Журналисты Крыма: где и кто сегодня готовит звёзд прессы и ТВ

О достижениях и планах главной школы филологов и журналистов Крыма мы поговорили с Галиной Богданович

29.06.2019 в 15:27, просмотров: 448

Быть журналистом - значит уметь брать верхнюю планку даже между строк. И делать это быстро, качественно, а главное - легко. Задача не из простых, но справиться с ней можно, если поступить учиться профессиональным навыкам на факультет славянской филологии и журналистики Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского.

Журналисты Крыма: где и кто сегодня готовит звёзд прессы и ТВ

- Журналистика появилась в университете на уровне специализации в 1997 году, - рассказывает доктор филологических наук, профессор, декан факультета славянской филологии и журналистики Галина Богданович. - Для нас это было пробой жить в украинском пространстве. Нужно было сохранить русский язык на основе того, что мы можем. Начальным этапом стала печатная журналистика.

Ее величество печать

Всё вполне логично: технические условия университета в постсоветский период не позволяли охватить другие направления журналистской деятельности. Очевидно, что филфак не хотел дублировать советскую школьную методику обучения информатике, где на доске расписывались команды для ЭВМ.

 - Мы понимали, что это направление образовательной деятельности не только не стоит на месте, но и будет развиваться гораздо быстрее других направлений, - вспоминает Галина Юрьевна. - Речь идет не только о методике обучения студентов, но и о техническом оснащении вуза. А ограничиваться теорией совсем не хотелось.

 - Был ли успешным для студентов выбор специализации, связанный с журналистикой?

 - Безусловно, был. Наши выпускники устраивались на работу в медийные структуры не только Крыма, но и столичного на тот момент Киева, зарубежной, но всегда родной Москвы.

 - А когда журналистика стала неотъемлемой частью нашего филфака?

 - В 2002 году время всё расставило по местам: мы поняли, что можем готовить журналистов. У нас появилась своя, необходимая для этой цели техническая база. Чтобы получить право вести образовательную деятельность, нужно было получить лицензию, пройдя соответствующий уровень аккредитации и собрав целый пакет документов.

 - Сразу приходит на ум ставший классикой лозунг «Кадры решают всё»: как формировался преподавательский состав для нового вида учебной деятельности?

 - Кадры в большинстве своем наши, выращенные в стенах филфака. Есть, конечно, преподаватели с образованием факультета журналистики МГУ. Но молодежь вся наша, и это, поверьте, очень приятно. Занятия ведут в том числе профессиональные журналисты, известные в Крыму.

Хранители русского духа

 - Как жил и работал факультет журналистики русскоязычного Крыма в украинском правовом и языковом пространстве?

 - Для нас, крымских филологов и журналистов, это был период утверждения. На Украине у нас была единственная образовательная программа по журналистике на русском языке. От коллектива требовалось очень многое, и не всё проходило гладко. Но мы активно влились в образовательную систему Украины со своей русскоязычной журналистикой. Я была членом комиссии по социальным коммуникациям при Министерстве образования. Вместе с коллегами изучала образовательный процесс в вузах Англии, Франции и других стран Европы. Везде была своя специфика, и мы смотрели, как использовать зарубежный опыт в своих интересах. Нужно было не только держаться на плаву, но и не замыкать рейтинговый список.

 - И насколько удалось добиться поставленной цели: чем встречал филфак молодых людей, выбравших профессию журналиста?

 - Возможностью не только получить теоретические знания, но и подтвердить их на практике. На Украине в тот момент работал интересный проект, на основе которого наши преподаватели прошли повышение квалификации в Англии. Были выезды по обмену опытом и в другие страны, после чего мы заработали технику, которая используется до сих пор. Это радиостудия и хороший компьютерный класс, который мы называем «ньюзрум». Из-за санкций не удалось дойти до финала еще одного проекта, но жизнь всё расставила по местам. После возвращения в состав России у нас на факультете появилась своя лаборатория медиакоммуникаций и телестудия «Оригами». Название, к слову, придумали сами студенты.

 - Мы знаем, что есть кому и на чем обучать студентов, а какие сферы журналистской деятельности открываются перед молодыми людьми?

 - На факультете при подготовке бакалавров применяется концепция универсального журналиста. Студенты должны знать и уметь использовать основы всего, а уже потом выбирать свою специализацию. Подготовка ведется по направлениям теле- и радиопроизводства, производства газет и журналов как в печатном, так и в электронном вариантах. Еще один вид деятельности, вполне доступный для наших выпускников, - специалист по связям с общественностью. Не будем забывать о производстве рекламы: без знаний основ журналистики это направление остается недоступным. Не могу не порадоваться тому, что рекламу нашему факультету успешно делают сами студенты.

Знай наших

 - Чем гордится факультет, чьи имена делают его историю?

 - У нас замечательный студенческий актив, и это доказывает призовое место в номинации «Факультет года». «Мисс Таврическая академия- 2018» - тоже наша. Сформирована и хорошо работает группа студентов, сделавших выбор на научной работе. Мы с ними выезжаем в другие вузы страны, ребята участвуют в конкурсах. Наша студентка Кристина Сапрыкина, проходившая практику в вашем издании, победила в конкурсе «Вызов 21 век». В Москве Кристина выиграла грант на бесплатное обучение в школе «Коммерсант» и сейчас работает в столице. Ежегодный Международный конкурс «Хрустальный апельсин» уже не проходит без нашего призового участия. Выпускница бакалавриата Виктория Миллер приняла участие в конкурсе для талантливой молодежи - «Ломоносов», организатором которого выступает МГУ. Призом для Виктории стала возможность бесплатного обучения в магистратуре по журналистике в главном вузе страны. В этом году у нас в активе призовое место в студенческом «Тэффи». Наши выпускники и студенты магистратуры работают на радио «Комсомольской правды» в Москве, трудятся на НТВ. Что касается медийного пространства Крыма, то выпускники факультета работают во всех средствах массовой информации.

 - Как изменилась жизнь факультета после возвращения Крыма в состав России, какие возможности открылись перед студентами и преподавателями?

 - После Крымской весны мы получили серьезные дотации для укрепления материально-технической базы. Я уже сказала о нашей собственной телестудии «Оригами». Кафедра литературы завершила интересный проект - и у нас появилась технически оснащенная аудитория. Открылся проект сетевого обучения: поступая к нам, студент через Интернет проходит обучение во втором вузе, являющемся нашим партнером. В результате выпускник получает сразу два диплома. Союз писателей Российской Федерации поддержал наш творческий проект - молодежный журнал «Сад крымских метаморфоз». Главный редактор издания - магистр нашего факультета Александр Баранов. Мы издаем сборник студенческих научных работ, который называется «Межкультурные коммуникации». Наши студенты являются членами МАСТ - Международной ассоциации студенческого телевидения. Но самое главное: мы вернулись в русскоязычную среду, и русский дух, который всегда жил в стенах филфака, стал достоянием не только нашего вуза, но и всей республики.

Научить учиться

 - Новые возможности неразрывно связаны с новыми планами - что готовит факультет журналистики для своих студентов?

 - В этом году мы ввели новую магистерскую программу «русский язык как иностранный», «спортивная журналистика». Ждем от новшества хороших результатов. К нам едут из ДНР и ЛНР, проявляют интерес вузы России. Надеемся на продолжение сотрудничества с представителями азиатского мира. Опыт работы с иностранными студентами у нас есть. Ведется большая творческая работа, которая обеспечит практический результат. Очень хочется создать базовое для КФУ мероприятие, способное вызвать широкий интерес. В Крыму есть «Великое русское слово», в котором мы приняли активное участие и провели симпозиум «Русский язык в поликультурном мире». Но стоять на месте нельзя, творческая жизнь дает неограниченные возможности. Мое глубокое убеждение состоит в том, что нужно постоянно развиваться. Классическое образование сомнений не вызывает, но учиться должно быть интересно. Наша задача научить учиться, а потом сами студенты расскажут, как интересно получать знания на нашем факультете.

 - Дух времени привел нас к вопросу популярности факультета: насколько высок конкурс среди абитуриентов?

 - Показатель, конечно, меняется из года в год. Последний результат среди будущих журналистов - восемь человек на место. Что будет на этот раз, покажет ближайшая перспектива. Хочу отметить самый важный момент, который стабильно проявляется на протяжении последних пяти лет. Выпускники школ приходят к нам с хорошими знаниями. Качество наших абитуриентов повысилось, российская программа дала важный результат.

Санкции . Хроника событий