированных рынках, но они есть не во всех районах. Сегодня удалось наладить сотрудничество с Джанкойским молочным заводом, который закупает свежий продукт у Мартинса и делает из него свой сыр.

           По характеру Вилли оптимист, он не привык жаловаться, он из тех людей, которые готовы предлагать решения, а главное - ни в коем случае не опускают руки. Не получилось в одном - он пойдет другим путем.

           - Я очень рад, что Крым развивается, но, если бы местные чиновники больше помогали нашему главе республики Сергею Аксенову, тогда бы всё двигалось быстрее, - размышляет фермер. - У Крыма сейчас есть уникальная возможность. Если на материке огромные агрохолдинги «душат» мелкие предприятия, то у нас, благодаря санкциям, пока нет таких крупных. Здесь можно работать, и пусть меня закидают тапочками, но я люблю российские налоги. Конечно, всегда хочется большего, хочется, чтобы нам не мешали и давали больше работать.

           Если господдержкой в растениеводстве пользоваться выгодно, то программы помощи в животноводстве обставили таким количеством условностей, что для фермера они не интересны. Вилли поддерживает предложение Владимира Пyтина убрать госстандарты, составленные когда-то для огромных перерабатывающих предприятий, так как они не соответствуют нынешнему времени.

- Таким мелким фермерам, как я, тяжело соблюдать условия этих стандартов, и мы не можем представить покупателю индивидуальность нашей прекрасной продукции, - сожалеет он.

           Вилли делится еще одной своей мечтой. С 2005 года он пытается взять в аренду поля, 367 гектаров хорошей земли, которые юридически принадлежат Минобразу РК, а на деле уже больше 15 лет пустуют.

           - Министерство от земли не отказывается, но при этом ее не обрабатывает, - замечает фермер. - В дневнике своего прадеда я прочитал, что это были его лучшие поля. Он был очень горд собой, что сумел купить эти земли у знаменитого мэра Евпатории господина Дуванова. Хочу ходить по той земле, где ходил мой прадед, хочу, чтобы плодородная крымская земля приносила пользу. Но на протяжении 15 лет не удается решить вопрос. Обращался к главе республики, но пока могу только смотреть на эти поля издалека.

           Вилли Мартинс - энтузиаст. Он, как и его продукция, могут стать крымской изюминкой, магнитом для туристов и гордостью жителей, что на нашей земле работают и производят такие вкусные и здоровые деликатесы. Нужно только услышать фермера, помочь и дать возможность спокойно заниматься любимым и столь полезным делом.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 22 апреля 2020

Заголовок в газете: Ферма Вилли Мартинса

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру