Как отмечает директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко, если Крым в целом - это археологическая жемчужина нашей страны, то Керченский полуостров - сердцевина этой жемчужины.
- Так было всегда: Керченский полуостров - это та земля, где зарождалась наша отечественная археология вообще, - напоминает Вадим Майко. - Это та территория, где всегда работали лучшие экспедиции России начиная с середины, если даже не с первой половины XIX века. До сегодняшнего дня ситуация не меняется никак, поэтому совместная экспедиция с главным археологическим учреждением - это очень важно.
Работа крымских археологов, по словам Вадима Майко, нацелена в этом сезоне на выполнение конкретных планов и задач.
- В этом году наш институт археологии Крыма, как и в предшествующие годы, пытается выполнять план наших научно-исследовательских полевых работ, - отмечает эксперт. - Действительно, у нас существует государственное задание, на основании которого мы не можем не вести раскопки, археологические разведки. Благодаря им мы получаем информацию, которой потом делимся, результаты исследований мы публикуем и таким образом выполняем наше государственное задание. Конечно, возникают и так называемые хозрасчетные работы, связанные с хозяйственным освоением Крыма. В этом году их тоже довольно много, и они довольно интересные.
Испытания Нимфея
По словам старшего научного сотрудника Института археологии РАН Ирины Рукавишниковой, сезон-2024 на Керченском полуострове еще не закрыт.
- Наша комплексная экспедиция существует в новом виде, - отмечает она. - Мы ее возродили, работаем третий год. Мы воспринимаем все эти три года неделимо. Наши результаты, соответственно, еще только обобщаются. Самое интересное, о чем будем говорить, - отдельные археологические объекты, которые удалось открыть в этом сезоне.
- Мы сразу же включились в работу, и одним из основных объектов исследования нашей экспедиции стал участок знакового античного боспорского города Нимфей, его юго-западной части, - говорит научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Денис Бейлин. - Результаты, полученные в ходе нашей экспедиции, пролили свет на такие важные вопросы, как обеспечение водой городища, жизнь не укрепленной части городища.
Ученые узнали, что жителям древнего Нимфея выпало пережить водный кризис, а мощное землетрясение стало для города фатальным.
- Удалось открыть большой водосборный объект, который сложился в конце II - начале III столетия нашей эры, - открывает список Денис Бейлин. - Когда с плато Нимфейского городища постепенно начала уходить пресная вода, жители были вынуждены создавать такие временные гидротехнические сооружения. Нами на этой площади были открыты два древних колодца. Они рассказали нам о следах грандиозного масштабного землетрясения, которое разрушило городище Нимфей.
Не менее важным открытием стали для археологов древние глиняные карьеры.
- Нашей экспедиции удалось выявить грандиозные глиняные карьеры, - поясняет специалист. - В глинищах было найдено древнее орудие труда - железная мотыга. Это тот инструмент, которым древние люди работали, углубляясь и добывая глину.
Некрополь на Ак-Буруне
- Какие находки в Восточном Крыму стали самыми важными?
- Одной из находок десятилетия стало открытие раннего иудейского некрополя в районе мыса Ак-Бурун. Помогли нам его сделать местные жители. И наш выезд на место позволил выявить ряд древних склепов, собрать представительную коллекцию надгробных памятников. Я считаю это сенсацией. Потому что выявленный нами могильник, выявленные надгробные плиты позволяют нам говорить о том, что иудейская община в первых веках н.э. на Боспоре представляла достаточно большой пласт населения и оставила грандиозные надгробия.
- Как сложится судьба находок?
- За три года разведок нам удалось собрать более 40 надгробных плит. И в настоящее время с оформлением этой коллекции Восточно-Крымский музей-заповедник станет обладателем самой большой коллекции иудейских древностей в Северном Причерноморье как минимум. 22 надгробья и фрагмента содержат имена, стихотворные надписи. Это может дополнять, менять наше представление о существовании еврейской общины.
С 2015 года в изыскательной работе участвует восстановленная Кыз-Аульская экспедиция. Вот уже 9-й полевой сезон некрополь дает ученым впечатляющие находки.
- Выявлены надгробия, погребальные комплексы, великолепные находки драгоценных металлов, - приводит факты Денис Бейлин. - Они несут на себе даже стихотворные заклятия. И мы представляем, что думали, как жили древние люди, населявшие южную часть Керченского полуострова в степях возле моря.
К сожалению, в период с 90-х годов по начало 2000-х некрополь подвергся тотальному разрушению.
- Грабители разрушили массу уникальнейших погребальных памятников, - говорит собеседник. - Но, несмотря на это, удается найти великолепные вещи ювелирного искусства, фрагменты вооружения. В этом году стандартный склеп, который обещал находки, стал сенсацией. На стенах открытого в этом году погребального сооружения обнаружены росписи. Это антропоморфные изображения танцующих мужчин. Они свидетельствуют о повторном использовании погребального сооружения. Мы склонны видеть в этих изображениях раннее тюркское население. Или раннее средневековое население, которое использовало погребальные памятники в качестве жилища.
Подобные изображения пока единственные в Северном Причерноморье и в Крыму.
- Перед нами стоит задача не только грамотно зафиксировать все, что мы нашли, но и решать вопрос о сохранении. В задачи экспедиции входит не только открытие, получение информации и фиксация находок, но и сохранение культурного наследия, - отмечает Денис Бейлин.
Смотрящие «сквозь» землю
В этом году разведочный «Степной» археологический отряд проводит исследование на обойденном вниманием объекте в районе озера Чокрак.
Поставлена задача: зафиксировать «горящий» памятник.
- Мы занимаемся как сплошными разведками Керченского полуострова, так и фиксацией «горящих» памятников, - уточняет Денис Бейлин. - Это такие памятники, которые могут быть уничтожены либо на которых активно работают грабители. Один из уникальных памятников, обойденный вниманием археологов за последние 50 лет, это крепость-убежище, которую мы открыли в районе Чокракского озера. Это огромный некрополь скифского времени. Он занимает площадь около 14 га. Коллеги, которые сейчас занимаются исследованием в этом районе, открыли, и мы пытаемся совместно поставить на государственный учет, определить границы огромного сельского поселения. Привлекаем коллег, которые занимаются не разрушающими методами. В частности, из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова.
По словам Ирины Рукавишниковой, на археологических памятниках Крыма активно применяется неразрушающий метод исследования.
- Это замечательный современный метод ведения исследовательской деятельности, который позволяет нам «смотреть» сквозь землю, - говорит она. - Вопрос только в том, насколько эффективно применение этого метода на том или ином памятнике. Есть результаты по работе на разных объектах. Среди них - курганы, склепы, усадьбы античные.
- Где ученые «смотрят» сквозь землю в этом сезоне?
- Отряд с георадаром приезжает в Крым каждый сезон и работает на наших памятниках. В этом году была интересная задача: исследовать определенные трассы гидротехнических сооружений на древних городищах римского времени. По предварительным результатам, проведенные исследования дали блестящие примеры использования подобных технологий.