Вторая жизнь Бе-12: пенсионеры спасли самолёт-амфибию

В Мирном ветераны создали сквер Морских авиаторов

29.09.2019 в 04:27, просмотров: 2341

Ветеранам 318-го отдельного противолодочного авиационного полка понадобился год на возвращение к жизни самолета Бе-12. Списанное воздушное судно, конечно, не взлетело в воздух и не совершило посадку на волны Черного моря. Проделав путь на буксирных тросах из поселка Кача в поселок Мирный, оно заняло почетное место на суше.

Вторая жизнь Бе-12: пенсионеры спасли самолёт-амфибию

Восстановленный силами ветеранов противолодочный самолет стал не только главной достопримечательностью поселка, но и сердцем нового сквера, названного в честь Морских авиаторов.

- Никаких бюджетных денег нам не понадобилось, - рассказывает ветеран полка Владимир Алексеев. - Деньги с однополчанами-отставниками собирали из пенсий. Трудились тоже сами - помощников со стороны не приглашали.

Знаменитый полк стал базироваться в Крыму с далеких 60-х годов. Создавался он далеко за пределами нашего полуострова - на Балтийском море. Исторический момент уходит в непростой для России 1916 год, на смену которому пришел революционный 1917 год.

- Фактически полк был сформирован в 1916 году, - рассказывает Владимир Михайлович. - Но революция внесла смятение в его ряды. Часть личного состава осталась верной царю и Отечеству, часть перешла на сторону новой власти. Уже при СССР полк начал официальный отчет своей истории в 1918 году. Эта дата и стала решающей для создания сквера Морских авиаторов: спешили к столетию полка.

Забегая вперед, скажем, что ветераны с поставленной задачей успешно справились. 5 июля 2018 года, в 18 часов по московскому времени, в сопровождении патруля ГИБДД противолодочный Бе-12 взял курс из Качи на Мирный. В Мирном самолет, а точнее его корпус, оказался в 5 утра уже 6 июля.

- Ширина самолета, равно как и его длина, составляет 32 метра, - говорит Алексеев. - Чтобы вписать его в габариты дороги, пришлось демонтировать крылья и хвостовую часть. Всё это мы сделали сами, своими собственными силами. Официальное открытие памятного знака в виде нашего Бе-12 состоялось 20 июля 2019 года. Ждали возможности установить на него списанный двигатель. Иначе никак не укрепить лопасти, и вообще - боевая машина должна быть представлена по полному комплекту.

Лучшие в небе и на море

Необычные габариты Бе-12 напрямую связаны с его военной специализацией. Противолодочный самолет несет службу в морских территориальных водах и занимается выслеживанием субмарин противника. Экипаж состоит из четырех человек: командира, летчика, штурмана и специалиста по связи.

- Боевая задача Бе-12 не сводится к уничтожению подводных лодок противника, - поясняет Владимир Михайлович. - Экипажу необходимо обнаружить чужую субмарину и передать ее координаты боевым кораблям или нашим подводным лодкам, несущим боевое дежурство. Если суда удалены от места обнаружения «чужака», Бе-12 имеет все необходимые ресурсы для уничтожения подводной цели собственными силами.

Как пояснил собеседник, на борту самолета установлены ракетные и торпедные установки. Способен он и на большую мощь - на оснащение борта атомной бомбой. Благо до реализации этих возможностей дело никогда не доходило.

- Во время боевого дежурства на Черном море экипажи очень часто выявляли подводные лодки противника, - признает Владимир Алексеев. - Решительные действия, конечно, не применялись. Летели сообщения в МИД, за решение проблем брались дипломаты. Так шли годы Холодной войны между СССР и Западом.

После распада СССР, когда Крым оказался отрезанным от России, противолодочному полку пришлось несладко. Боевые машины попали под раздел: часть из них отправилась в Россию, а часть осталась в Крыму, доставшись Украине. Как в украинский период крымской жизни приходилось военным, рассказывать не нужно. Авиационный противолодочный полк - удовольствие не из дешевых. Эскадрилья, уцелевшая в Крыму в качестве наследницы полка, пережила не лучшие времена. Владимир Алексеев уволился в запас в 1992 году, но связь с делом всей жизни не потерял.

- Я не летал на самолетах, - вспоминает собеседник. - Занимался их техническим обслуживанием. В чине майора служил в ТЭЧ (технико-эксплутационной части). Занимался обслуживанием самолетов, ставил их на крыло.

Как рассказал собеседник, с советских времен обустройство авиационных полков проходило так, чтобы всё свое было при себе. Одни люди в погонах взлетали в небо, другие - обеспечивали исправную работу машин, а значит, сохраняли жизни боевым экипажам.

Семьи летчиков жили в Донузлаве, а жизнь летного состава и офицеров техчасти проходила в Каче. Сбоев в службе Владимир Алексеев не помнит. Бе-12 летали над морем и садились на воду. Причем не только в акватории Черного моря. Случались вылеты далеко за пределы Крыма - на Средиземное море.

- Наши самолеты устроены так, что способны совершать посадку на воду, - говорит ветеран. - Это позволяет проводить их дозаправку в море. В качестве заправщиков выступают морские суда.

Войдя в состав вооруженных сил СССР сразу после революции, противолодочный авиационный полк принял участие в Великой Отечественной войне.

Братство морских авиаторов

- В нашем полку служили шесть Героев Советского Союза, - гордится однополчанами Владимир Алексеев. - За участие в боях возле румынского города Констанца полк удостоен почетного звания Краснознаменный Констанцский. Всё это можно узнать, если побывать в сквере Морских авиаторов. Силами ветеранов полка подготовлены стенды, на которых ведется летопись боевых заслуг.

Примечательно, что в сквере Морских авиаторов поселка Мирный не позабыли боевых товарищей из других полков. На стендах - история Балтийского, Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов.

- Чтобы создать памятное место, нам пришлось обращаться к министру обороны Российской Федерации Сергею Шойгy, - рассказывает Владимир Алексеев. - Это с его согласия ветеранам разрешили провести реконструкцию списанного Бе-12. Если посчитать деньги, затраченные на это, получится около 200 тысяч рублей. Никакой бухгалтерии мы не вели: скинулись - потратили. Основной отчет - выполненная работа.

Но было бы ошибочным сказать, что инициатива ветеранов 318-го отдельного противолодочного авиационного полка осталась без поддержки представителей власти. Идея создать сквер Морских авиаторов получила поддержку у администрации города Евпатории.

- Непосредственно к Сергею Шойгy обращались не мы, а руководство Евпатории, - уточняет Владимир Михайлович. - Наша инициатива получила активную поддержку. Убеждать чиновников в необходимости создать сквер не пришлось - сразу получилось найти общий язык и действовать в условиях полного взаимопонимания.

Открытие сквера Морских авиаторов прошло в разгар курортного сезона. Необычный самолет, равнозначный в показателях длины и ширины, сразу пришелся по душе любителям моря и солнца. Конечно, не остались без внимания стенды, на которых собраны самые важные события из боевых будней морской авиации. Ветераны старались, имея в душе отличный стимул - после возвращения Крыма в Россию, возрожден их 318-й отдельный противолодочный Краснознаменный Констанцский полк!

- Приезжайте к нам: с радостью всё расскажем и покажем, - приглашает в Мирный Владимир Алексеев. - Встретим, проведем экскурсию - вы бы видели, как понравился гостям поселка противолодочный самолет Бе-12!

Что тут ответить: в гостях у летчиков плохо не бывает. Здесь не столь важно, на палубу истребителя садятся самолеты или на водную гладь. Просто есть такая профессия - в небо взмывать, и тот, кто ее выбрал, дороже всего на свете ценит шанс ходить по мирной земле.