Крымчанка о жизни в Ливане: "Приехала с самым драгоценным багажом"

В Бейрут с любовью

Когда я познакомилась со своим будущим мужем, то понятия не имела, что из себя представляет Ливан. Фантазии о «ближневосточной Швейцарии» арабского мира ограничивались пустынными барханами и караванами верблюдов. У тех, кто помнит эту страну в 70-80-е годы прошлого века, наверняка возникает ассоциация «горячей точки» на границе с Израилем. Сегодня в СМИ часто упоминаются военные конфликты в Сирии, но, несмотря на такое опасное соседство, в Ливане всё спокойно.

В Бейрут с любовью

Однако так было не всегда. Пережившая гражданскую войну и массу разрушений страна стала домом для нескольких тысяч русско-ливанских семей. Как сегодня живется русским женщинам под золотым арабским солнцем и каково быть замужем за ливанцем?

Дела семейные

Не каждой женщине, уезжающей в другую страну, на родину мужа, так повезет со свекровью. Мама мужа, Лариса Львовна, тоже крымчанка. Поэтому - никакого «столкновения культур», разных взглядов на место женщины в доме.

С мужем она познакомилась в Симферопольском медицинском институте. «В студенческие годы я занималась народными танцами, требовалось пройти медкомиссию, - вспоминает она. - В медпункте общежития и увидел меня Нассер. Шел за мной еще две остановки, чтобы сказать: «Девушка, возьмите, пожалуйста, мою больничную карточку, а то я обязательно потеряю». Мы долго жили в Крыму, потом в Харькове». Уехали в Ливан в середине 90-х, уже с двумя детьми. В то время в стране закончилась гражданская война, но разрушений осталось много. Поначалу жили вместе с родителями мужа, его братьями и сестрами в одной большой квартире.

По профессии Лариса Львовна - стоматолог. Чтобы получить разрешение на работу в Ливане, сдала непростой государственный экзамен на английском языке. Открыла свой кабинет и работает наравне с мужем. Говорит, что очень мало русских женщин, которые занимаются только домом.

Похожая история и у брата моего свекра. Он тоже в свое время закончил медицинский, только не в Крыму, а в Запорожье, и привез жену в Бейрут. Как вспоминает Ирина, сначала жить в чужой стране было сложно: «Первое время собирала чемодан почти каждый день. Вечером собирала, утром разбирала вместе с мужем. Он у меня человек терпеливый и понимающий. Больше всего раздражало незнание языка, когда ты не понимаешь, что происходит вокруг. Выучить разговорный арабский удалось за год. Я всё время ходила с блокнотом и записывала арабские слова русскими буквами. В день учила по 70 слов».

Сейчас Ирина работает в салоне красоты и воспитывает четырех дочерей. Все свободно говорят на русском. Что неудивительно, ведь в Ливане в русско-арабских семьях обычно дети владеют 3-4 языками. Арабский - от папы, русский - от мамы, а в школе и вузе преподавание на английском или французском языках.

Вот и подруга Ирины, Наталья из Краснодара, преподает живопись в «Исламском университете» на английском. По ее словам, самое главное, пока молодой - получить как можно больше навыков из разных областей, выучить много языков, ведь никогда не знаешь, что пригодится. С будущим супругом Наталья познакомилась в строительном институте. Вспоминает, как случайно увидел ее на экзамене, а на следующий день пришел знакомиться с родителями и сразу заявил о серьезных намерениях.

«Мой отец был, мягко говоря, удивлен. И чтобы найти общий язык, устроил проверку русским традиционным напитком. Ну, вы понимаете каким? Зато к концу вечера они уже прекрасно друг друга понимали», - рассказала Наталья.

Конечно, не все родители русских невест рады сразу принять в семью ливанца. Отец Ирины год не знал, что дочь вышла замуж за иностранца. Но когда увидел взаимопонимание, заботу и уважение в паре, не стал препятствовать отношениям.

Выбирайте свой путь

Далеко не у каждой русской восточная сказка закончилась «хеппи-эндом». Неоправданные надежды, насилие в семье, долгая адаптация, языковые сложности - лишь малая доля причин, почему всё не сложилось.

В Ливане 18 официально зарегистрированных духовных конфессий. Религиозный брак чаще важнее, чем гражданский, - как для христиан, так и для мусульман. Я встречала русских девушек, которые остались христианками, и тех, кто добровольно принял ислам.

Заставлять менять веру запрещается Кораном. Если вы заключаете брак у шейха, то подписываете «акед коран», другими словами брачный контракт. В нем указывается денежная сумма, которую получит женщина в качестве компенсации, если муж захочет развестись. Количество денег устанавливается обоюдно.

Шейх Ибрагим рассказал как-то мне о случае из своей практики, когда мужчина из религиозной семьи указал сумму 30 тыс. долларов. Развелся через неделю и выплатил половину денег, так как жить с девушкой вместе они еще не начали, но он уже видел ее без платка. Семья невесты от денег не отказалась.

Ливан - светская страна, поэтому и одеваются здесь кто как хочет. На одной улице легко встретить девушку с покрытой головой в закрытой одежде, а рядом - другую, в мини-юбке и топе. Не редки случаи восточно-европейского микса. Ливанки, вроде бы соблюдая каноны религии, носят платок, но в странном сочетании с зауженными брюками или облегающим платьем. Среди моих знакомых русских в Ливане ни у кого проблем, связанных с одеждой, не возникало. Со спа и салонами красоты тоже проблем нет. Я бы даже сказала их слишком много. Для неработающих ливанок такой уход - повседневность. Даже в небогатых домах принято нанимать помощницу по хозяйству с Филиппин, из Эфиопии или Шри-Ланки, поэтому свободные от домашних хлопот женщины занимаются красотой и здоровьем.

Медицина в стране дорогая, но доступная. Страховка может покрывать до 80-90% расходов. В государственных и частных учреждениях страхуют работодатели. Это называется социальным страхованием. Также страховку можно получить, если состоишь в профильной ассоциации (юристов, стоматологов и др.). Малоимущим лечение обеспечивает министерство здравоохранения.

А вот образование в Ливане - удовольствие не из дешевых. В отличие от России, все садики частные, государственных школ мало, а университет, где можно получить образование бесплатно, вообще один.

Обучение в подготовительных классах школы начинается с трех лет. В первый класс ребенок идет в шесть и учится еще двенадцать лет. Минимальная стоимость частной школы - от 1000 $ в год за одного ребенка, а в престижной школе может доходить до 7000 $. Учебники и форма платные везде. Их стоимость зависит от уровня учебного заведения. В Ливане еще нет закона, обязывающего дать каждому ребенку минимальное образование. Это остается на совести родителей. Образование ценится, а профессия учителя или преподавателя считается одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых. «Укорениться» в другой стране всегда непросто. Но мне показалось, что именно в Ливане наши женщины осваиваются быстрее, чаще находят свой путь к успеху. Ведь жить весело, задорно, с огоньком в глазах - это талант русских женщин. Которые приехали с самым драгоценным багажом - с любовью.

Сюжет:

Сирия: угроза большой войны

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 19 декабря 2018

Заголовок в газете: В Бейрут с любовью

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру