Мечта Юрского периода: ялтинец собирает коралловый риф

Житель Ялты по крупицам собирает крымский коралловый риф

Наш полуостров когда-то был скрыт водами океана Тетис. Это подтверждают окаменелости юрского периода, уцелевшие на склонах ялтинских гор. Именно из них палеонтолог-самоучка 37-летний Валентин Вербицкий воплощает в жизнь заветную мечту. По иголочке, по осколочку собирает свой коралловый риф...

Житель Ялты по крупицам собирает крымский коралловый риф

Очарованный древностью

До выхода на пенсию по состоянию здоровья Валентин Вербицкий работал экскурсоводом. Кому, как не ему, коренному ялтинцу и любителю подышать пылью веков, рассказывать туристам о Южном береге Крыма. Но хлеб экскурсовода нестабилен: летом нет отбоя от туристов, желающих увидеть и узнать, а в межсезонье наступает тихое унынье. Такое, как сумел заснять на пленку режиссер Сергей Соловьев в кинофильме «Асса». Только в отличие от героев фильма, герой нашей истории не поддался скуке и соблазнам. Он с головой погрузился в любимое дело - ходит в лес и ищет древние окаменелости. Для Валентина Вербицкого это не стало новым занятием, способом заполнить свободное время. Находить в горах над Ялтой то, что когда-то радовалось жизни на дне океана, - его давнишнее хобби. Окаменелости очаровали нашего земляка давно, когда деревья на склонах гор были очень большие.

- Свою первую находку я сделал примерно в 11 лет, - вспоминает Валентин. - Это ракушка, которая до сих пор у меня хранится. Когда мне исполнилось лет 13 или 14, нашел на склоне горы осколки коралловой веточки и склеил из них куст! Что он только не пережил: и роняли его, и разбивали. Но куст выстоял, а вместе с ним - и мой интерес к палеонтологии.

Родители, мягко говоря, не приветствовали увлечение сына. И это не удивительно: когда мальчик приносит в дом камни и осколки раковин, ни одна мама радоваться не будет. В стенах советских квартир не хватало места увлечениям детей, если они выходили за рамки коллекционирования календариков, открыток или почтовых марок. Конечно, мальчик, очарованный окаменелостями, не умел довести свои находки до ума: правильно очистить от породы, отшлифовать, отполировать. Все необходимые навыки и умения пришли к Валентину Вербицкому с годами. И в этом ему помогли знания, полученные в ходе обучения непростым профессиям, в которых успел проявить себя Валентин. До того как стать вольным палеонтологом, наш собеседник был не только экскурсоводом. Валентин Вербицкий владеет тонким ремеслом ювелира, получил образование егеря-лесника. Пользуясь возможностями современной фото- и видеотехники, научился снимать, через Интернет освоил Фотошоп. Словом, в руках одного человека собралось всё необходимое для создания палеонтологического музея на основе материала, собранного в районе Ялты.

Копнул на три тысячи

Казалось бы, замечательная возможность для города-курорта отметить на карте еще одну точку притяжения туристов. Но ничего подобного, увы, не наблюдается. Музей, конечно, есть, только не вписывающийся в привычные стандарты. Снять помещение Валентин Вербицкий не может. Элементарно нет средств на оплату аренды и погашение счетов за коммунальные услуги. Поэтому музей, собранный по крупицам, по окаменелым иголочкам, живет под общей крышей с создателем - в доме Валентина.

- Моя жена, Юлия, по образованию психолог, но к моему увлечению относится с пониманием и всячески меня поддерживает, - с гордостью говорит Валентин. - Места, конечно, мало. Нет помещений для работы с экспонатами. Пылить и сорить хожу во двор. В любую погоду по шесть-семь часов приходится работать с камнями. Но, поверьте, время пролетает незаметно.

Страсть к палеонтологии стала движущей силой для жизнестойкого симбиоза в пределах отдельно взятого жилища. В это сложно поверить, но в музей, созданный Валентином Вербицким, - приходят экскурсии! Наш собеседник продолжает работать экскурсоводом, но уже на общественных началах. Работа за интерес: вдумайтесь, что может быть лучше занятия любимым делом? Конечно, мы не удержались и спросили, сколько стоит входной билет в дом-музей окаменелостей из юрского периода?

- Нет никакого ценника, - приводит в замешательство Валентин. - Принимаются любые добровольные пожертвования. Люди оставляют кто 50 рублей, кто тысячу.

- А как насчет безопасности: мало ли кто наберет номер вашего телефона и напросится выставку посмотреть?

- Я верю в доброту, в честность, - говорит на полном серьезе собеседник. - О моем музее можно прочитать в социальных сетях, в Ялте срабатывает «сарафанное» радио. Плохие люди в музей не приходят.

Впрочем, с самим Валентином Вербицким недавно произошла плохая история, участниками которой стали люди, крайне далекие от древностей из юрского периода. В поиске заветного камня или раковины Валентин забрел в заповедную зону. Аккуратно при помощи садового инструмента, конечно, вдалеке от растений и деревьев, выкопал небольшую ямку и принялся ворошить в ней камешки. За этим занятием бывшего егеря-лесника застали бывшие же коллеги. Итогом встречи стал иск в суд. А итогом судебного разбирательства - штраф палеонтологу, три тысячи рублей за причиненный вред почвенному покрову! Ситуация была бы бесспорной, если бы в лесу рыл землю экскаватор. Но вред от использования садового инструмента при наличии «лесного» образования соизмерим со вмешательством в верхние слои почвы диких кабанов. Валентин Вербицкий пытался рассказать об этом на суде, но, поскольку к кабанам мер не принять, вред их признали, а штрафовать не стали. Наш собеседник, безусловно, выплатит штраф и в заповедной зоне ямки копать не будет...

Ежик в океане

Но отказываться от дела всей жизни Валентин Вербицкий не собирается. У него есть цель: воссоздать коралловый риф юрского периода. Хотя это совсем непросто: континенты тогда сходились и расходились, круша всё на своем пути. Валентин говорит, что фрагменты кораллов выглядят так, будто по ним проехал танк! Но что тот танк для палеонтолога, сумевшего собрать по окаменелой иголочке морского ежа! Его окаменелые фрагменты Валентин нашел на горной тропе. Несколько раз возвращался к месту находки, чтобы собрать всё, что осталось от древнего жителя океана. Так что танки, движущиеся континенты и прошедшие тысячелетия не сбивают с курса нашего собеседника. Коллекция окаменелостей Валентина Вербицкого бесценна еще и тем, что все экспонаты собраны одним и тем же человеком! Валентин не покупает окаменелости. А ищет, находит и препарирует своими силами.

- Только один раз я нарушил собственное правило, - признается Валентин. - Купил каменную плиту с морской звездой. Не удержался - 20-сантиметровая звезда стоила мне сто пятьдесят долларов. Но деньги ничто по сравнению с окаменелыми обитателями юрского периода.

Богатство Южного берега Крыма остается неизведанным. Валентин Вербицкий, прочитавший всё, что связано с палеонтологией в Крыму, называет только одного исследователя - профессора Пчелинцева. К сожалению, работы петербуржского ученого устарели. Валентин Вербицкий вместе с единомышленником из Симферополя Богданом Зайцевым планирует уже в феврале этого года начать работу над каталогом. На вопрос, почему бы не поступить на учебу и не подтвердить знания и опыт профильным дипломом, Валентин отвечает откровенно: учиться никогда не поздно, но потратить драгоценное время на образование, в ущерб коралловому рифу, - не позволительная роскошь. Год за годом наш собеседник собирает по осколкам свою мечту. Он убежден, что наш риф нисколько не уступал по красоте и разнообразию видов Барьерному! И как тут отвлечься на теорию, когда в горах над Ялтой такая увлекательная практика.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 30 января 2019

Заголовок в газете: Мечта Юрского периода

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру