Уникальное насекомое, открытое в Крыму в 2019 году, обнаружено теперь и в Турции

В поисках стеклянницы Ефетова

Оно относится к классу насекомые, отряду чешуекрылые, семейству стеклянницы и названо стеклянница Ефетова (Chamaesphecia efetovi). Новый биологический вид получил имя заведующего кафедрой Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского - доктора биологических наук, профессора Константина Александровича Ефетова.

В поисках стеклянницы Ефетова
Стеклянница Ефетова на шандре чужеземной - кормовом растении гусениц

Пять лет назад зарубежные коллеги наших ученых высказали свой восторг по поводу этого открытия и собирались приехать на полуостров, чтобы изучить это насекомое. Увы, объективные и другие обстоятельства помешали осуществиться их планам. Но свое продолжение эта история получила нынешним летом.

Профессор Константин Ефетов проводит исследования в турецкой провинции Кыркларели, июль, 2024

Подражающая пчелам

- Действительно, пять лет назад сотрудник московского Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова Российской академии наук, доктор биологических наук Олег Григорьевич Горбунов обнаружил в Крыму и описал в мою честь новый для науки вид насекомого - стеклянницу Ефетова. Стеклянницы - это очень интересные насекомые, которые в процессе эволюции за миллионы лет научились почти идеально подражать жалящим перепончатокрылым - осам (включая шершней) и пчелам. Но при этом стеклянницы совершенно безобидны. Но, именно из-за такой схожести они защищены от птиц и других насекомоядных животных, которые опасаются иметь дело с осой или пчелой, поскольку она может ужалить. Стеклянницы - классический образец мимикрии, когда незащищенный вид стал по внешности и даже по звукам, издаваемым при полете, напоминать, например, осу. И таким образом научился спасать себя от врагов. Биология стеклянницы Ефетова уже изучена, мы знаем все стадии ее развития, - рассказывает Константин Ефетов.

А вот регионы обитания пока точно не определены, и ученые поставили перед собой задачу - узнать, где еще это насекомое водится.

- Его уже обнаружили в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе. Скорее всего, эта стеклянница обитает и на так называемых «новых территориях» - в Новороссии, - говорит профессор. - Поэтому в этом году мы совершили туда экспедицию и нашли в большом количестве кормовое растение - шандру, на котором этот вид развивается. А ранее специально предприняли несколько аналогичных экспедиций в Краснодарский край и выявили там несколько мест, где стеклянница Ефетова тоже была обнаружена. К слову, статья об этом открытии вскоре должна выйти в испанском научном журнале. Ее авторы - ваш покорный слуга, Олег Григорьевич Горбунов, который описал этот вид, и энтомолог из Краснодарского края, тоже очень высококлассный ученый, кандидат биологических наук Валерий Иванович Щуров. Мы также выяснили, что за пределами России эта стеклянница встречается в Румынии, Болгарии и Сербии. И получается, что ареал ее обитания как бы подковой охватывает (показывает на карте - ред.) Черное море. И само собой возник вопрос: возможно, ареал этого насекомого занимает весь Черноморский регион? Поэтому у меня была давно мысль: поискать его в Турции. И мы передали нашим турецким коллегам аттрактант - вещество, которое похоже на запах самки этого вида стеклянницы, чтобы привлечь самцов в тех местах, где в Турции растет шандра. Объяснили, как выглядит и насекомое, и растение. Кстати, лекарственное. То есть хотели вначале попробовать обнаружить этот вид стеклянницы, не предпринимая сами экспедицию в Турцию, с помощью турецких энтомологов. Но прошло несколько лет, никакого результата не было. Правда, нужно отдать им должное, турецкие коллеги нашли места, где растет шандра. Но обнаружить само насекомое им не удавалось. И я понял, что нужно ехать в Турцию самому.

Стеклянница Ефетова

Вид, украшающий природу

- Если хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам.

- Верно, - улыбается Константин Ефетов. - Такую попытку я хотел предпринять в прошлом году, но тогда не состыковались некоторые сроки. Этот вид стеклянницы летает в конце июня - начале июля. По крайне мере в Крыму. В Турции, наверное, чуть раньше, потому что она расположена южнее. После долгих переговоров в этом году мы наконец все согласовали, и в начале июля я отправился в экспедицию в Турцию. Со мной работали несколько турецких ученых и сотрудник нашей кафедры Павел Ручко. Мы объехали практически всю европейскую часть Турции - Фракию - именно там турецкие коллеги обнаружили шандру. Полное название растения - шандра чужеземная. Кстати, в Крыму это растение (несмотря на такое название) очень распространено. Правда, не поднимается выше 500 метров над уровнем моря, а ниже этой отметки его можно найти вдоль дорог, на пустырях. Тем не менее надо знать места его произрастания. Например, в Краснодарский край мы ездили несколько раз, но первые наши экспедиции ничем не увенчались, ведь мы думали, что там это растение найдем везде. Увы, его нигде не было. Пока Валерий Щуров не показал нам несколько конкретных мест его произрастания. Так что не так просто все было. В Турции наша база была в городе Эдирне - это бывшая столица Османской империи, где, кстати, находится мечеть Селимие, построенная великим архитектором Синаном и внесенная ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Из провинции Эдирне мы сделали несколько выездов в соседние регионы. И в трех турецких провинциях (Эдирне, Кыркларели и Текирдаг) этот вид стеклянницы нашли. Сейчас мы подготовили статью в научный высокорейтинговый журнал, который издается в Черногории. Уже согласован текст с турецкими коллегами. Сейчас идет вычитка текста на английском языке, готовы красивые цветные таблицы. И вскоре этот вид будет указан нами для Турции. Тем не менее впервые в мире он был обнаружен в Крыму. Надеемся продолжить его поиски и в других странах. Очень интересное насекомое.

- А чем оно еще примечательно? Какую роль стеклянница Ефетова играет в окружающей нас среде?

- Это насекомое - монофаг, то есть его гусеницы питаются только одним растением - шандрой. А поскольку это растение дикорастущее, сорнякует, никакого вреда этот вид стеклянницы не приносит. Но в биологии есть такая характеристика - виды, украшающие природу. Они тоже ценятся, охраняются, даже если не приносят непосредственную пользу. Хотя, по большому счету, в природе все взаимосвязано. Ведь, как оказалось, по крайней мере в Крыму этот вид - массовый, и он, как и пчелы, является активным опылителем цветковых растений, в том числе и полезных. Это явление еще предстоит изучить более детально. Не все представители семейства стеклянницы питаются во взрослом состоянии. А этот вид как раз ротовой аппарат имеет, поэтому активно питается на цветках и при этом опыляет растения. Что очень важно. И потом, взгляните на фото, это насекомое очень красивое и действительно украшает нашу природу. А еще оно как бы поднимает статус нашего региона, показывает уникальность его природы, потому что его типовое местонахождение (это научный термин) - Крым.

- А как турецкие коллеги отреагировали на ваш приезд, санкций не боятся? Или для настоящей науки границ нет?

- Они с большим уважением относятся к специалистам, сами-то они не смогли сделать это открытие. Я же приехал не только чтобы найти стеклянницу Ефетова. Турецкие коллеги несколько лет собирали насекомых из разных семейств и попросили, чтобы я уделил время на определение их видовой принадлежности. Более того, специально за 500 километров в Сивас - вторая точка нашего базирования - приехал еще один турецкий коллега и привез все, что он наловил на наши феромоны за последние три года. И я четыре дня сидел и определял этот материал. Сейчас мы готовим еще одну научную статью по этому поводу. Наше сотрудничество с турецкими коллегами - очень интенсивное и результативное, и оно продолжается, несмотря на санкции. Они обращаются ко мне, потому что я - специалист в этой области. Кстати, сейчас во многих странах наблюдается такая тенденция - приглашать российских специалистов как экспертов. Недавно я был в Москве, и там коллеги тоже рассказывали, что, например, Китай очень заинтересован в таком сотрудничестве и все время приглашает наших ученых. И турецкие коллеги тоже. Им же выгодно, чтобы кто-то пришел и все объяснил, - улыбается.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 28 августа 2024