Крымская тайна "Князя Багратиона": будут ли спасать забытый теплоход

Забытый всеми исторический памятник или жертва планов, которым никак не удаётся воплотиться в жизнь?

Полуостров Крым богат удивительными достопримечательностями, из которых по кусочкам складывается не только история Крыма, но и история всего мира. Теплоход «Князь Багратион» был свидетелем многих исторических событий и сейчас доживает свой век у берегов Судака.

Забытый всеми исторический памятник или жертва планов, которым никак не удаётся воплотиться в жизнь?

  История теплохода началась в далёком 1912 году, когда его впервые пустили на воду. С 1911 по 1917 Коломенский завод построил 11 дизельных речных теплоходов для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». «Князь Багратион» последний из выживших теплоходов этой серии. Несмотря на то, что теплоход был спроектирован как пассажирский, с началом гражданской войны он стал военным судном и вошёл в состав Волжской военной флотилии.

  Назвали его в честь русского генерала, князя Пётра Ивановича Багратиона. Но с приходом советской власти, он стал называться «Память тов. Маркина» в честь комиссара флотилии Николая Григорьевича Маркина.

Прибытие: в Симферополе встретили первый поезд дальнего следования

Смотрите видео по теме

  Мирными пассажирскими плаваньями и участием в военных действиях история теплохода не ограничилась. До сих пор ходят споры о том, снимался ли этот теплоход в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984 г.). Но доподлинно известно, что он успел сняться в фильме «Чужая» 2010 года.

  Теплоходу уже больше ста лет. И последние двадцать из них этот гигант ржавеет на мели между Каспельской бухтой и мысом Меганом. При его впечатляющих габаритах (90 метров на 12 метров) его можно рассмотреть со спутниковой карты. Координаты на Google Maps : 44.825633, 35.037987

  В сети информации об этом теплоходе удивительно мало. На тех немногих сайтах, на которых есть хоть что-то, из раза в раз повторяется историческая справка и сетования о том, что такой важный культурный памятник давно заброшен и ржавеет без дела близ Судака. Но при этом можно найти единичные комментарии, где пара человек пишет о том, что судно не заброшено и на самом деле теплоход проектируется под «нечто интересное» или вообще прямо сейчас реставрируется.

  Найти «Князя Багратиона» оказалось на удивление просто. Он расположился на мели меж территорий песчаных пляжей. Обстановка вокруг говорила о том, что туристам пробираться до судна нежелательно, но если очень хочется – то можно: «Князь» ограждён железной сеткой только с одной стороны, табличка (которая должна запрещать проход) оказалась совершенно пустой, а около будки крепко спал сторожевой пёс и не просыпался даже от самых громких звуков.

  Сам теплоход, кажущийся просто огромным в сравнении с небольшой человеческой фигуркой, находится не в самом лучшем состоянии: проржавевшие дыры в корпусе, битые окна и очень много граффити. Единственное, что находилось в более-менее пригожем виде – это одна из дверей. Видно, что её вставили совсем недавно, настолько она контрастирует с общим видом теплохода и не вписываются в общую картину. Новые двери были вставлены явно не с реставрационными целями, а чтобы было комфортнее (и безопаснее) пробираться на борт судна.

  Несмотря на внешнюю заброшенность, теплоход вполне обитаем. С палубы до нас доносился собачий лай, кое-где виднелись гнёзда ласточек, а бездомный кот, убегая от незваных гостей в нашем лице, скрылся в одной из дыр в корме.

  Узнать, как выглядит теплоход изнутри, можно посмотрев видео крымского блогера Александра Михайленко. Удивительно, но других видео с обзором «Князя Багратиона» изнутри на ютубе нет. Хотя такой объект должен привлекать любителей исследовать всякие «заброшки» (ведь на всех сайтах, которые выдают поисковики первой страницей, указано, что теплоход именно заброшен).

  Временной промежуток между этими двумя видео примерно два месяца. При сравнении этих двух роликов, видно, что за это время теплоход внутри стал чище, а значит, внутри кто-то время от времени занимается уборкой.

  Благодаря подсказке проходившего мимо работника службы спасения (молодой мужчина представился нам именно так), мы нашли домик охранника «Князя». Без этой наводки мы бы и не догадались туда заглянуть, слишком ухоженным и обустроенным казалось это небольшое строение, да и располагалось оно на значительном расстоянии от самого объекта охраны.

  Мужчина в возрасте вышел к нам навстречу, но чувствовалось, что он явно был не очень рад нашему приходу. На все наши вопросы он отвечал с пассивной агрессией.

  Начался разговор с того, что он назвал себя владельцем этого теплохода. А потом почему-то передумал и начал говорить о том, что «мы все тут владельцы». Кто такие эти самые «мы», мы спросить не рискнули.

  От вопроса по поводу реставрации теплохода мужчина сначала попытался уйти, но потом сразу начал рассказывать, что есть некий проект реставрации «Князя», который победил на конкурсе международного фонда архитектуры и градостроения Крыма, и не просто победил, а одновременно взял там и «бронзу» и «серебро».

  Далее то ли охранник, то ли владелец, начал рассказывать о том, что в теплоход ведомые жаждой приключений путники пробираются не просто часто, а ежедневно (тут стоит вспомнить о том, что видео с обзором внутренностей этого теплохода всего два в русскоязычном ютубе и оба сняты одним человеком, а при таком количестве приключенцев, пытающихся пробраться в теплоход, их было бы гораздо больше). Что в основном эти молодые люди родом из Питера или Москвы. Что они бьют стёкла, ломают двери и воруют люстры (просмотрев те самые видео от Александра Михайленко, можно сделать вывод, что люстр в теплоходе нет уже как минимум полвека, как и других мало-мальски драгоценных вещей, особо настырный путник может унести оттуда разве что стул). А потом этот самый пожилой мужчина, в одиночку сражается с ними, и в свои 74 года врукопашную раскидывает восемь человек подряд и сразу.

Тайны Крыма: кто спасёт легендарный пароход "Князь Багратион"

Тайны Крыма: кто спасёт легендарный пароход "Князь Багратион"

Смотрите фотогалерею по теме

  Затем наш собеседник начал монолог о судьбе России, о том, как он недоволен современным молодым поколением и о том настолько ужасная штука интернет.

  Из-за небольшой ремарки о том, что путники ломятся в заброшенный теплоход именно потому что думают, что он заброшен и нигде нет информации об охране, владельцах и т.д., наш собеседник окончательно вышел из себя и мы поспешили оттуда уйти.

  Информация о том, что некий проект реставрации всё же существует помогла найти новые детали о теплоходе. К сожалению, информацию о выигранной «бронзе» и «серебре» найти не удалось. Зато в свободном доступе удалось найти ходатайство гетмана «Вольного казачества Украины», президентам РФ и Украины, о поддержке развития курортной зоны «Князь Багратион», датируемое 2010 годом. Планировалось реконструировать теплоход под гостиницу, но видимо что-то пошло не так.

  Следующая находка датируется уже 2019 годом. На инвестиционном портале Крыма можно найти план Туристическо-оздоровительного комплекса «Князь Багратион». Планируется, что он будет в себя включать развлекательный комплекс, гостиницы, пляжную зону, кемпинг, охотничью деревню, конно-спортивный комплекс, аттракционы с аквапарком, спортивные комплексы, закрытую от штормов стоянку и даже аэродром для частных самолетов.

  Ну что ж… Тут можно только пожелать удачи и надеяться на благоприятный исход событий. Не хотелось бы чтобы «Князь Багратион», теплоход с богатейшей историей, продолжал бесцельно гнить на мели.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 15 января 2020

Заголовок в газете: Тайна "Багратиона"