Крым великолепный: Инжир в предчувствии весны

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно

Воскресную прогулку в урочище Инжир мы начали с набережной Назукина в Балаклаве. От пляжа «Городского», в народе именуемого Лягушатником, крутая железобетонная лестница, построенная на рубеже XX и XXI веков местным предпринимателем, вывела к вырубленной в скале дороге.

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно

Лестница - вовсе не плод филантропии. Просто владельцу судоремонтной компании на тот момент хотелось начать строительство гостинично-оздоровительного комплекса на этом участке горного склона. Лестница за 20 лет обветшала, балясины выпали из своих гнезд, ограждение на многих маршах обрушились. А вот дорога в скале, пробитая не позже XIV века, стоит как новая...

В царство подснежников

По балке Кефало-Вриси (Голова источника) тропинка выводит к заброшенному радиопосту и на Большую Балаклавскую тропу. Крутой склон местами порос держидеревом. Здесь всегда было царство крокусов и чабреца, в мае серебрился, перекатываясь волнами на ветру, ковыль. В конце прошлого года севастопольский предприниматель Сергей Джамаль, известный постановкой стального мостика на тропе, предложил общественности высадить вдоль тропы сосны. Активисты поддержали инициативу, приехали с лопатами и кирками, с бадейками воды. Сергей привез 200 трехлетних саженцев, которые и были высажены вдоль тропы. Контейнеры с грунтом давали хороший шанс прижиться соснам на этом каменистом склоне. У родника в низовьях Кефало-Вриси появилась гора пластиковых бутылей и плакат с призывом к туристам поливать сосенки на тропе. Люди с воодушевлением восприняли призыв, и каждый день вода доставлялась на тропу. Но, увы, в семье не без урода. Нашелся уникум, повыдиравший саженцы из вырубленных в склоне лунок и раскидавший их по скалам. В тот же день местные туристы вновь высадили часть деревьев. Но, лишившись контейнера с родной почвой, сосны потеряли шанс на дальнейший рост. Лето покажет, столько саженцев прижилось. Но их, явно, будет не много.

Большая Балаклавская тропа миновала спуск к Ближнему пляжу, выход на смотровую площадку над Серой скалой. Началась череда террас с искусственными насаждениями крымской сосны времен 70-х годов прошлого века. Лесники приложили немало сил для озеленения этих склонов хвойными породами. По нескольким террасам параллельно петляют тропы, ведущие на восток к глубокому оврагу. По его западной кромке объединившаяся тропа карабкается вверх до развилки. От нее можно свернуть налево и уйти к Бочке смерти, пойти прямо к заброшенной ракетной части «Сотка» и селу Оборонному, свернуть вправо к роднику Аязьма-Чокрак. Нам - направо. Минут через 15, с неспешным набором высоты, тропинка среди кизила и дуба выводит на лесную грунтовую дорогу, спускающуюся от «Сотки» на Инжир. Дорожный указатель позволяет безошибочно сориентироваться и выбрать направление к роднику. Еще минут 10 ходьбы по почти горизонтальной грунтовке, и мы оказываемся в царстве подснежников.

Над дорогой расстилаются поляны, усыпанные этими удивительными цветами. Каменные глыбы покрыты ярко-зеленым мхом, придающим особую таинственность картине качающихся на ветру первоцветов. Тишину первозданной природы нарушает только грохот мотоциклов, проносящихся через поляну. Кроссовая резина стальных коней оставляет на плодородном грунте глубокие борозды. Оказалось, что наездники сопровождают нас в этот день на протяжении всего пути.

Дорога к роднику

От поляны первоцветов еще минут 10-15 идем до родника. На скальном мысу есть отличная видовая площадка, с которой в хорошую погоду виден мыс Феолент, массив горы Кая-Баш, Василева балка, Псилерахский карьер Балаклавского рудоуправления с курящимся над ним шлейфом пыли. На поляне и вокруг нее видны обгоревшие стволы можжевельника и сосны. Это следы пожара 1987 года. Автору этих строк тогда в течение нескольких дней и ночей в составе отряда севастопольских спасателей довелось активно помогать лесникам в тушении огня и вторичных возгораний. Несколько лет лесоводы и туристы старались подсевать семена сосны на выгоревшем склоне. И саженцы привозили сюда. Очень медленно, но склон начал покрываться молодой зеленью.

Дорога к роднику снесена оползнем и для автомашин уже непроходима. Склон обильно увлажнен. Через тропу текут ручьи. Чьей-то заботливой рукой даже труба вделана в склон, из нее тонкая струйка воды бежит. У настоящего родника, оборудованного бетонным накопителем, делаем привал на 10 минут, пьем воду, заливаем фляжки. Не забываем заткнуть деревяшкой трубу. До самой Балаклавы родников не будет. Это единственный полноценный источник в урочище, летом к нему выстраивается длинная очередь жаждущих туристов. От родника можно подняться на перевал и выйти в Варнаутскую долину к селам Резервному и Гончарному. Можно пойти по столбам на вершину мыса Айя и дальше на Куш-Каю, на Ласпинский перевал. Наша сегодняшняя цель - Инжир. Мы спускаемся вниз среди обгоревших останков огромных сосен, среди молодой поросли и чудом уцелевших в пожаре деревьев. Тропа крутая, и хвойная подстилка под ногами проскальзывает. Лес становится прозрачным - подлеска почти нет. И здесь повсюду следы мотоциклов, тропа вся вздыблена колесами до самой глины.

В лесу, высоко над морем, замечаем несколько лагерей по 2-3 палатки. Люди стараются надышаться лесным воздухом до наступления летней жары. Над линией прибоя на каждой полочке видим десятки пустых настилов для палаток. Сейчас здесь никого нет. На каждом настиле приклеена бирка, говорящая о принадлежности имущества ООО «Орлиновское охотхозяйство» и о стоимости аренды настила в 400 рублей в сутки. Благодаря покладистости прежнего губернатора Севастополя Овсянникова, упомянутое охотхозяйство имело за символические деньги в долгосрочной аренде более 12 тысяч гектаров леса, в том числе и в заказнике «Мыс Айя». Новый врио губернатора такое положение дел оспорил, и сейчас идет процесс возвращения этих земель городу.

Выход на Золотой пляж

На пляжах Инжира относительно чисто - недавний шторм смыл всё, до чего дотянулись волны. А вот в воде плавает много чего: пластик - пакеты, бутылки, мешки, обломки какой-то мебели и тары. В лесу сохранились дощатые дорожки и мостки через овраги, деревянные лесенки, ступени к морю - наследие 15-летней давности. Есть вдоль тропы и новые леерные ограждения из стального тросика. Еще недавно здесь были деревянные перила из необструганного кругляка. Исчезли будки туалетов на выгребе. Но от этого туристы не стали реже оправляться.

Следы их присутствия видны за каждым камнем, за любым кустом. Вдоль тропы объявления о платном туалете с указание шагов, оставшихся до него. Шаги эти не всем удавалось сделать. На поляне, где когда-то стояла база арендаторов и эксплуататоров урочища Инжир, сейчас царят следы демонтажа сооружений и конструкций. Несколько внедорожников привезли на отдых людей, дымятся мангалы, к запаху можжевельника и моря примешивается шашлык.

Перед спуском на Золотой пляж - гора мусора на площадке смета. В прошлом году его не вывезли. Здесь же установлен аншлаг, на котором смесью украинского и русского языков написана информация о ландшафтном заказнике государственного значения. На самом Золотом пляже идет интенсивное строительство. На берегу складированы стальные трубы и швеллера, выше по склону установлены огромные настилы для шезлонгов. Работают бензогенераторы. Площадка явно обитаема. А вот до ремонта причала руки пока ни у кого не дошли. Это собственность порта, у него на балансе такие гидросооружения. Из-за разрушенного причала городские катера на Золотой пляж не ходили в 2019 году. Рельеф дна не позволяет катеру подойти носом к пляжу, как, например, на Василях или Ближнем. Пойдут ли катера в этом году - время покажет.

От Золотого пляжа тропа круто поднимается вверх через террасы. Всюду следы мотоциклов, тропы пропилены колесами. Подъем занимает много времени и сил. Вода, запасенная у родника, оказалась очень кстати. Время перевалило за полдень. Всё чаще навстречу попадаются отдыхающие. Люди идут в одиночку, парами и семьями. На лицах - улыбки. В рюкзачках - перекус и питье. Празднование Дня защитника Отечества продолжается на природе. Активный отдых дает заряд бодрости на целую неделю.

Прогулка заняла 6 часов с учетом многочисленных остановок для фотосессий и любования природой. В Балаклаву спустились слегка подуставшие, но довольные маршрутом.

Смотрите видеорепортаж Владимира Илларионова о походе в урочище Инжир

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 4 марта 2020

Заголовок в газете: Инжир в предчувствии весны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру